Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, реферат
Институт нотариата - один из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов. Нотариат - это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ НА ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ………..……...……………4
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ…………………………………8
2.1. Заявление о морском протесте…………………………………………………....…9
2.2. Сроки заявления о морском протесте ……………………………………………..11
2.3. Составление акта о морском протесте…………………………………………..…12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ НА ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ………..……...……………4
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНИЕ
МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ…………………………………
2.1. Заявление
о морском протесте………………………………
2.2. Сроки заявления о морском протесте ……………………………………………..11
2.3. Составление
акта о морском протесте…………………
ВВЕДЕНИЕ
Термин “нотариат” происходит от латинского слова “notarius”, что означает “писец”, “секретарь”.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате1 нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.2
Институт нотариата - один из инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов. Нотариат - это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности.3
ГЛАВА 1. ПРИНЯТИЕ НА ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Все нотариусы, а также уполномоченные должностные лица консульских учреждений Российской Федерации за границей в соответствии со ст. 97 Основ законодательства о нотариате обязаны в случаях обращения к ним с соответствующей просьбой принимать на хранение документы. При этом они обязаны принимать любые документы: и выданные различными организациями (например, об образовании, о работе, о регистрации актов гражданского состояния, о награждении и т.п.), и исходящие от граждан (например, письма, рукописи, чертежи, рисунки и т.п.). Однако секретные документы на хранение не принимаются.
Принимая документы на хранение, нотариусы обязаны обеспечить их сохранность в том состоянии, в каком они поступили в нотариальную контору, а также возвратить их по первому требованию в установленном законом порядке.
Для совершения рассматриваемого нотариального действия к нотариусам и уполномоченным должностным лицам консульских учреждений могут обращаться не только граждане, но и юридические лица. При совершении этого нотариального действия устанавливается личность обратившегося гражданина (представителя юридического лица).
По действующему законодательству документы принимаются на хранение либо с обозрением их, либо в закрытой упаковке.
Принимая документы в открытом виде, нотариус в соответствии с требованием, закрепленным в ч. 1 ст. 97 Основ законодательства о нотариате, должен составить их опись.4
Опись представляет собой документ, составленный и подписанный лицом ее производящим. Нотариус, принимая документ на хранение, описывает его, в частности, он указывает дату составления документа, его номер, наименование, содержание, кем и когда выдан. Если документ помечен грифом “секретно” или “для служебного пользования”, нотариус рекомендует сдать его на хранение по месту работы лица.
Принимая документы на хранение, нотариус определяет состояние каждого из них (ветхость, сырость, оборван и т.п.) и оговаривает это в описи, поскольку подлинник документа сдают ему с надеждой на сохранность, как самого документа, так и его содержания.
Это обусловлено тем, что нотариус полностью ответственен за принятые на хранение документы.5
В описи также указываются:
- фамилия, имя, отчество лица, сдавшего документы на хранение и его место жительства;
- срок, на который документы сдаются на хранение.
Опись составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, обратившимся для совершения этого нотариального действия, а также нотариусом. Свою подпись нотариус скрепляет печатью.
По просьбе обратившегося лица нотариус в соответствии с нормой, содержащейся в ч. 2 ст. 97 Основ, может принять документы на хранение и без описи, если они упакованы надлежащим образом. Принимая упаковку, нотариус предлагает лицу, сдающему документы, подписать ее, а затем сам подписывается на упаковке и скрепляет ее своей печатью. В случаях принятия документов в упаковке и без описи нотариус несет ответственность за сохранность упаковки.
Согласно ч. 3 ст. 97 Основ лицу, сдавшему документы на хранение, выдается свидетельство по установленной Министерством юстиции РФ форме:
Форма № 22
Место выдачи свидетельства (село, поселок, район, город, край, область, республика полностью).
Дата (число, месяц, год) выдачи свидетельства прописью.
Я (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), на основании статьи Основ законодательства Российской Федерации о нотариате удостоверяю, что (фамилия, имя, отчество, место постоянного жительства или преимущественного пребывания) « » года сдал на хранение в (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа) по адресу: (указывается адрес офиса нотариальной конторы) сроком на (указывается срок прописью) документы согласно прилагаемой описи.
Личность сдавшего на хранение документы установлена.
