Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:14, реферат
Право человека- это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
Проблема прав человека-принадлежность отнюдь не только нашего времени. Это одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса объясняется тем, что осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.
Отсчет истории прав человека в их нынешнем виде следует вести от Декларации независимости США и Великой французской революции.
Введение……………………………………………………………………………...3
I. Основные права человека и гражданина………………………………………...5
II. Политические права и свободы человека и гражданина……………………......……………………………………………..….12
Заключение……………………………..……………………….…………………..33
Список использованной литературы…………...…………………………………35
Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на « два сорта» лишено практического значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.
В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и в науке под правами человека обычно понимается то же, что и под правами гражданина, личности, субъекта, индивида, лица. Не случайно некоторые ученые-правоведы либо не разделяют этой концепции, либо делают существенные оговорки. Здесь многое заимствовано из прошлого, сохраняется по традиции.
Принятие нашей страной в 1991 г. декларации прав человека и гражданина имело огромное общественное значение, так как этот без преувеличения исторический политико-правовой и нравственно-гуманистический акт определил принципиальную позицию России по вопросу, который на протяжении многих десятилетий был камнем преткновения во взаимоотношениях СССР со всем цивилизованным миром, ареной идеологического противостояния.
Как известно,
Советский Союз воздержался при
голосовании в ООН
в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека
и лишь позже присоединился к ней. Международный
пакт о гражданских правах 1966 г. СССР подписал,
но никогда полностью не выполнял. Только
с наступлением разрядки, прекращением
«холодной войны» (вторая половин 80-х гг.)
эта позиция была пересмотрена. Существенным
прорывом в данной области было признание
идей естественных прав, которые ранее
отвергались как неприемлемые для «социалистического
строя» и марксистского мировоззрения.
Это признание привело к переоценке всей
гуманитарной политики государства, изменению
его «идеологических позиций» на международной
арене. Была устранена одна из коренных
причин долголетних разногласий между
Советским Союзом и остальным миром. Теперь
страна может беспрепятственно интегрироваться
во все мировые и европейские структуры
в целях взаимовыгодного сотрудничества
с другими народами. Итак, важнейшие отличительные
особенности закрепленных в российской
Конституции основных прав и свобод состоят
в том, что они даны
человеку от
природы, носят
естественный и неотчуждаемый характер,
выступают в качестве высшей социальной
ценности, являются непосредственно действующими,
находятся под защитой государства, соответствуют
международным стандартам.
II. Политические права и свободы человека и гражданина
В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические — гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).
Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации, даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. З Конституции).
Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерацию», при поступлении на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Формой
привлечения граждан к решению
государственных дел является их
участие в отправлении
Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединить свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации. Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей ил выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.
Российская
Федерация демократическое
П. 2 ст. 6 Конституции гарантирует, что
"каждый гражданин Российской Федерации
обладает на ее территории всеми правами
и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией Российской
Федерации". Именно гражданин Российской
Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает
на территории России всей полнотой прав
и свобод, предусмотренных Конституцией.
Во второй части комментируемой статьи
(ст. 6 п. 2 Конституции РФ) закреплен важнейший
принцип правового положения гражданина
России, который имеет ключевое значение
для правильного понимания всей системы
его основных прав и свобод, их соотношение.
Здесь особо подчеркивается, что все граждане
РФ несут равные обязанности перед государством.
В отличие от основных личных прав, которые
по своей природе неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения как человеку, политические
права и свободы связаны с обладанием
гражданством государства. Это и есть
различие, отражаемое Конституцией: "личные
права" - каждому, политические - "гражданам".
Связь политических прав с гражданством
не означает, однако, что они носят вторичный
характер, производны от воли государства
и не являются естественными правами каждого
гражданина демократического государства.
В силу их характера эти права нельзя рассматривать
в качестве установленных, предоставленных
государством. Так же как и личные права
человека, государство их признает, соблюдает
и защищает. Это прямо закреплено в ст.
