Общественный порядок и его охрана
Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 15:04, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы изучение основ взаимодействия полиции с общественностью в области охраны общественного порядка.
В задачи работы входит:
1) выяснить понятие общественного порядка и кратко проанализировать содержание управленческой деятельности государства в области его охраны общественного порядка;
2) рассмотреть организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении общественного порядка;
3) отразить порядок взаимодействия полиции с трудовыми коллективами, населением и СМИ в обеспечении общественного порядка.
Оглавление
Введение
1. Понятие и сущность общественного порядка. Управленческая деятельность государства в области охраны общественного порядка
2. Взаимодействие полиции с общественностью в целях охраны общественного порядка: история, основные принципы, цели и задачи
3. Формы участия общественности в охране общественного порядка
4. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами,
населением и средствами массовой информации в охране общественного порядка
Заключение
Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность общественного
порядка. Управленческая деятельность
государства в области охраны
общественного порядка
2. Взаимодействие полиции с общественностью
в целях охраны общественного
порядка: история, основные принципы,
цели и задачи
3. Формы участия общественности
в охране общественного порядка
4. Взаимодействие органов внутренних
дел с трудовыми коллективами,
населением и средствами массовой информации
в охране общественного порядка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
общественный
порядок охрана
Человек проявляет и утверждает себя
как личность в трудовой деятельности,
в повседневном общении с другими людьми.
Стремление людей к социальному общению
их насущная потребность. Это общение
людей отражается в их поведении. В сфере
производственной и иной общественной
деятельности, в быту складываются социальные
связи людей, их взаимоотношения. В результате
возникает сложная сеть многообразных
общественных отношений, прав и обязанностей
людей по отношению друг к другу и к обществу.
Наиболее важные из этих отношений закрепляются
правовыми нормами.
Совместная и целеустремленная производственная
и иная социальная деятельность людей
невозможна без упрочения социальных
связей и общественных отношений. В доклассовом
обществе порядок регулировался обычаями
и традициями. С разделением труда, появлением
частной собственности и классов общественный
порядок и общественная безопасность
регулируются прежде всего правом и моралью
и охраняются государством.
Общественный порядок складывается из
волевых отношений людей, которые проявляются
в их поведении, действиях как результат
их сознательной деятельности. Политическая
система (государство, общественные объединения)
формирует общественный порядок, активно
влияет на общественные отношения путем
установления социальных правил поведения
и обеспечения их исполнения и соблюдения.
Борьба за укрепление общественного
порядка составляет важную задачу государства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года Распоряжение Правительства
РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года" (вместе с "Концепцией
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года") // Собрание законодательства
РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489; 2009. - № 33. - Ст. 4127.
в качестве одного из направлений перехода
к инновационному социально ориентированному
типу экономического развития указано
развитие человеческого потенциала России,
для чего необходимо обеспечение безопасности
и общественного порядка.
Существенная роль в обеспечении общественного
порядка принадлежит органам внутренних
дел, российской полиции. Именно они в
тесном контакте и взаимодействии с иными
государственными органами и различными
организациями ведут большую работу по
предупреждению и пресечению нарушений
общественного порядка, используя при
этом широкую гамму средств правового
и морального воздействия, разнообразный
арсенал мер убеждения и принуждения.
Мировой опыт показывает, что ни одно
даже самое стабильное государство не
может решить проблемы обеспечения общественного
порядка только на путях оснащения судебно-полицейского
аппарата, без использования научного
инструментария изучения её истоков и
генезиса, прогнозирования её тенденций,
выбора оптимальных превентивных мер.
И, наконец, без опоры власти на сознательные
слои населения. В.В. Путин по этому поводу
отмечал: "Не подлежит сомнению - чем
больше людей будет включаться в эту работу,
тем успешнее она будет. Добровольные
помощники способны не только снизить
уровень преступности на улицах и в жилом
секторе, но и заниматься ее профилактикой.
Подчеркну: этот вопрос должен быть детально
продуман. И местным законодательством
нужно более четко определять статус общественных
организаций, помогающих вести борьбу
с противоправными деяниями, а для привлечения
добровольцев - находить новые стимулы"
Профессионал. - 2007. - № 4. - С. 3..
Всем указанным и объясняется актуальность
рассматриваемой темы.
Цель работы изучение основ взаимодействия
полиции с общественностью в области охраны
общественного порядка.
