Нормативно правовые акты, регулирующие авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение предмета и раскрытие основных проблем защиты авторских и смежных прав, которая будет достигнута путем решения следующих задач:
- рассмотреть Международные Конвенции об авторском праве, участницей которых является Российская Федерация;
- раскрыть круг произведений, пользующихся конвенционной охраной;
- исследовать права обладателей авторских прав.

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

Введение

В последнее время в отечественной  и зарубежной прессе всё чаще и  чаще стали появляться статьи о нарушении  прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о “пиратском”  аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся  в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым  лидером по незаконным продажам музыкальных  записей.  

Учитывая все вышесказанное, можно  сделать вывод, что тема является актуальной.

Объектом исследования являются международные  отношения, связанные с защитой  авторских и смежных прав.

Предметом исследования являются нормы, регулирующие порядок защиты авторских  и смежных прав.

Целью работы является изучение предмета и раскрытие основных проблем  защиты авторских и смежных прав, которая будет достигнута путем  решения следующих задач:

- рассмотреть Международные Конвенции   об авторском праве, участницей  которых является Российская  Федерация;

- раскрыть круг произведений, пользующихся  конвенционной охраной;

- исследовать права обладателей  авторских прав.

В изучении правовых институтов были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ принята на референдуме12.12 1993г; Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года)1; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)2;

Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»3 и другие.

Данная тема рассматривалась такими учеными, как Серебренникова В, Шумилова В, Дворников Д, Вельяминов Г.

Работа состоит из содержания, введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

  1. Международные конвенции об авторском праве, участницей которых является Российская Федерация.

Международная система охраны авторского права представляет собой сложный  механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об  охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях.

До середины прошлого столетия понятия  “Авторское право” не существовало как  такового, право собственности могло, распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.), начиная  с середины 19 века, авторское право  становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной  торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые  условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место  помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали  отвечать всем признакам товара.

Совершенствуются способы передачи информации (изобретение радио, телефона), растет интерес к культуре других народов. Появляются новые «плоды»  интеллектуальной деятельности человека. А также появляются способы незаконного использования этих плодов4.

Российская Федерация является участницей следующих международных  актов и соглашений:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. - Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять  формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране. (ст.2-3).

На конференции 1886 года было объявлено  о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное  бюро этого союза. Также были предусмотрены  правила присоединения новых  государств к конвенции, порядок  её изменения и т.п. Одновременно были приняты дополнительная статья и окончательный протокол. Дополнительная статья сохранила в силе все двусторонние договоры, которые устанавливали  более высокий уровень охраны авторских прав. В протоколе же содержались пояснения некоторых  положений конвенции;

Бернская конвенция послужила  основополагающим началом для развития такого понятия как авторское  право5.

2. Всемирная конвенция об авторском праве – Избрав своим основным правилом охраны интереса обладателей авторских прав принцип национального режима, Всемирная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, наличие которых обеспечивает необходимый минимум охраны авторских прав в участвующих государствах. К этим нормам относится закрепление права перевода и установление минимального двадцатипятилетнего срока охраны. Закрепляя за обладателем авторских правомочий право перевода. Конвенция применила новый, доселе не встречавшийся в международной практике метод ограничения этого права путем выдачи, при определенных обстоятельствах так называемой «принудительной лицензии» на перевод. И еще один случай ограничения принципа национального режима заслуживает особого внимания, речь идет о механизме преодоления существующей в некоторых странах обязанности выполнения заинтересованным лицом так называемых формальностей11 под формальностями понимаются депонирование экземпляров произведения, залог, регистрация, объявление, нотариальное за свидетельствование, уплата пошлин и т.п. для признания за ним авторских прав на охраняемое произведение;

3. Международная конвенция об  охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных  организаций (Рим, 26 октября 1961 г.);

4. Конвенция, учреждающая Всемирную  организацию интеллектуальной собственности  (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.) - К наиболее существенным изменениям, достигнутым во время Стокгольмской конференции, следует отнести:

1)Усовершенствование критериев  применения конвенции и определение  понятий страны происхождения  и публикации.

2)Признание права на воспроизведение.

3)Особый режим Кинематографических  и приравненных к ним произведений (Телефильмы и т.п.)

4)Расширение личных прав автора (личные права существуют независимо  от имущественных прав и даже  после их отчуждения.)

5)Расширение сроков охраны авторских  прав. - Конференция не пошла по  пути прямого увеличения 50-летнего  срока охраны. Но вместе с этим  она одобрила специальную резолюцию,  поощряющую стремления некоторых  стран выработать особое соглашение  о применении между ними срока  продолжительности свыше установленных  пятидесяти лет, исчисляемых со  дня смерти автора.