2 Конституции Российской Федерации. (Е.
И. Козлова, О. Е. Кутафин Конституционное
право Российской Федерации: учебник,
М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.
3. стр. 203) "Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав свобод человека
и гражданина - обязанность государства"
(Конституция РФ, Комментарий, стр. 63, под
общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина,
Р. Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература")
Основные права гражданина - это, прежде
всего, его конституционные права и свободы.
Это вытекает из сопоставления статьи
17 со статьей 55, где предусмотрено, что
перечисление в Конституции РФ (далее
по тексту - Конституция) основных прав
и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина. Вместе
с тем в части второй статьи 17 речь идет
только об основных правах и свободах
человека, что позволяет подчеркнуть их
особые свойства - неотчуждаемость и естественный
характер (принадлежность каждому от рождения)
. Все права человека и гражданина связаны
не только с фактом его рождения, но и с
наличием других, предусмотренных законом
обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность
и недопустимость лишения этих прав и
свобод. Однако, если гражданин совершает
преступление, попирающее существующие
устои и правила общества и его жизни,
то государство просто вынуждено идти
в этих случаях на ограничение (Не лишение!!!)
его основных прав и свобод. Иногда это
даже приводит и к ограничению права на
жизнь (ст. 12 Конституции п. 1) , если существование
в законе статьи предусматривает за такое
преступление эту крайнюю меру.
Естественный характер прав гражданина
вытекает из того, что носителем суверенитета
единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ (Ст. 3 Конституции РФ). Эта важнейшая
основа конституционного строя Российской
Федерации реальную и практическую реализацию
получает через политические права каждого
человека. Именно это взаимодействие и
обеспечивает должное их применение и
реализацию их в повседневной жизни. Государство
обязано гарантировать защиту прав граждан
в случае их умаление тем или иным способом.
Гарантия судебной защиты, закрепление
этого права в иных законодательных актах
и обеспечивает в общей мере эту защиту.
Осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права
и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны
обеспечить реализацию многообразных
интересов индивида в различных сферах
общественных отношений. Они предоставляют
ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных
интересов и вместе с тем определяют границы
его свободы. Ни одно общество не может
предоставить человеку чрезмерную свободу,
потому что это может привести к многочисленным
столкновениям со стороны различных слоев
населения, пытающихся реализовать только
их интересующие проблемы.
Вот почему вся система прав и свобод строится
таким образом, чтобы обеспечить законные
интересы людей и предотвратить возможное
ущемление их прав и свобод в результате
злоупотребления ими со стороны отдельных
лиц. Признание прав и свобод человека
и гражданина непосредственно действующими
означает, что человек и гражданин могут
осуществлять свои права и свободы, а так
же защищать их в случае нарушения, руководствуясь
Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде
всего, следует отметить всеобщее равенство
не только по расовому и социальному, но
и по равенству полов перед судом, т.е.
право на судебное разбирательство о нарушении
того или иного права предоставлено всем
без исключения. Это гарантирует Статья
19 Конституции РФ, которая гласит, что:
1. Все
равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а так же других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой и религиозной
принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права
и свободы и равные возможности для их
реализации. Это так же подтверждено в
статье 8 Всеобщей декларации прав человека,
согласно которой "каждый человек имеет
право на эффективное восстановление
в правах компетентными национальными
судами в случае нарушения его основных
прав, предоставленных ему Конституцией
или законом. " Данная статья корреспондирует
части первой статьи 46 Конституции Российской
Федерации: "Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод. ",
она же и развивает положения части первой
вышеуказанной 19 статьи (ее первой части).
Этой цели, прежде всего, служит принцип
формально-юридического равенства, т.е.