В задачи работы входит:
1) выяснить понятие общественного
порядка и кратко проанализировать
содержание управленческой деятельности
государства в области его
охраны общественного порядка;
2) рассмотреть организационно-правовые
формы участия граждан в обеспечении
общественного порядка;
3) отразить порядок взаимодействия
полиции с трудовыми коллективами,
населением и СМИ в обеспечении
общественного порядка.
1. Понятие и
сущность общественного порядка. Управленческая деятельность
государства в области охраны общественного
порядка
Специалистами в области административного
права понятие общественного порядка
дано в широком и в узком смысле слова.
В широком смысле слова - это совокупность
всех социальных связей и отношений, складывающихся
под воздействием всего круга социальных
норм, в отличие от правопорядка, включающего
лишь отношения, регулируемые нормами
права. Соответственно общественный порядок,
как более широкая категория, включает
в себя и правопорядок. В общей теории
права общественный порядок рассматривается
как социальная категория, охватывающая
систему (состояние) волевых, идеологических
общественных отношений, предопределяемых
экономическим базисом и характеризующихся
соответствием поведения их участников
господствующим в обществе социальным
нормам (правовым и неправовым). Авторы
данного определения обращают внимание
на то, что в понятие общественного порядка
входят лишь социально значимые общественные
отношения Яценко С.С. Уголовно-правовая
охрана общественного порядка. Сравнительно-правовой
аспект. - Киев, 1986. - С. 12.. Еще одно определение
общественного порядка было изложено
в работе И.Н. Даньшина: "это порядок
волевых общественных отношений, складывающихся
в процессе сознательного и добровольного
соблюдения гражданами установленных
в нормах права и иных нормах неюридического
характера правил поведения в области
общения и тем самым обеспечивающих слаженную
и устойчивую совместную жизнь людей в
условиях развитого общества" Даньшин
И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного
порядка. - Харьков, 1971. - С. 68..
В узком смысле слова общественный порядок
понимался как обусловленная интересами
всего народа, регулируемая нормами права,
морали, правилами общежития и обычаями
система волевых общественных отношений,
складывающихся главным образом в общественных
местах, а также общественных отношений,
возникающих и развивающихся вне общественных
мест, но по своему характеру обеспечивающих
охрану жизни, здоровья, чести граждан,
укрепление народного достояния, общественное
спокойствие, создание нормальных условий
для деятельности предприятий, учреждений
и организаций Еропкин М.И. Управление
в области охраны общественного порядка.
- М.: Юридическая литература, 1951. - С. 7..
Серегин А.В. характеризовал общественный
порядок как "урегулированную нормами
права и иными социальными нормами систему
общественных отношений, установление,
развитие и охрана которых обеспечивают
поддержание состояния общественного
и личного спокойствия граждан, уважение
их чести, человеческого достоинства и
общественной нравственности" Серегин
А.В. Советский общественный порядок и
административно-правовые средства его
укрепления. - М.: Юридическая литература,
1975. - С. 4..
Данные ученые по-разному расставляют
акценты. Давая определение общественного
порядка, Еропкин М.И., считал порядок общественным
в связи с тем местом, где возникли и развивались
(общественные места) охраняемые общественные
отношения. А А.В. Серегин считал, что общественный
характер "общественного порядка"
предопределен содержанием общественных
отношений, а не местом их реализации.
Некоторые правоведы в содержание понятия
"общественный порядок" включают
и общественную безопасность. Так, Веремеенко
И.И. считает, что общественный порядок
как определенная правовая категория
представляет собой обусловленную потребностями
развития общества "систему общественных
отношений, возникающих и развивающихся
в общественных местах в процессе общения
людей, правовое и иное социальное регулирование
которых обеспечивает личную и общественную
безопасность граждан и тем самым обстановку
спокойствия, согласованности и ритмичности
общественной жизни" Веремеенко И.И.
Сущность и понятие общественного порядка
// Советское государство и право. - 1982.
- № 3. - С. 27..
Юридический энциклопедический словарь
понятие "общественная безопасность"
трактует как систему общественных отношений
и юридических норм, регулирующих эти
отношения в целях обеспечения общественного
спокойствия, неприкосновенности жизни
и здоровья населения, нормального труда
и отдыха граждан, нормальной деятельности
государственных и общественных организаций,
учреждений и предприятий Цит. по: Прокопов
Ю.В. Понятия "общественный порядок",
"правопорядок" и "общественная
безопасность" и их соотношение в теории
государства и права и в российском законодательстве
// Мир юридической науки. - 2009. - № 3. - С.
