Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:51, отчет по практике
В соответствии с учебным планом я проходила производственную практику в частной нотариальной конторе Ашинского нотариального округа города Аши с 02 апреля по 22 апреля 2012 года. Совместно с руководителем практики, непосредственно, в нотариальной конторе был составлен план прохождения практики, который я успешно выполнила.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Нормативное правовое регулирование нотариата РФ……………………………5
2 Частный нотариат……………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………..................14
Список использованных источников………………………………………………….17
Приложение А
Введение…………………………………………………………
1 Нормативное правовое
регулирование нотариата РФ…………
2 Частный нотариат……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Прохождение производственной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области юриспруденции. Во время её прохождения будущий юрист применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике. Основными задачами производственной практики являются - получение практического опыта работы в качестве юрисконсульта, улучшение качества профессиональной подготовки, воспитания специалиста в духе уважения к закону, закрепление полученных знаний по общим и специальным правовым дисциплинам, проверка умения студентов пользоваться законодательством.
В соответствии с учебным планом я проходила производственную практику в частной нотариальной конторе Ашинского нотариального округа города Аши с 02 апреля по 22 апреля 2012 года. Совместно с руководителем практики, непосредственно, в нотариальной конторе был составлен план прохождения практики, который я успешно выполнила.
В процессе прохождения производственной практики мною были проведены следующие мероприятия:
- ознакомление с
- ознакомление с локальными нормативными актами (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, инструкция по делопроизводству);
- ознакомление с нотариальными
реестрами и порядком их
- ознакомление с видами завещаний и их составление;
- составление проектов гражданско-правовых договоров (договор безвозмездного пользования квартирой, брачный договор, договор дарения , договор купли-продажи, договор ренты и др.).;
- составление доверенностей,
согласий на вывоз
- проверка представляемых документов согласно перечня (по ситуации);
- использование электронных правовых систем "Гарант", "Консультант Плюс".
Основная идея разработки проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее также - законопроект) заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан.
Целями законопроекта являются:
- более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;
- обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;
- уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;
- подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
- определение порядка хранения нотариальных архивов;
- уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;
- более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;
- определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля над их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат.
Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления нотариальной деятельности.
В настоящее время основным нормативным правовым актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. (далее также - Основы).
В систему нотариата входят не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, в эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий; должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия на территории других государств; правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц.
Указанный нормативный
правовой акт не в полной мере отвечает
современным социально-
В соответствии с Основами нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (далее также – госнотконторы) или занимающиеся частной практикой (смешанная модель).
По состоянию на 1 января 2009 г. в Российской Федерации действовало 7 357 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 55 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. При этом наличие госнотконтор не решает проблему обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 31 декабря 2006 г. было учреждено 7 469 должностей нотариуса, при этом 251 должность оставалась вакантной. Вакантные должности сохраняются на протяжении длительного периода. В 2002 г. их было 288, в 2003 г. – 298, в 2004 г. – 275, в 2005 г. - 262.
Связано это, прежде всего, с отсутствием законодательного урегулирования ряда вопросов, касающихся порядка открытия, деятельности и упразднения государственных нотариальных контор.
Возложение обязанности по их финансированию и материально-техническому обеспечению на субъекты Российской Федерации вызывает неопределенность при реализации функций исполнительных органов власти федерального уровня, в том числе по открытию и упразднению госнотконтор и осуществлению контроля за их деятельностью, не предусмотрены основания принятия решения об открытии указанных контор, не решен вопрос об органе государственной власти, определяющем количество работающих в них нотариусов, неясен статус и порядок назначения на должность этих нотариусов, а также помощников, стажеров и других сотрудников, работающих в госнотконторах.
Решение указанных вопросов невозможно при сохранении обязанности по финансированию и материально-техническому обеспечению госнотконтор за субъектами Российской Федерации, однако даже возложение этой обязанности на федеральный бюджет не снимет вопросов, касающихся статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
В связи с изложенным представляется целесообразным введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата, при которой нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации.
Переход к данной модели может быть осуществлен одновременно или поэтапно в течение определенного срока.
Законопроектом предлагается сохранить право совершать отдельные виды нотариальных действий за уполномоченными должностными лицами местного самоуправления в случае отсутствия в поселении нотариуса и уполномоченными должностными лицами консульских учреждений на территории других государств; а также предоставить право совершать нотариальные действия за пределами Российской Федерации должностным лицам дипломатических представительств Российской Федерации.
