Нарушение заканодательства о налогах и сборах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – анализ теоретических и практических вопросов, составляющих сущность налоговых правонарушений [13, с.33]
При написании данной работы автор ставил перед собой следующие задачи
1. Понять общие характеристики нарушений законодательства о налогах и сборах.
2. Анализировать налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 НК РФ.
3. Определение способов уклонения от уплаты налогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Общее положение о нарушениях законодательства
о налогах и сборах……………………………………………………..4
ГЛАВА 2. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой
16 НК РФ…………………………………………………..….............10
ГЛАВА3. Способы уклонения от уплаты налогов………………………………………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………33

Список использованной литературе…………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая раблта Office Word.docx

— 63.13 Кб (Скачать)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. Общее положение о нарушениях законодательства

   о налогах и сборах……………………………………………………..4

ГЛАВА 2. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой

   16 НК РФ…………………………………………………..….............10

ГЛАВА3. Способы уклонения от уплаты налогов………………………………………………………………………..28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………33

 

Список использованной литературе…………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения , в то же время  существования налогов без   государства  также является невозможным. Возникновение налогов относя к периоду становления  первых государственных образований , когда появляется товарное производство , формируется государственный аппарат – чиновники, армия , суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству  всегда необходимы денежные средства для ликвидации стихийных бедствий , строительство дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством  лежащих перед  ним задач.

Роль налогов в современном  государстве так же велика, они  составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме.

Налоговый метод стал главным  в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие  в налоговую систему . Налоги и иные обязательные платежи активно используются  государством и местным самоуправлением  при управлении различными сферами   общественной жизни.[ 9, с.215]

Следует подчеркнуть , во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником  доходной части бюджета. Данный вывод подтверждают цифры. Так, Россия в 2011 г. Запланировала   пополнить  доходную часть  федерального бюджета  за счет взимания налогов  на сумму 5046058500,00. В США 70% доходов федерального бюджета  составляют налоговые поступления  , в Великобритании  и Японии – более 80% и 85% соответственно . Приведенные данные свидельствуют  о том, что налоги являются необходимым механизмом для аккумулирования государством денежных средств. Требуемые суммы  налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных  им своими налогоплательщиками. Но   еще не одно государство не смогло  достичь этой цели исключительно методом исключения [4, с.63]

Курсовая работа посвящена  одной  из наиболее  часто встречающейся  на сегодняшний день темы  - это  составы нарушения законодательства о налогах и сборах, и ответственность  за их совершение. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные акты    как  действующие, так и утратившие силу, также использованы  постановления  Пленума Верховного суда РФ.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Цель данного исследования – анализ теоретических и практических вопросов, составляющих сущность налоговых правонарушений [13, с.33]

При написании данной работы автор ставил перед собой следующие  задачи

1. Понять общие характеристики нарушений законодательства о налогах и сборах.

2. Анализировать налоговые  правонарушения, предусмотренные главой    16 НК РФ.

         3. Определение способов уклонения от уплаты налогов.

 

 

 

 

  1. Общее положение о  нарушениях законодательства о налогах и сборах.

 

Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса, обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном счете совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

Одним из основных элементов  степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. Именно данная особенность налогового права — принудительный характер изъятия части дохода — и вызывает в ответ на налоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов. Специфика посягательств на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги, согласно их экономической, социально-политической и юридической сущности, выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внешних и внутренних функций. В конечном счете недостаточное финансирование государственных полномочий, слабое материальное обеспечение публичных целей и задач влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность. Общественные отношения, складывающиеся между публичным (государством и (или) муниципальными образованиями) и частными субъектами относительно взимания налогов изначально в силу своей социальной природы конфликтны и, таким образом, объективно требуют правового регулирования. В свою очередь, механизм правового регулирования налоговых отношений объективно нуждается в охране правовыми средствами.

В современных условиях развития системы российского законодательства правовая охрана механизма налоговых отношений обеспечивается различными отраслями права: финансовым, уголовным, административным и таможенным. Данное основание является аргументом об отнесении налоговой ответственности к комплексному межотраслевому правовому институту. Следует оговориться, что понимание налоговой ответственности через сумму соответствующих отраслевых институтов, охраняющих налоговые отношения, имеет значение только для удобства анализа этой категории и в качестве учебной дисциплины.

