Необходимость многообразия форм собственности. Разгосударствление и приватизация: содержание и соотношение понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:42, реферат

Краткое описание

Генезис каждой новой формы предпринимательства, их эволюция соответствуют определенной ступени развития производительных сил и законов рынка, т.е. они непосредственно увязаны с преобразованием форм и отношений собственности. Можно заметить, что такие простейшие формы собственности, как индивидуальная и семейная, характерны для мелкого бизнеса. В дальнейшем развитие производительных сил общества потребовало объединения труда и капитала, что привело к реализации двух направлений: во-первых, частной собственности на основе наемного труда; во-вторых, коллективных (совместных) форм собственности, наиболее характерных для современной рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Необходимость многообразия форм собственности.docx

— 15.66 Кб (Скачать)

Необходимость многообразия форм собственности. Разгосударствление и приватизация: содержание и соотношение  понятий

 Характеризуя  место и роль различных форм  собственности в рыночной экономике,  приходится оперировать такими  связанными с ними понятиями,  как формы организации предпринимательской  деятельности, которые, несомненно, зависят от форм собственности,  но в то же время имеют самостоятельное значение.

 Генезис каждой  новой формы предпринимательства,  их эволюция соответствуют определенной  ступени развития производительных  сил и законов рынка, т.е.  они непосредственно увязаны  с преобразованием форм и отношений  собственности. Можно заметить, что  такие простейшие формы собственности,  как индивидуальная и семейная, характерны для мелкого бизнеса.  В дальнейшем развитие производительных  сил общества потребовало объединения  труда и капитала, что привело  к реализации двух направлений:  во-первых, частной собственности  на основе наемного труда; во-вторых, коллективных (совместных) форм собственности,  наиболее характерных для современной  рыночной экономики. 

 Ни одна из  форм собственности и хозяйствования  не содержит только положительные  или отрицательные стороны. Логика  многообразия форм собственности  и хозяйствования неизбежно приводит  к их взаимному соперничеству,  конкуренции. При этом для сложных  экономических систем характерен  такой тип единства, который достигается  не путем движения к тождеству  элементов системы и устранения  различий между ними, а через  интеграцию, усиление взаимосвязей  и взаимопереходов разных форм. Именно благодаря такой интеграции вся система форм собственности способна обрести единые ориентиры, причем так обеспечивается не только взаимодополнение, но и нейтрализация негативных свойств каждой из них.

Основными причинами, обусловливающими необходимость многообразия форм собственности, являются:

 во-первых, необходимость  устранения монополии общественной  структуры во главе с государством, т.е. преодоления огосударствления  общественной жизни в различных  формах и сферах его проявления;

 во-вторых, неодинаковый  уровень обобществления труда  и производства в различных  сферах и отраслях экономической  системы; 

 в-третьих, дифференциация  научно-технического прогресса и  технологического обеспечения в  различных отраслях производства, неодинаковый уровень технической  оснащенности;

 в-четвертых, элементарный  здравый смысл определяет целесообразность  шире использовать все формы  экономической деятельности, которые  демонстрируют эффективность на  тех или иных участках (секторах) экономики. 

 Таким образом,  потенциал многообразия форм  собственности огромен, и потому  одним из главных направлений  экономической политики государства  должно стать поддержание такого  многообразия. При формировании  оптимальной структуры экономики  необходима система рыночного  регулирования, и каждая форма  собственности и хозяйствования  должна находить свое место  на базе конкуренции. 

 В условиях  перехода к рыночной экономике  возникла необходимость преодоления  монополизма государственной собственности,  всеобщего огосударствления. Способом  преодоления огосударствления является  проведение разгосударствления  и приватизации.

 Касаясь субординации  категорий «разгосударствление»  и «приватизация», нужно заметить, что разгосударствление является  более общим понятием, чем приватизация.

 Само по себе  разгосударствление в экономической  литературе понимают двояко:

 Разгосударствление  – снятие с государства функции  прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий  на уровень предприятий, замена  вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственников.