В то же время законопроектом предлагается установить требования к указанным должностным лицам о наличии образования, стажа работы, прохождении соответствующей подготовки, предусмотреть контрольные функции Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации за совершением ими нотариальных действий.
Предлагается также предусмотреть ведение реестров лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия, возложив обязанность по ведению реестра нотариусов и должностных лиц местного самоуправления на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Законопроектом будет предусмотрено, что его действие не распространяется на правоотношения, возникающие в ходе совершения действий, приравненных к нотариальным, виды которых определяются иными федеральными законами. Законопроект направлен на реализацию защиты прав и законных интересов граждан и организаций, осуществляемой путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариат – особый публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, призванный обеспечить исполнение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи.
Законопроектом предлагается в интересах граждан и иных участников гражданского оборота использовать потенциал института нотариата в полном объеме, в связи с чем предусматривается:
- введение ряда новых
нотариальных действий, а также
возложение на нотариуса
- расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, и отнесение к ним, в частности, исполнительных надписей в сфере договорных гражданско-правовых обязательств, нотариально удостоверенных вексельных протестов, а также иных нотариальных актов в случаях, установленных федеральным законом;
- законодательное закрепление
доказательственной силы и
Появление нотариусов, занимающихся частной практикой, вызывает сегодня множество споров и кривотолков. Принятие 11 февраля 1993года Верховным Советом Российской Федерации Основ законодательства регламентировало построение свободного нотариата. Однако ориентир нотариальной службы на гарантию рыночных отношений породил новые проблемы. Государству кажется, что "частники" слишком много берут у казны. А там, где большие деньги, не дремлют и криминальные структуры.
В настоящее время "частный" нотариус за свои ошибки несет полную материальную и моральную ответственность. Он обязан заключить договор страхования своей деятельности, а это и есть тот фонд, который гарантирует потерпевшему возмещение вреда.
Тарифы за оформление документов, сделок для государственных и частнопрактикующих нотариусов одинаковые, но при этом государство не несет абсолютно никакой материальной ответственности, а тем более моральной, перед гражданином или предприятием в случае нарушения его прав государственным нотариусом. К государственным и частным нотариусам при перечислении в казну налогов применяется совершенно разный подход. Государственный нотариус получает заработную плату. Должностные оклады определяются органом юстиции на местах и федеральным Министерством юстиции. А частный получает все, что он взыскивает с гражданина, предприятия, по крайней мере, именно эта сумма тарифа признается налоговыми органами его доходом. Хотя из этого дохода он выплачивает все обязательные платежи и налоги государству. К тому же свою деятельность частнопрактикующий нотариус обеспечивает сам полностью, а это и канцтовары, и компьютеры, и мебель, и аренда или приобретение помещения под контору. В 1996 году на содержание нотариальных контор частнопрактикующим нотариатом было потрачено 8 млрд. рублей, при этом перечислено в местный бюджет 15 млрд. рублей, в Пенсионный фонд - 3 млрд. рублей, в территориальный медицинский фонд страхования 1,5 млрд. рублей.
Слово "нотариус" и
происходит от латинского "nota", что
значит буква закона. То есть нотариус
- это человек, буквально исполняющий закон. У него всегда были и есть
ряд функций, документов, которые являются
процессуальными, не требующими доказательств.
Но, несмотря на то, что, по сути и содержанию,
по своим профессиональным обязанностям
нотариус выполняет правоохранительные
функции, в систему правоохранительных
органов нотариат никогда включен не был,
хотя Министерство юстиции относится
кправоохранительныморганам1. Правоохранительные
органы - это ведь система, охраняющая
права. Тем же самым занимается и нотариус.
Своей деятельностью он обеспечивает
права граждан и юридических лиц. Здесь
парадоксально то, что нотариус всегда
входил лишь в номенклатуру Минюста, но
не в правоохранительные органы.
И сейчас частный нотариус наделяется
полномочиями приказом начальника отдела
юстиции. Частнопрактикующий нотариат
не состоит в профессионально-трудовых
отношениях ни с кем, потому что существует
самостоятельная система финансирования.
То, что нотариус назначается на должность
отделом юстиции, это не трудовые отношения.
Государство наделяет свободный нотариат
лишь полномочиями в лице органа юстиции,
дает право на ведение от его имени нотариальных
действий.
Информация о работе Отчет по практике в частной нотариальной конторе