Норма права и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношение к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности.

Оглавление

Введение...............................................................................................................2
Понятие и признаки нормы права................................................................3 - 7
Виды норм права..........................................................................................8 - 14
Заключение.........................................................................................................15
Список использованной литературы...............................................................16

Файлы: 1 файл

Контрольная по Праву.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Регулятивные  нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий), обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий), запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6 - 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.4

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) “осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда”.5

Как регулятивные, так и  охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы  содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Декларативные нормы  обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и так далее).

Коллизионные  нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».6

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, финансового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос “что регулируют нормы права?”, а вторые – “как?”. Материальные правовые нормы являются правилами поведения субъектов, а процессуальные – правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового  регулирования выделяются императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы права.

Содержание методов правового  регулирования составляют в основном следующие способы воздействия  на поведение субъектов:

  • императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
  • автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
  • поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально-активное поведение;
  • рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, образует нормативную базу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные  нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер. Они предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о сових взаимных правах и обяханностях, и лишь на случай, если им это не удастся, предписывется определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны  многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присуще  гражданскому праву, так как специфический  метод правового регулирования  данной отрасли базируется на автономном положении субъектов, признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Поощрительные нормы – это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные  нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного  действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и так далее.

Локальные нормативные  предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в  юридической литературе нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и тому подобное). Однако, следует иметь в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, так как одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

 

 

 

 

Заключение

К вышесказанному хочется  добавить, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные).

На мой взгляд, современному обществу никак не обойтись без таких  регуляторов, как правовые нормы. Их очень много и они охватывают все сферы нашей жизни. К сожалению, как показывает реальность, далеко не каждый человек способен анализировать свои поступки, учитывая не только личные интересы, но и интересы своего соседа, например, или коллеги. Зачастую наш эгоизм приводит к страшным последствиям. Поэтому без правовых норм, без этих регуляторов, наша жизнь, которая заключается в ежедневном взаимодействии друг с другом в социуме, превратилась бы, скорее всего, в хаос.

Другой вопрос в том, всегда ли эти нормы справедливы и  тщательно продуманны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) – Электронный ресурс. Режим доступа - http://constitution.garant.ru/

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция). Части 1, 2, 3, 4.  - Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.gzkodeks.ru/

  1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173 – ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/pensia/60_1.html#p44

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция) - Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/koap/

  1. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Ю.А. Дмитриев, И.ФИ Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.

  1. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. – 776 с.

  1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://be5.biz/service/pravo.htm

  1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/

 

 

 

 

1 Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Ю.А. Дмитриев, И.ФИ Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.

2 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173 – ФЗ. Электр. ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/pensia/60_1.html#p44

3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) – Электронный ресурс. Режим доступа - http://constitution.garant.ru/

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция) - Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/koap/

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (с изменениями) (действующая редакция) - Электронный ресурс. Режим доступа - http://base.garant.ru/10108000/

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция). Части 1, 2, 3, 4.  - Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.gzkodeks.ru/




Информация о работе Норма права и ее виды