 Разгосударствление  – комплекс мер по преобразованию  государственной собственности,  направленных на устранение чрезмерной  роли государства в экономической  системе, т.е. это трансформация  государственной собственности  в частную, коллективную и другие, в том числе смешанные и  переходные формы.

 Для экономики  важно не выделение отдельной  формы собственности, какой бы  эффективной она не казалась, а создание и поддержание подвижной  в своих рамках системы, включающей  целый спектр организационных  структур предпринимательской деятельности, основанных на разных формах  собственности. Многообразие современных  общественных потребностей может  быть полноценно удовлетворено  только на основе всей совокупности  форм собственности. Таким образом,  вся экономика должна представлять  собой единство взаимосвязанных  и конкурирующих между собой  различных форм собственности.

В целом разгосударствление призвано преодолеть монополизм, способствовать развитию конкуренции и свободного предпринимательства.

 Приватизация (от  лат. «privatus» – частный) является более узким понятием, поскольку представляет собой одно из направлений разгосударствления, заключающееся в передаче государственной собственности в частные руки, т.е. отдельным гражданам и юридическим лицам.

 Цели, способы  и условия проведения разгосударствления  и приватизации во многом определяются  особенностями экономического развития  отдельных стран. В этой связи  необходимо изучение опыта в  данной области как промышленно  развитых стран (США, Западной  Европы), так и стран с переходной  экономикой (Центральной и Восточной  Европы), в которых были на практике  реализованы разные модели приватизации.

 Прежде всего,  необходимо понимать различие  целей и задач проведения приватизации  в странах с развитой рыночной  экономикой и в бывших социалистических  странах. В первом случае в  их числе обычно называют: сокращение  задолженности государственного  сектора, дальнейшая либерализация  экономики, стимулирование предпринимательства,  развитие рыночных принципов  и расширение индивидуальных  свобод и т.д. Во втором случае  приватизация способствует решению  следующих задач: формированию  слоя частных собственников, воссозданию  конкурентной среды и развитию  рыночных отношений, демонополизации  и преодолению огосударствления  экономики, повышению эффективности  хозяйствования и социальной защищенности населения.

 Приватизация  должна проводиться на основе  определенных общих принципов,  в числе которых можно выделить  следующие:

 необходим комплексный  подход к приватизации, прогноз  социально-экономических последствий  ее проведения во всех сферах  жизни общества (в том числе  экономических, политических и  социальных аспектов);

 нужно учитывать  все формы проведения приватизации, известные мировой практике, выбирая  те из них, которые наиболее  соответствуют специфике данного  субъекта собственности и обеспечивают  максимальную экономическую эффективность; 

 проведение приватизации  должно, с одной стороны, исключить  ущемление прав работников данного  предприятия, а с другой –  всех остальных граждан страны, участвовавших своим трудом в  создании национального богатства; 

 возможным итогом  приватизации является осложнение  социально-экономической ситуации, поэтому негативный эффект должен  сводиться к минимуму путем  создания системы социальной  защиты и действия устойчивого  правового механизма разгосударствления  и приватизации;

 целесообразность  и приемлемость конкретных способов  приватизации должна определяться  с учетом размера и типа  предприятий (крупные, мелкие, средние  предприятия должны иметь разные  способы приватизации, особенно  с учетом их роли в экономике).

 Нужно сказать,  что по процедуре проведения  разгосударствления и приватизации  существует немало альтернативных точек зрения.

 Во-первых, дискуссионной является проблема выбора концепции приватизации – централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий, не спрашивая на то их согласия. Второй подход предполагает, что государство только устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия.

 Во-вторых, не  менее сложной проблемой является  то, какой должна быть приватизация  – платной (возмездной) или нет.

Информация о работе Необходимость многообразия форм собственности. Разгосударствление и приватизация: содержание и соотношение понятий