равенства всех перед законом. Если же
права и свободы были ущемлены в результате
злоупотребления ими со стороны другого
лица, государство предоставляет возможность
первому защитить свои права всеми способами,
не запрещенными законом. Причем он имеет
право использовать государственные способы
защиты своих прав и свобод, которые гарантируются
ему Конституцией. Если какие-либо положения
нормативного юридического акта прямо
или косвенно ущемляют права человека,
этот акт подлежит отмене в соответствии
с установленными процедурами.
Особая роль здесь принадлежит Конституционному
суду Российской Федерации, который призван
разрешать дела о соответствии Конституции
законодательных и иных нормативных юридических
актов.
В отличие от личных, политические права
и свободы нацелены на активное включение
каждого индивидуума в жизнь страны, в
управление ее делами. Эти права и свободы
создают условия для закрепления связей
между человеком и обществом, гражданином
и государством. От того, какого состояние
политических права и свобод, во многом
зависит прочность устоев конституционного
строя, реальность его демократизма уровень
политической культуры у населения. Вместе
с тем политические права и свободы развиваются
не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод,
во взаимодействии с ними и, прежде всего,
при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего, следует отметить, что хотя
политические права и свободы широко декларировались
в прошлом и даже служили украшением на
фасаде советской власти, их реализация
была затруднена. В частности монополия
на определение состава Советов у партийного
аппарата искажала смысл избирательных
прав. Многопартийность на практике не
допускалась, профсоюзы и другие общественные
организации рассматривались как придатки
партийно-государственной машины. В таких
условиях политические права и свободы
способствовали отторжению государства
от народа, и рождению у последнего недоверия
к институту демократии.
Теперь хотелось бы уделить немного внимания
классификации прав и свобод личности.
Существует несколько классификаций,
а именно: в каком порядке расположить
конституционные права и свободы, с каких
прав начать эту классификацию и какие
права являются главными по отношению
к другим правам и свободам. Критерием
данной классификации выступает сфера
проявления свобод личности:
1. Права и свободы, складывающиеся в сфере
личной свободы и индивидуальной безопасности,
право на жизнь, право на честь и достоинство.
2. Права и свободы, складывающиеся в сфере
экономической свободы, связанные со вступлением
человека в экономические отношения. Например,
право собственности, свобода труда, право
предпринимательской деятельности.
3. Права в сфере духовной и культурной
жизни. Например, свобода печати, свобода
средств массовой информации, свобода
преподавания.
4. Права в сфере общественной свободы,
которые реализуются не индивидуально,
а коллективно: право на объединение, право
на коллективные петиции и обращения.
В настоящей Конституции Российской Федерации,
принятой всенародным общим голосованием
12 декабря 1993 г., принята и существует следующая
классификация прав и свобод личности
и гражданина Российской Федерации: 1.
Личные права; 2. Политические права; 3.
Социально-экономические права; 4. Права
по защите других прав; Обратимся же теперь
непосредственно к политическим правам
гражданина Российской Федерации, прямо
закрепленных за ним в Конституции Российской
Федерации.
Основные политические права начинают
действовать непосредственно с момента
достижения гражданином Российской Федерации
совершеннолетия. Это прямо выражено в
ст. 60 Конституции Российской Федерации,
которая гласит, что: Гражданин Российской
Федерации может самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и обязанности
с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина
устанавливается полная дееспособность
гражданина. Дееспособность - юридическая
возможность своими действиями создавать
или изменять права и обязанности. В этом
и есть отличие от правоспособности, которая
присуща человеку с рождения и является
неотъемлемой частью человеческого статуса.
Достигнув совершеннолетия, гражданина
Российской Федерации осуществляет права
во всех областях политической, экономической
и личной жизни и несет ответственность
за результаты своих действий.
Право участия в управлении делами государства,
быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления, равный
доступ к государственной службе и участие
в отправлении правосудия.
Прежде всего, следует уделить внимание
тому, что наиболее затрагивающим все
иные политические права и свободы, является
право участвовать в управлении делам
государства которое закреплено в ст.
32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2.
