Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа
Расчеты – это исполнение денежных обязательств. Глава 46 ст.861 ГК РФ разделяет расчеты на наличные и безналичные. При этом расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты же между юридическими лицами, а так же расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
Введение 3
1 Основные виды расчетов 4
2 Особенности правового регулирования расчетов 11
3 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях 14
Заключение 20
Приложение 22
Список использованной литературы 23
Расчеты платежными поручениями (банковский перевод) - наиболее часто применяемая в имущественном обороте форма расчетов. В некоторых правоотношениях использование такой формы расчетов носит приоритетный характер. К примеру, в отношениях по поставкам товаров покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если же соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (ст. 516 ГК).
При расчетах платежными поручениями
по общему правилу возникают
- во-первых, между плательщиком-владельцем счета (кредитор) и обслуживающим его банком (должник);
- во-вторых, между банком,
принявшим платежное поручение
клиента, и иными банками,
- в-третьих, следует учитывать,
что последний привлеченный
Однако возможна и иная
структура правовых связей при осуществлении
расчетов платежными поручениями. Во-первых,
как следует из определения понятия
расчетов платежными поручениями, использование
банковского перевода возможно не только
при межбанковских расчетах, но и
в системе одного банка. Во-вторых,
не исключается возможность
При осуществлении расчетов по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (п. 1 ст. 867 ГК).
Если банк-эмитент, не передавая
полномочий иному банку, сам производит
платежи (либо оплачивает, акцептует
или учитывает переводной вексель),
к нему будут применяться
При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа или акцепта платежа. Для выполнения поручения клиента банк-эмитент вправе привлечь иной банк (исполняющий банк) (п. 1 и 2 ст. 874 ГК).
Исполнение инкассового
поручения состоит в том, что
исполняющий банк должен представить
плательщику документы
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (ст. 877 ГК).
Отличительной чертой отношений
по расчетам чеками является их особый
субъектный состав. В качестве основных
участников данных отношений выступают
чекодатель, чекодержатель и плательщик.
Чекодателем считается лицо, выписавшее
чек; чекодержателем - лицо, являющееся
владельцем выписанного чека; плательщиком
- банк, производящий платеж по предъявленному
чеку. В отношениях по расчетам чеками
могут также участвовать
Особенности правового регулирования расчетов
Основополагающее значение при правовом регулировании расчетов на законодательном уровне имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ.
Исходя из этого, необходимо учитывать следующие особенности правового регулирования расчетов: при правовом регулировании расчетов объективно преобладает публично-правовое регулирование.
Это связано с тем, что основные обязанности участников расчетов являются публично-правовыми, поскольку возникают перед государством в целом, охраняющим интересы всех субъектов расчетных отношений (т.е. с точки зрения критерия охраняемого интереса), и вне зависимости от воли и усмотрения участников расчетов (т.е. с точки зрения метода правового регулирования).
Соответственно, большинство норм, регулирующих расчеты, в том числе норм ГК РФ, являются нормами публичного права см., Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов - основная задача права на современном этапе // Хозяйство и право. 2001. N 6. С. 88..
Например, обязанности кредитных организаций в части соблюдения очередности платежей при осуществлении расчетно-кассового обслуживания счетов своих клиентов, предусмотренные ст. 855 ГК РФ, возникают перед государством в целом и не зависят от воли и усмотрения кредитной организации. Эти обязанности она несет вне зависимости от субъектного состава участников расчетов. Именно поэтому исполнение данных обязанностей кредитных организаций применительно к конкретным платежам обеспечивается мерами ответственности административного характера см., ст. 15.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Это, в свою очередь, означает, что правовое регулирование расчетных отношений не строится в полном объеме на принципах профилирующих отраслей права (т.е. выделяемых с использованием критерия метода правового регулирования). Например, к сфере гражданско-правового регулирования относится только выбор клиентом, не являющимся государственным органом, банка для обслуживания, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам - выбор способа, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам в безналичным порядке - выбор формы расчетов. Кроме того, возможна вариативность при применении некоторых диспозитивных норм ГК РФ, а также некоторых положений банковских правил, которые отсылают к договорам. По остальным вопросам стороны подчиняются публично-правовому регулированию; другие федеральные законы могут устанавливать особенности осуществления безналичных расчетов по сравнению с положениями ГК РФ применительно к отдельным видам отношений.
Эти федеральные законы, устанавливающие особенности осуществления расчетов применительно к отдельным видам отношений, имеют приоритет перед положениями ГК РФ как специальные.
