Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:33, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47
АННОТАЦИЯ
Настоящая дипломная работа посвящена изучению объектов авторского права в законодательстве Республики Беларусь, их правовой охране и реализации единой политики в этой области.
В дипломной работе раскрываются понятие и сущность объектов авторского права, их признаки, а так же изучаются основные проблемы в использовании объектов авторского права в сети Интернет.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
В дипломной работе исследуется законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в области охраны прав на объекты авторского права; дается сравнительная характеристика законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в данной области. Автором подробно рассмотрены сущность и признаки объектов авторского права в законодательстве Республики Беларусь, их правовая охрана, а так же применение мер для повышения эффективности защиты прав авторов.
Практическая значимость исследования состоит в комплексном изучении объектов авторского права, выявлении проблематики в области их использования. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов государственного управления.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
|
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7 |
|
1.1 Общее определение………………………………………………… |
|
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10 |
|
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..….. |
|
1.2.2 Объективная форма произведения……………………………....... |
|
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………. |
|
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19 |
|
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22 |
|
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….2 |
|
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37 |
|
2.3 Служебные произведения……………………………………..…… |
|
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38 ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41 |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………. |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Нормативное регулирование правоотношений, складывающихся в области науки, литературы и искусства, должно отвечать требованиям современной экономической ситуации.
Правовые исследования в области интеллектуальной собственности приобретают в настоящее время особую актуальность. Это связано как с появлением новых видов интеллектуальных продуктов, отношения, по использованию которых нуждаются в правовой регламентации, так и с возрастающей тенденцией к расширению рынка результатов интеллектуальной деятельности.
Сохранение и укрепление интеллектуального потенциала Республики Беларусь, совершенствование отношений в сфере интеллектуальной деятельности является основой и необходимым условием дальнейшего прогрессивного развития общества. Это свидетельствует о понимании того, что одной из важнейших задач государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности и свидетельствует о возросшем интересе государства к проблемам интеллектуальной собственности.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь право интеллектуальной собственности включает две сферы прав: право промышленной собственности, а также авторское право и смежные права.
Данная работа посвящена исключительно сфере авторского права, которое распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, интерес к которой обусловлен возросшим значением проблем регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права
Необходимо отметить, что институт авторского права имеет некоторые специфические черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права – авторское право защищает не только имущественные интересы авторов, но и личные неимущественные интересы: право авторства, право на имя и т.д.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
Достижение поставленных целей обусловлено выполнением следующих задач:
– необходимо определить сущность объектов авторского права;
– на основе анализа правовой литературы и нормативных правовых актов выявить круг признаков данных объектов, имеющих значение для авторского права, наличие которых позволило бы говорить об охраноспособности объекта;
– рассмотреть объекты, пользующиеся авторско-правовой охраной, с точки зрения выявления присущих им особенностей.
Объектом исследования является комплекс проблем, связанных с определением сущности, понятия и признаков объектов авторского права. Предметом исследования являются: законодательство, правовая доктрина, судебная практика в сфере регулирований отношений в сфере авторского права.
В качестве нормативной основы исследования выступает законодательство Республики Беларусь.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды известных ученых в области интеллектуальной собственности и гражданского права: Э.П. Гаврилова, В.Я. Ионаса, А. Ю. Сергеева, В.Н. Спасовича, В.И. Серебровского И.Г, В.Н. Протасова, Шершеневича Г.Ф. и др.
Также при выполнении данной работы были изучены монографии и статьи, посвященные авторскому праву.
Структура дипломной работы предопределена целью исследования. Она состоит из введения, трех глав, разбитых на разделы, некоторые из которых разбиты на подразделы, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1 Общее определение
Право, как система нормативных общеобязательных предписаний, является важнейшим социальным регулятором. При этом в юридической литературе прослеживается мысль о том, что возникновение разного рода систем социальных регуляторов, в том числе и права, связано, прежде всего, с наличием различных объектов, по поводу которых возникают те или иные отношения. В общем виде правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, возникающее по поводу какого-либо объекта.