9.. Угроза безопасности определенному
гражданину, как правило, наступает в связи
с противоправным посягательством другого
лица. При нарушении отношений в сфере
общественной безопасности характерно
следующее: во-первых, угроза создается
не конкретному лицу, а значительному
кругу лиц, представляющих окружение,
в котором проявляется действие источника
повышенной опасности или стихийных сил
природы; во-вторых, последствия в таких
ситуациях более значительные и тяжкие,
чем при посягательствах на личную безопасность
гражданина; в-третьих, в качестве регулятора
отношений в этой области выступают различные
организационно-технические (технологические)
правила, нормы и стандарты, определяющие
порядок приобретения, перевозки, хранения,
использования, применения источников
повышенной опасности, в том числе правила
по безопасному ведению горных, строительных
и иных работ, пожарной безопасности, дорожного
движения, приобретения, транспортировки,
хранения и использования взрывчатых
материалов, сильнодействующих ядовитых
веществ и т.п.
Несмотря на специфику отношений безопасности,
они связаны с отношениями в области общественного
порядка. Соблюдение правил общественной
безопасности не создает помех для общественного
порядка. В свою очередь, его укрепление
имеет важное значение для обеспечения
личной и общественной безопасности. Так,
надлежащий общественный порядок и организованность
при проведении массовых (спортивных)
или иных мероприятий способствует обеспечению
личной безопасности участников и зрителей
(посетителей).
Общественный порядок полиция (ранее
- милиция) охраняет, а общественную безопасность
обеспечивает Маракулин Д.А. К вопросу
о сущности общественного порядка // Актуальные
проблемы российского права. - 2009. - № 4.
- С. 262.. Систему мер по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности
составляют правовое регулирование отношений
в указанных сферах, т.е. принятие компетентными
органами законодательных и иных нормативных
актов, регулирующих поведение людей в
этих сферах жизнедеятельности; реализация,
т.е. претворение в жизнь государственными
органами и общественными формированиями
правил этих актов. К ним относятся: Федеральный
закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О
полиции" Российская газета. - 08.02.2011;
10.02.2011; 08.12.2011. (далее - Закон о полиции),
Федеральный конституционный закон от
30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном
положении" Российская газета. - 02.06.2001;
11.03.2005., Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ
"О безопасности" Российская газета.
- 29.12.2010., Федеральный закон от 12.08.1995 №
144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной
деятельности" Российская газета. -
18.08.1995; 30.12.2011. и другие законодательные
акты.
Сложный, комплексный характер сферы
общественного порядка обусловливает
необходимость существования различных
способов его oxpaны. Административно-правовая
охрана общественного порядка осуществляется
посредством применения мер нормотворческого
и организационного характера, мер административного
воздействия по предупреждению и пресечению
правонарушений в указанной сфере и применения
к нарушителям административных взысканий.
Оперативно-розыскная охрана общественного
порядка осуществляется в соответствии
с законодательством с помощью оперативно-розыскных
мероприятий и средств для предотвращения
и раскрытия преступлений, совершаемых
в рассматриваемой сфере, а также розыска
и задержания лиц, скрывающихся от суда
и следствия, преступников. Уголовно-правовая
охрана общественного порядка осуществляется
с использованием уголовно-правовых средств,
применением наказания к виновным лицам
в порядке, установленном уголовным и
уголовно-процессуальным законодательством.
Гражданско-правовая охрана общественного
порядка заключается в применении гражданско-правовых
средств, направленных на охрану прав
и законных интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций от правонарушений,
связанных с причинением морального или
материального ущерба.
Наличие разных способов охраны общественного
порядка обусловливает существование
ряда организационно-правовых видов (направлений)
деятельности, осуществляемых государственными
органами во взаимодействии с общественными
формированиями в этих сферах. Они имеют
специфическое назначение и особенности.
Итак, осуществление мер по охране общественного
порядка выражается в деятельности по
предупреждению и пресечению правонарушений
и иных антиобщественных действий, в привлечении
виновных к ответственности; в содействии
компетентным органам и организациям
в создании нормальных безопасных условий
для общения людей в процессе производственной,
трудовой деятельности и в удовлетворении
ими материальных и духовных потребностей;
в обеспечении гарантий для осуществления
субъективных прав и выполнения обязанностей
гражданами; в действиях, направленных
на ликвидацию вредных последствий, вызванных
нарушением правил и норм общественного
порядка, стихийными бедствиями и др.
Информация о работе Общественный порядок и его охрана