6)Конвенция впервые установила  охрану произведений фольклора

5. Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от  незаконного воспроизводства их  фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.);

6. Конвенция о распространении  несущих программы сигналов, передаваемых  через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.);

7. Соглашение о сотрудничестве  в области охраны авторского  права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).

Указанные акты действуют с оговорками и в той части, в которой  к ним присоединилась Российская Федерация (СССР).

Российская Федерация готовится  присоединиться к:

- Договору ВОИС по авторскому  праву 1996г.;

- Договору ВОИС по исполнениям  и фонограммам 1996г.

Учитывая, что Российская Федерация  готовится к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), идет подготовка в унификации российского  законодательства в соответствии с  Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.)6.

Включение сферы интеллектуальной собственности в систему ВТО  оправдано по ряду экономических  причин:

- Права на интеллектуальную  собственность являются непосредственным  предметом международной торговли;

- значительная часть услуг и  промышленных товаров, которые  задействованы в международной  торговле, включают в себя элементы  интеллектуальной собственности;

- множество товаров, включающих  компоненты интеллектуальной собственности,  составляют обширный сектор контрафактной  продукции, который в некоторых  странах допускается и даже  поощряется.

В общем, экономическая сторона  прав на интеллектуальную собственность  существенна. Поскольку они прямо  или косвенно составляют сегодня  часть международной торговли, было бы вполне логичным включить их в таком  качестве в новое международное  торговое право. Это объясняет, почему ТРИПС имеет относительно большое  значение и устанавливает довольно полный и точный правовой режим.

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS – Trade-Related Intellectual Property Rights) можно охарактеризовать следующим образом: это соглашение, направленное на защиту законных прав, устанавливающее адекватный правовой режим, который возникает из двух источников – из действующего в данной сфере международного права и основных принципов ГАТТ-94. Основная идея состоит в том, что права на интеллектуальную собственность должны стать предметом правомерной защиты, но при этом такая защита не должна служить препятствием в международной торговле. По характеристике Д.Карро и П.Жюйар ТРИПС представляет собой первый и пока единственный договор, регулирующий все важнейшие аспекты интеллектуальной собственности и придающий данному сектору правовой режим минимальной международной защиты, состоящий из действенных средств национального и международного характера, которые обеспечивают соблюдение этого режима7.

Таким образом, международная  система охраны авторского права  представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений”  в её многочисленных редакциях.

Совершенствуются способы  передачи информации (изобретение радио, телефона), растет интерес к культуре других народов. Появляются новые «плоды»  интеллектуальной деятельности человека. А также появляются способы незаконного  использования этих плодов. Поэтому  появление такого понятия как  «авторское право» на наш взгляд стало  своего рода признанием за отдельно взятой личностью его права на использование  «плодов» его интеллектуальной деятельности. Чтобы предотвратить возможность незаконного использования «плодов» интеллектуальной деятельности Российская Федерация вступила в ряд конвенций, регулирующих защиту авторских прав.

 

 

  1. Круг произведений пользующихся конвенционной охраной

Авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные  отношения связаны с созданием  и использовании произведений литературы науки и искусства. Авторское  право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые  включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение  правовыми средствами наиболее благоприятных  условий для создания научных  и художественных произведений; широкое  использование их обществом. Международное  авторское право является частью международного частного права8.

В первоначальном тексте Бернской конвенции 1886 года понятие “литературные и  художественные произведения” было определено через перечисление различных  конкретных видов произведений (книги, брошюры, картины и т.п.). Здесь  же говорилось о произведениях в  области литературы, науки и искусства  которые могут быть выпущены в  свет “любым способом издания или  воспроизведения”. На сегодняшний  день круг произведений намного расширился. Можно выделить следующие основные объекты международного авторского права:

Литературные произведения - составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что  мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении. В структуре литературного произведения выделяются тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые - образная система  и язык. Использование значимых элементов  произведения в ряде случаев требует  согласие автора.

Литературная обработка - особый объект авторского права. Представляет собой  музыкальную или литературную обработку  произведений авторов, которые в  силу некоторых причин (отсутствие навыков и др.) не в состоянии  сами привести своё произведение в  законченный вид. Кроме того, обработке  могут подвергаться народные произведения, произведения неизвестных авторов  и т. д. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным и музыкальным произведениям.

Музыкальные произведения - выражаются в сочетании звуков, образующих мелодию  и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, песен и т.п. Кроме музыкальных  произведений существуют также музыкально-драматические  произведения, которые создаются  на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене  в виде опер, балетов, оперетт.

Информация о работе Нормативно правовые акты, регулирующие авторское право