Положение данной статьи непосредственно
вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации
прав человека, а так же из статьи 25 Международного
пакта о гражданских и политических правах,
которая предписывает, что каждый гражданин,
без какой бы то ни было дискриминации
и без необоснованных ограничений имеет
право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных
дел как непосредственно, так и через посредство
свободно выбранных представителей;
2) голосовать и быть избранным на подлинных
периодических выборах, производимых
на основе всеобщего и равного избирательного
права при тайном голосовании и обеспечивающих
свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться в своей стране на общих
условиях равенства к государственной
службе.
Участие граждан в управлении делами своего
государства, будь то непосредственно
(т.е. путем референдума, выборов или личного
участия в деятельности органов государства)
или через избираемых ими же представителей
в органах государственной власти или
местного самоуправления, является выражением
суверенитета народа и формой осуществления
им своей власти. При анализе механизма
народовластия различают две главные
формы демократии: прямую (непосредственную)
и осуществляемую через органы, прежде
всего представительные учреждения и
другие выборные органы. Конституция объявила
референдум и выборы не вообще высшим
выражением власти народа, а высшим непосредственным
ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной
демократии.
Что касается опоследовательного осуществления
народом своей власти (через органы государства
и органы местного самоуправления), то
здесь нужно, прежде всего, обратить внимание
на следующее. В ранее действовавшей Конституции
говорилось о том, что народ осуществляет
государственную власть "через Советы
народных депутатов, составляющие основу
Российской Федерации" (ст. 2 Конституции
1978г.). В действующей Конституции применена
другая формула: "через органы государственной
власти". Таким образом, представительные
органы государственной власти уже не
подняты над всеми остальными государственными
органами; они утратили статус “политической
основы государства”. Все это отражено
закреплением в действующей Конституции
принципа разделения властей в качестве
одной из основ конституционного строя
вместо закреплявшегося ранее принципа
верховенства и полновластия Советов
(см. комментарий к статье 10) .
3. В части третьей комментируемой статьи
названы формы непосредственного осуществления
народом принадлежащей ему власти, имеющие
наибольшую социальную значимость: референдум
и выборы.
Референдум есть голосование по тому или
иному вопросу; решения, принятые на референдуме,
сами по себе обладают юридической силой
и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Согласно Конституции, референдум назначается
Президентом Российской Федерации в порядке,
установленном федеральным конституционным
законом (см. комментарий к статье 84) .
Выборы – наиболее часто и широко применяемая
форма непосредственной демократии. Ими
охватывается сложный процесс, именуемый
избирательной кампанией, которая начинается
с назначения даты выборов и завершается
определением итогов голосования. Выборы
– один из важнейших способов формирования
государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые
проводятся без какого-либо принуждения
относительно как явки на выборы, так и
голосования (“за” или “против”). Наибольшую
свободу выбора дает наличие нескольких
баллотирующихся кандидатур, Согласно
Конституции Российской Федерации, порядок
выборов Президента и депутатов Государственной
Думы устанавливается федеральным законом
(см. комментарий к части четвертой статьи
81 и части второй статьи 96) .
Именно референдум обеспечивает наиболее
полное участие граждан в управлении делами
государства.
Избирательное право граждан наступает
с момента их совершеннолетия, когда гражданин
становится (как и указывалось выше) полностью
дееспособным лицом и имеет право в полной
мере пользоваться политическими правами
и свободами. Следует отметить, что право
гражданина быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления (ст.
32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с
18 лет (пассивное избирательное право),
либо позднее и с наличием особых прав
(постоянное проживание на территории
Российской Федерации непосредственно
перед выбором, а так же обладание гражданством
РФ). В частности можно привести пример,
что для избрания в депутаты Государственной
Думы - обязательный возрастной ценз составляет
21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституции
РФ; для осуществления полномочий Президента
Российской Федерации обязательно постоянное
проживание на территории Российской
Федерации не менее 10 лет и возрастной
ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще
существуют иные данные для избрания и
осуществления полномочий (в частности,
наличие опыта работы в руководящих структурах,
высокая правовая грамотность).
