Понятие и принципы избирательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение проблем избирательного процесса в России.
В связи с этим, основными задачами служат:
- определить сущность избирательного процесса (понятие, принципы, структуру, стадии);
- выявить проблемы избирательного процесса (проблемы финансирования выборов, реализацию избирательных прав, институт сбора подписей, место и роль Центральной избирательной комиссии в избирательном процессе).

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и принципы избирательного процесса 4
2. Структура и основные стадии избирательного процесса 5
3. Проблемы финансирования выборов 8
4. Реализация избирательных прав 11
5. Институт сбора подписей в современной России 13
6. Место и роль Центральной избирательной комиссии России в современном избирательном процессе 18
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Problemy_izbiratelnogo_proccessa_v_Rossii.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Что касается полномочий, то следует обратить внимание на следующие недостатки. Так, в свете присущей Центральной избирательной комиссии изначально роли главного органа, ведающего вопросами избирательного права и процесса, к числу пробелов следует отнести отсутствие законодательно закрепленной возможности предварительного рассмотрения законопроектов, направленных на изменение избирательного законодательства, с вынесением заключения, обязательного к рассмотрению Государственной Думой. Важный пласт полномочий необходим ЦИК и в области обеспечения соответствия региональной нормативной базы и практики проведения выборов в субъектах РФ положениям федерального законодательства и международным электоральным обязательствам. К числу таковых следует отнести обязательную экспертизу проектов избирательных законов субъектов в Центральной избирательной комиссии на предмет их соответствия федеральному законодательству и признанным Россией международным избирательным стандартам.

Наконец, к числу  существенных пробелов в статусе  Центральной избирательной комиссии относится отсутствие четко закрепленных целей и задач ее деятельности. Выполнение Комиссией своих полномочий сегодня не подкрепляется их целевым назначением, а потому многие из них кажутся фрагментарными. Именно поэтому, для того, чтобы механизм функционирования Центральной избирательной комиссии действовал эффективно, необходимо закрепить конкретные цели и задачи деятельности Центризбиркома, что станет неким ориентиром в дальнейшем совершенствовании статуса Комиссии.

Подводя итог, следует  отметить, что несмотря на существенные изменения законодательства, затронувшие  в том числе главный избирательный  орган России, потребность в избирательной  комиссии, призванной с независимых  позиций и адекватно оценивать  избирательный процесс, остается. Именно поэтому кажутся недопустимыми идеи о преобразовании ЦИК в исполнительный орган либо возложении ее функций на Министерство внутренних дел. Представительное правление в России находится на стадии формирования, а степень доверия к исполнительной власти со стороны различных политических и общественных сил недостаточна для использования подобного зарубежного опыта в российском правовом поле. Истинное же место Центризбиркома, по нашему мнению, шире, чем занимаемое Комиссией сейчас. Это не только орган, обеспечивающий проведение выборов, но и орган, призванный играть существенную роль в демократическом развитии страны, в частности в деле продолжения демократического и правового просвещения граждан, реализации международных электоральных обязательств страны, отстаивания идеалов демократии. Такой комплексный подход нисколько не является преувеличенным, а наоборот вытекает из складывающихся сегодня правовых, демократических и политических условий проведения избирательного процесса, во многом еще нестабильного и подверженного постороннему влиянию. Подобные широкие функции закономерны, поскольку весь объем закрепленных в законодательстве России международных электоральных обязательств может быть реализован Комиссией только в условиях успешно развивающегося демократического процесса10.

В Конституции  РФ одним из политических прав граждан  является право избирать и быть избранным  в органы государственной власти РФ. Выборы являются формой непосредственной демократии, когда от волеизъявления каждого зависит будущее страны.

На протяжении всей истории развития избирательного процесса, документы строгой отчетности видоизменялись. Взаимосвязь политической обстановки в государстве и избирательных  бюллетеней всегда существовала.