Так, к отношениям органов федерального казначейства с Банком России или иными уполномоченными кредитными организациями по поводу счетов по учету средств и доходов федерального бюджета могут применяться нормы ГК РФ только в части не урегулированной нормами публичного права см. ст. 244 Бюджетного кодекса РФ; правовое регулирование безналичных расчетов на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который при осуществлении этой деятельности независим и подчиняется только закону.
В соответствии со ст. ст. 4, 29 и 80 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст. 57 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций. Естественно, при этом акты Банка России должны соответствовать федеральным законам как актам более высокой юридической силы.
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 1 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С точки зрения правового регулирования расчетов это означает, что вопросы их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.
Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих законодательных актов, Президент РФ в силу своих конституционных полномочий может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов. Например, до 1 июля 2002 г., т.е. до тех пор, пока не вступила в силу ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций определялась п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Если же какой-либо вопрос урегулирован на законодательном уровне, то Указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат см. ч. 3 ст. 90 Конституции РФ.
По смежным вопросам правового регулирования могут либо издаваться совместные акты (например, акты Банка России и Государственного таможенного комитета РФ) либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).
Акты Банка России обозначаются в ГК РФ как банковские правила.
Завершая рассмотрение вопросов правового регулирования расчетных отношений, хотелось бы предложить следующее определение. Расчетные правоотношения - это отношения, включающие в себя фактические и юридически значимые действия, как правило, в виде сделок, направленные на исполнение денежного обязательства (погашение денежного долга) в наличной и безналичной формах, которые регулируются частно - правовыми и публично-правовыми нормами, содержащимися в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях.
3 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях
Исходя из общей оценки состояния расчётов, мне бы хотелось остановиться на следующих особенностях безналичных расчетов в России и обратить внимание на возможные направления совершенствования безналичных расчетов.
Превалирование безналичных расчётов, минуя банки.
Как уже отмечалось, значительное место в российской практике занимали товарообменные операции – безналичные расчеты путем взаимозачетов, бартера и т.п. Так, в начале 1998 г. до 90% выручки предприятий приходились на денежные суррогаты и бартер.
С другой стороны, кризис банковской системы в гораздо меньшей степени отразился на реальном секторе экономики, чем это должно было случиться в условиях цивилизованного рынка.
Многие банки широко используют в расчётных и кредитных сделках выписываемые ими векселя, разрабатывая различные вексельные программы: для зачета взаимных требований клиентов и т.п. К примеру, за 2000 г. сумма обращаемых векселей московского Объединенно – Промышленно - Торгового Банка (ОПТБанка) превысила 1 млрд. руб. По вексельным программам этого банка работали более 100 организаций. По выражению экономистов-практиков, банковский вексель, применяемый в так называемом «вексельном кредитовании», превратился в кислородную подушку» для производства. И все же главную функцию векселя потеснила платежная: с середины 90-х гг. векселя интенсивно обслуживали не только безналичный, но и наличный оборот.
Доминирование во внутренних расчётах платежного инструмента кредитовых переводов, а именно, платежного поручения, доля которого в общей сумме безналичных платежей составляет более 95%.
Доля расчетов по инкассо не превышает 4%, а аккредитивной формы расчетов еще меньше.
Примечательно, что до начала 90-х гг. основной формой безналичных расчетов в стране была инкассовая: в 1989г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота.
Причины резкого изменения структуры расчетов многообразны: переход к рыночным отношениям, повлекший катаклизмы разлаживания прежних хозяйственных связей, а значит и доверия как основы инкассовой формы расчетов и т.д.
Развитие международных расчетов коммерческими банками вследствие либерализации внешнеэкономических отношений при переходе к рыночной экономике.
До начала 90-х гг. указанные расчеты были прерогативой, главным образом, Внешторгбанка СССР и Госбанка СССР. Представляется вместе с тем, что при реформировании экономики роль Банка России в проведении международных расчетов оказалась недостаточной по сравнению с прежней ролью Госбанка СССР.
Немаловажно и то, что если за рубежом правила проведения расчетов на внешнем и внутреннем рынках унифицированы, то в России по ряду положений применения отдельных форм расчетов (аккредитивной, чековой) на указанных рынках имеются существенные расхождения.
Весьма различается и понятийный аппарат в области расчетов, используемый в мировой и отечественной практике. Так, в законодательно-нормативной базе России по расчетам отсутствуют понятия «дебетовые», «кредитовые» переводы.
Еще сложнее обстоит дело с применением терминологии в области электронных расчетов и электронных денег.