Зарегистрировано в реестре за № Взыскано госпошлины (по тарифу) _
Нотариус (подпись нотариуса)
Печать6
Принятые на хранение документы хранятся в отдельном пакете в железных шкафах или сейфах, опечатанных печатью нотариуса.
Принятые нотариусом на хранение документы возвращаются:
- лично лицу, сдавшему документы на хранение;
- лицу, уполномоченному действовать от имени лица, сдавшего документы на хранение;
- лицу, указанному в решении суда.
Для получения сданных на хранение документов, обратившееся лицо должно предъявить нотариусу документ, удостоверяющий его личность (если обратилось уполномоченное лицо - также документ, подтверждающие его полномочия), свидетельство о принятии документов на хранение и опись документов (если она составлялась при приеме документов на хранение).
Нотариус сверяет представленную опись с экземпляром описи, хранящейся у него, и если она не вызывает сомнений и нет претензий в отношении установления личности лица, обратившегося к нотариусу за получением документов, то нотариус выдает хранившиеся у него документы.
О выдаче документов нотариус делает отметку в описи либо, если опись не составлялась - в свидетельстве.7
В случае, когда лицо, сдавшее документы на хранение, или его законно уполномоченный представитель не может предъявить свидетельство и опись (например, ввиду их утраты), нотариус обязан разъяснить требование ст. 98 Основ, согласно которой, при отсутствии свидетельства и описи принятые на хранение документы могут быть возвращены лишь по решению суда.
В современной нотариальной практике нотариальное действие по принятию документов на хранение совершается исключительно редко: во всей стране наберется несколько десятков нотариусов, совершавших это действие. Однако совершать это действие должны были еще и первые русские нотариусы, и советские государственные нотариусы, и нотариусы - наши современники.8
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ
При морских перевозках, по общим правилам, судовладелец несет ответственность за ущерб, причиненный повреждением груза или иных материальных объектов либо их утратой, если только он не докажет, что его работники приняли все меры, которые требовались, чтобы избежать причинения ущерба. Эти правила обычно находят выражение в договорах перевозки грузов морем, в соответствии с которыми перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать его грузополучателю. Ответственность перевозчика за сохранность вверенного ему груза или иного материального объекта основана на принципе презюмируемой вины. Последнее означает, что бремя доказывания отсутствия вины, как правило, возлагается на перевозчика.
Вместе с тем ущерб может быть причинен и в результате непреодолимой силы, и по вине лиц, за действия которых судовладелец не несет ответственность. Поэтому в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна по норме, закрепленной в п. 1 ст. 394 Кодекса торгового мореплавания9, “в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте”.
Происшествия, в связи с которыми может быть заявлен морской протест, - это, прежде всего, события, происшедшие в результате непреодолимой силы (урагана, шторма, резких перепадов температур и т.д.), кораблекрушения, столкновение судов, военные действия и многое другое.10
Совершение морских протестов является одним из способов обеспечения доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде. Однако, учитывая исключительную важность морского протеста, законодатель вынес его в отдельное нотариальное действие.
Морской протест представляет собой письменное заявление капитана морского судна или капитана речного судна во время его следования по морским путям о происшествии, которое может оказаться основанием для предъявления грузовладельцем имущественных претензий к судовладельцу, удостоверенное в соответствии с требованиями законодательства специальным актом уполномоченного на это лица.
Порядок подачи и оформления морского протеста регламентируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Консульским уставом СССР, Основами законодательства о нотариате (глава XIX).11
2.1. Заявление о морском протесте
Для защиты прав и законных интересов судовладельца нотариус принимает в целях обеспечения законодательства заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки, которое может явиться основанием для предъявления в дальнейшем к судовладельцу имущественных требований.12
Требования о морском протесте распространяются на:
- морские суда во время их плавания как морскими путями, так и по внутренним водным путям (рекам, озерам, водохранилищам и др.);
- суда внутреннего плавания,
а также суда смешанного (река-море)
плавания во время их
При этом под судном, в соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Под судовладельцем, в соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.13
Заявление о морском протесте принимаются:
– от капитанов морских судов во время их плавания, как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;
– от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;
– от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;
– от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;
– от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.14
Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.
Заявление о морском протесте делается в течение 24 часов с момента прихода судна в порт. Если происшествие, вызывающее необходимость морского протеста, произошло в порту, он должен быть заявлен в течение 24 часов с момента происшествия.