Участие же в референдуме имеет низший
возрастной ценз, который составляет в
России всего 18 лет и не сопряжено для
гражданина России ни с какими другим
ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное
право не означает, что не существует никаких
ограничений в этой области. В частности,
это касается граждан, которые не способны
по своему умственному или же психическому
состоянию в полной мере осуществлять
свои гражданские права и исполнять гражданские
обязанности (за ним в судебном порядке
признается недееспособность - т.е. они
не могут выступать в качестве субъекта
правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются
также лица, содержащиеся в данный момент
под стражей, т.е. в отношении которых есть
законное постановленье (решение) суда,
которое уже вступило в силу. Однако лица,
находящиеся под следствием, если в отношении
их еще не вынесен приговор суда и они
не признаны виновными в том или ином преступлении,
которое влечет за собой лишение свободы,
имеют полные избирательные права. Ограничение
их избирательных прав во внесудебном
порядке является актом произвола.
Обратимся теперь к праву граждан на равный
доступ к государственной службе.
Это одна из новых норм для Конституции
Российской Федерации. Ее включение означает
не только приведение Конституции и законодательства
в соответствии с нормами международного
права, но и снятие ограничения на партийность
(обязательное членство в КПСС), национальность,
родственники за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных
возможностей и отсутствие дискриминации
по каким-либо признакам. ст. ст. 26 ч. 1,19
ч. 2,28.
Право поступления на государственную
службу имеют граждан Российской Федерации,
достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если
иное не установлено законами Российской
Федерации. Не допускается установление
при приеме на государственную службу,
каких бы то ни было прямых или косвенных
ограничений в зависимости от расы, пола,
национальности, языка, социального происхождения,
имущественного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям.
Но следует забывать, что во всем мире
существует система конкурсов, тестирования,
собеседований. Так, утвержденное Указом
Президента Российской Федерации от 22
декабря 1993г. Положение "О федеральной
государственной службе" предполагает
прием на государственную службу либо
в порядке назначения, либо в порядке конкурса
(п. 22) , 22. Прием на государственную службу
осуществляется в порядке назначения
или конкурса при наличии соответствующего
образования, опыта работы, квалификации
по государственной должности, если иное
не предусмотрено законом Российской
Федерации, а так же регулярные аттестации
государственных служащих.
Государственный служащий, занимающий
государственную должность, подлежит
аттестации не чаще одного раза в год,
но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная
комиссия формируется руководителем государственного
органа. В случае признания аттестационной
комиссией государственного служащего
не соответствующим занимаемой государственной
должности он может быть направлен на
профессиональную переподготовку либо,
с его согласия, понижен в должности. Порядок
и условия проведения аттестации государственных
служащих устанавливаются актами законодательства
Российской Федерации.
Участие граждан в отправлении правосудия
долгое время имело форму выборов народных
судей и народных заседателей либо участия
в работе суда в качестве судей и народных
заседателей. В настоящее время осуществляется
в России поэтапное введение института
присяжных заседателей, назначаемых путем
жребия для участия в рассмотрении конкретного
дела и вынесения решения по существу
(виновен - невиновен) как основы приговора
суда. Это так же предусматривает открытое
разбирательство дел во всех судах, что
предполагает пассивное участие граждан
в отправлении правосудия.
Суд присяжных заседателей образуется
при краевом, областном, городском суде
и действует в составе судьи и 12 присяжных
заседателей; в его работе обязательно
участвуют государственный обвинитель
и защитник. (Комментарии к Конституции
РФ под редакцией акад. Топорнина Б. Н.
М., Юр. Литература 1994, ст. 123, стр. 520) .
Информация о работе Политические права и свободы человека и гражданина