Органы управления системы образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Задачи для рассмотрения следующие:
Определить органы государственной власти, отвечающие за национальное образование;
Выявить компетенции органов управления образованием различных уровней, пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства;
Рассмотреть приоритеты в сфере образования и шаги по совершенствованию и модернизации современного образования;
Обозначить перспективы и пути совершенствования управления образованием на территории РФ;

Оглавление

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения о системе управления образованием……….5
1.1. Получение образования - право каждого гражданина
1.2. Нормативные акты, регулирующие сферу управления образованием
Глава 2. Разграничение компетенции органов управления образованием.........................................................................................................10
2.1. Компетенция РФ и субъектов федерации в области управления образованием
2.3. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
Глава 3. Общие принципы управления образовательными системами…19
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………….…..27

Файлы: 1 файл

право.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Об общеобразовательной  школе-интернате;

Об общеобразовательном  учреждении;

Об учреждении начального профессионального образования;

О среднем профессионально-техническом  училище;

О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением;

Об образовательном  учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

О дошкольном образовательном  учреждении.

 

 

 

 

Глава 2. Разграничение  компетенции органов управления образованием

2.1. Компетенция  РФ и субъектов федерации в  области управления образованием

Административное право – отрасль права находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, такой вывод следует из п. 1 ст.72 Конституции РФ.

Институт управления образованием, как часть административного  права РФ также находится в  совместном ведении РФ и ее субъектов.

Поэтому, для полного  исследования управления образование  в современной России, чрезвычайно  важным является вопрос компетенции  каждого из органов входящего  в систему управления.

Разграничению компетенций  органов управления образованием посвящены статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».

Федеральные органы управления образованием задают тон политике государства  в области организации образовательного процесса и координируют деятельность нижестоящих инстанций.

В исключительной компетенции  РФ находится:

- регулирование трудовых  отношений, установление норм  труда и федеральных нормативов  его оплаты в образовательных  учреждениях

- лицензирование образовательных  учреждений по программам высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам

Кроме того, центр осуществляет прямое финансирование образовательных  учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Ряд полномочий субъектов  РФ корреспондируют полномочиям  Российской Федерации. Так, в частности, субъекты РФ вслед за центром осуществляют:

издание нормативных  документов в пределах своей компетенции

осуществление федеральной  политики в области образования, финансовое подкрепление государственных  гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем  выделения субвенций местным  бюджетам

обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

формирование государственных  органов управления образованием и  руководство ими, назначение руководителей  этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

разработка и утверждение  типовых положений об образовательных  учреждениях.

Однако Важно отметить, что осуществление политики в  области образования субъектами РФ, не должно противоречить политике Российской Федерации.

Среди особенных полномочий субъектов необходимо выделить:

- установление национально-региональных  компонентов государственных образовательных  стандартов;

- установление местных  налогов и сборов на цели  образования;

- разработка и реализация  республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

- формирование бюджетов  субъектов Российской Федерации  в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

- установление дополнительных  к федеральным льгот обучающимся,  воспитанникам и педагогическим  работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального  обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Отдельного внимания заслуживает вопрос разграничения  компетенции органов государственной  власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы  ст.30 Закона «Об образовании».

Решающим органом в  этом вопросе является Правительство  Российской Федерации и основное правило заключается в том, что  федеральные и ведомственные  государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательно к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Такими случаями могут быть вопросы касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.

Важно отметить, что федеральные  государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.

2.2. Органы управления образованием в Российской Федерации

В соответствии с Законом "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют  следующие государственные органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)

Федеральные ведомственные  органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

 

Государственные органы управления образованием создаются  решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. 
     Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления. 
      Необходимо отметить, что деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. 
     К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся: 
     1) разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования; 
     2) разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании; 
     3) государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; 
     4) установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных педагогических работников; 
     5) формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; 
     6) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; 
     7) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; 
     8) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; 
     9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; 
     10) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования. 
     Законом определяется, что органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.

2.3. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений

Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

Право на ведение образовательной  деятельности и льготы, установленные  законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 
     Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.     Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности. 
     Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются. 
     Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.     Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. 
     Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, а также право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. 
     Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения. 
     Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. 
     Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 
     Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени). 
     Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства. 
     Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. 
     Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. 
     Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников. 
     Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. 
     Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. 
     Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях. 
     Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение. 
     Целью и содержанием аттестации высшего учебного заведения является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям). 
     Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации. 
     Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации. 
     Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом. 
     Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.

  

 

 

Глава 3. Общие  принципы управления образовательными системами

Любая деятельность, в  том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации, контроля и др.

 Мы же обратимся  к характеристике принципов, имеющих  отношение ко всем функциям, ко  всему управленческому циклу.  Принципы управления являются  конкретным проявлением и отражением  закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как: зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др . Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности .

Вытекающие из закономерностей  управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления, к числу которых относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Демократизация и гуманизация  управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это  возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - одно из проявлений демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на утверждение демократизации в школе.

Информация о работе Органы управления системы образования в Российской Федерации