Так, если на выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва, в открепительных удостоверениях указывались фамилия, имя, отчество гражданина, то на выборах Президента РФ, которые состоятся 02.03.2008г., обязательно указываются также и паспортные данные. Подобные меры направлены на предотвращение угрозы подделки открепительных удостоверений.

Изучение подобных мер является целесообразным для  повышения политического самосознания граждан, нарушения избирательных  прав и предотвращения фальсификаций  результатов выборов11.

Проведенное исследование показало, что изменения формы, содержания и защиты некоторых документов строгой  отчетности в избирательном процессе являются результатом кардинальных изменений в политическом и государственном  устройстве государства. Отражая действующие процессы в стране, данные документы являются также и итогом деятельности органов государственной власти и их взаимодействии с институтами гражданского общества. Активная государственная политика на федеральном и местном уровнях позволит избежать неэффективности предпринятых мер в области института выборов в РФ.

 

Заключение

 

Таким образом, избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации.

Избирательный процесс как юридический процесс  подготовки и проведения выборов  имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
  • образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

Финансирование  выборов в РФ, является сложным, комплексным  институтом, содержание и функционирование которого вызывает значительное количество вопросов нерешенных как в современной  науке, так и практике.

Особый интерес в настоящее время представляют проблемы правового регулирования финансирования отдельных избирательных кампаний кандидатов, партий и их блоков.

Для более качественного обеспечения избирательных прав в Российской Федерации необходимы, во-первых, комплексный анализ норм различных отраслей права, приведение норм различных отраслей права в вопросах реализации избирательных прав граждан к единообразию, во-вторых, расширить полномочия избирательных комиссий, как органов, работа в которых обеспечивает высокую степень профессионализма в области избирательно права, в-третьих, обеспечить взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, путем внесения соответствующих положений в акты, регламентирующие их деятельность, в-четвертых, обеспечить должную судебную защиту избирательных прав.

Также, считаем необходимым внести соответствующие изменения в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", обязывающие осуществлять предвыборную агитацию исключительно на бесплатной основе.

Проведенное исследование показало, что изменения формы, содержания и защиты некоторых документов строгой  отчетности в избирательном процессе являются результатом кардинальных изменений в политическом и государственном  устройстве государства. Отражая действующие процессы в стране, данные документы являются также и итогом деятельности органов государственной власти и их взаимодействии с институтами гражданского общества. Активная государственная политика на федеральном и местном уровнях позволит избежать неэффективности предпринятых мер в области института выборов в РФ.

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 08.07.2005г. Юркнига, 2006

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т.2. - М.: Юристъ, 2007

3. Бахрах Д.Н., Россиниский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005

4. Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007

5. Головин А. Г. Избирательное право России. М., 2007

6. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие. - М.: Норма, 2005

7. Колюшин Е.И. Вопросы конституционных основ избирательной системы / Конституция как символ эпохи: в 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. - Т.1. - М., 2004

8. Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007

9. Вешняков А. А.: обязательное голосование не противоречит нормам демократии // Конституционное и муниципальное право, 2007, №7

10. Иванов С.А. Юридическая сила инструкций ЦИК РФ и их место в правовой системе. // Российское право. 2006г №7

11. Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в РФ // Право и политика. - 2006. - №9

12. Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России // Российское право. 2007, №5

1 Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007

2 Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007

3 Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007

4 Головин А. Г. Избирательное право России. М., 2007

5 Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электорально-правовая культура: Учебно-практическое пособие. - М.: Норма, 2005

6 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т.2. - М.: Юристъ, 2007

7 Миронов Н.М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в РФ // Право и политика. - 2006. - №9

8 Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007

9 Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007

10 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - В 2 т. Т.2. - М.: Юристъ, 2007

11 Колюшин Е.И. Вопросы конституционных основ избирательной системы / Конституция как символ эпохи: в 2 т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. - Т.1. - М., 2004


Информация о работе Понятие и принципы избирательного процесса