Вопрос об объекте до сих пор остается предметом дискуссий в юридической литературе. В разное время под ним понимали поведение людей, действия обязанных лиц, вещи, услуги, личные блага, результаты творческой деятельности и др. В настоящее время существует несколько концепций объекта правоотношений, но в данной работе мы используем концепцию, предложенную В.Н. Протасовым, который предлагает рассматривать объект правоотношения как благо, по поводу которого возникают права и обязанности участника правоотношения. По его мнению «благо» – понятие весьма относительное, и поэтому им может признаваться все оказавшееся полезным применительно к конкретным потребностям. Таким образом, понятие «благо», применительно к конкретным правоотношениям, приобретает определенные признаки, позволяющие квалифицировать данный объекта как вещь, результат творческой деятельности и т.п.
Исходя из вышеизложенного, вопрос об объекте авторского права можно свести к характеристике объектов авторского права и их юридически значимых признаков.
Пункт 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве) говорит о том, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, находящиеся в какой-либо объективной форме. В данном определении ключевую роль играет понятие «произведение», однако действующее законодательство Республики Беларусь не содержит легального определения понятие «произведение», только указывает на признаки, которыми оно должно обладать для того, чтобы пользоваться правовой охраной. Для решения этого вопроса следует обратиться к юридической литературе, которой предложено немало определений «произведения».
Так, Г.Ф. Шершеневич определил произведение как «продукт духовного творчества, облеченный в письменную форму и предназначенный к обращению в обществе»[47; 345].
Однако, наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским. «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [41; 32].
В этом и других определениях отмечается, что произведение – благо нематериальное. Поэтому, важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.) [40; 108]. Само авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение, поэтому переход права собственности на материальный объект не влечет за собой перехода авторского права на произведение как благо нематериальное.
Нельзя, все же, оставить без внимания то, что упомянутая статья говорит не просто о «произведении», а о произведении науки, литературы и искусства. Такое распространение действия норм авторского права является традиционным для советского законодательства, и было воспринято современным законодательством Республики Беларусь, равно как и законодательством большинства стран постсоветского пространства.
Актуальность такого деления произведений на произведения науки, литературы и искусства определяет факт наличия в теории авторского право утверждений о том, что правовой охраной наделяются только такие результаты творческого труда, которые непосредственно относятся к области науки, литературы или искусства. Чтобы разобраться в обоснованности подобных предложений, на наш взгляд, необходимо, хотя бы в общем виде определить, в каком значении употребляются категории «наука», «литература» и «искусство».
В общем виде наука – это сфера человеческой деятельности, функциональное назначение которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Очевидно, это понятие включает в себя и полученные в процессе такой деятельности результаты. [13; 72].
Под литературой понимаются произведения письменности. Часто этим словом обозначается художественная литература, и в этом своем последнем значении литература есть вид искусства.
Искусство – это 1) художественное творчество в целом (включая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, танец, театр, кино); 2) лишь изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности [13; 72].
Анализ данных категорий, по нашему мнению, указывает на то, что в Законе об авторском праве эти понятия используются не в обычном своем значении, поскольку при рассмотрении их с данной точки зрения показывает, что они практически взаимно накладываются друг на друга. Так, произведения литературы, если под литературой понимать совокупность письменных произведений вообще, в зависимости от их содержания являются либо произведениями науки, либо искусства. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не подпадающих под произведения науки или искусства [40; 125.] По всей вероятности, ими должны считаться произведения художественной литературы, которые в этом случае исключаются из сферы художественного творчества. Также, по нашему мнению, слово «искусство» в Законе об авторском праве употребляется в значении художественного искусства в целом, поскольку, если бы оно употреблялось для обозначения только изобразительного искусства, было бы сложно объяснить отнесение к объектам авторского права, например, хореографическое произведение, пантомиму, либо музыкальное произведение.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, по смыслу закона, к произведениям науки можно отнести любое произведение, основное содержание которого составляют выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Произведениями литературы будут признаваться художественные произведения, выраженные в словесной форме, а произведениями искусства – все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, скульптуры, графики, кино, музыки и т.д.
Вопрос о том, будет ли пользоваться правовой охраной произведение, обладающее всеми признаками объекта права, но не относящееся прямо к сфере науки, литературы или искусства был подробно рассмотрен Э.П. Гавриловым. Он пришел к выводу, который разделяется в современной практике, о том, что охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права[24].