Институт налоговой ответственности  не относится к исключительным явлениям российской правовой системы. Правовые институты, состоящие из правовых предписаний, содержащихся в различных нормативно-правовых актах, — объективно обусловленный  закономерный феномен. В связи с  динамикой общественных отношений в налоговом праве происходит постоянное дополнение и изменение нормативного материала, что влечет невозможность в рамках одного нормативного акта общего действия (НК)  обеспечивать всю полноту регулирования  налоговых отношений.  Более того, различная степень общественной опасности  налоговых правонарушений  не позволяет  осуществлять охрану  материальных норм  какой-либо  одной отраслью права .  основной задачей  законодателя  при регулировании  института налоговой ответственности следует считать создание  непротиворечивых правовых  норм, взаимно дополняющих друг друга.  [2, с.783]

Правовой сферой действия института налоговой ответственности  является привлечение к ответственности  за совершение  любого  противоправного  деяния, имеющего единый родовой объект посягательств  общественные отношения, складывающиеся относительно установления, введения,  взимание налогов , а также  в процессе осуществления  налогового контроля  и налогового процесса . Относительно  налоговой сферы охранительные институты финансового, уголовного, административного и таможенного права имеют совпадающие моменты, обусловленные их специфическим характером. Особенность охранительных институтов проявляется в функциональной роли охране общественных отношений, регулируемых налоговым правом.  Поскольку предназначением  охранительных правовых институтов является опосредование отношений, связанных с нарушением    законодательства о налогах и сборах , то и юридическая конструкция этих правовых институтов совпадает и отражает состав правонарушения, а именно – объект, объективную сторону, субъект и субъективная сторона.

Является комплексным  межотраслевым правовым  институтом, налоговая ответственность не относиться всецело к какой-либо  одной отрасли права . Охраняющей налоговые отношения. Относительная самостоятельность  такого правового  образования, как налоговая ответственность,  объясняется ее интегрированным характером, обусловленным вторичностью по отношению к охраняемым материальным нормам финансового права. Поэтому институт налоговой  ответственности  в качестве комплексной правовой категории, соединяющей в себе различные охранительные нормы, не может быть полностью « монолитно» отнесен к какой-либо одной отрасли права. Правовой институт  не относится к первичным правовым образованиям – качеством первоосновы обладает правовая норма, которая может принадлежат  только одной  отрасли права  и даже в составе правового  образования не может входить в иную отрасль права.

Правовой институт налоговой  ответственности состоит из отдельных  структурных элементов — субинститутов, которые представляют собой отраслевые институты ответственности за нарушения налогового законодательства. В пределах института налоговой ответственности каждый субинститут регулирует конкретный род деликатных отношений: финансовых (налоговых), административных, таможенных или уголовных.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть условность отнесения  налоговой ответственности к  полноправным правовым общностям. Говоря об институте налоговой ответственности, следует учитывать, что его состав образуют равнозначные, самостоятельные институты других отраслей права, регулирующих общественные отношения, вертикальные и функциональные связи которых на несколько порядков сильнее, чем их связи между собой.

Объединения норм, устанавливающих  финансовую, уголовную, административную или таможенную ответственность за налоговые правонарушения, являются неотделимой частью соответствующих отраслей права. Бесспорно отнесение института налоговых преступлений к уголовному праву, а института налоговых правонарушений — к финансовому (налоговому). В основе подобного утверждения лежит предметный принцип классификации общественных отношений. Однако, как уже отмечалось, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может регулироваться нормами разных отраслей. В подобной ситуации охранительные отношения налоговой сферы разграничиваются по дополнительному критерию — методу правового регулирования.

Таким образом, комплексность  института налоговой ответственности  представляет относительное соединение специальных правовых общностей (совокупности норм права), обеспечивающих различными правовыми режимами охрану одного вида общественных отношений — налоговых. Разнородность отраслей права, охраняющих налоговые отношения, допускает сочетание и объединение в определенных целях правовых норм, но не является основанием для образования единых, качественно однородных общественных отношений, т. е. не дает генетической возможности рождения нового института или тем более отрасли права — налоговой ответственности. [3, с.36]

 

Основаниями привлечения  к ответственности за нарушения  законодательства о налогах и сборах является совершение одного из следующих деликтов:

а) налогового правонарушения;

 б) нарушения законодательства  о налогах и сборах, содержащего  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

в) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего  признаки преступлений (налоговые преступления).

Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТМК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно.

Ответственность за нарушения  законодательства о налогах и  сборах — это охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера.

Необходимо учитывать, что  НК РФ, КоАП РФ и ТМК РФ содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы НК РФ. Данный вывод основывается на нормах НК РФ, Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливается непосредственно НК РФ (подл. 6 п. 2 ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, установленным НК РФ. Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборах охранительные правоотношения должны складываться только на основании норм НК РФ и регулироваться институтом налоговой ответственности.

Представляется более  целесообразным нормы, охраняющие налоговые отношения, но содержащиеся в КоАП РФ и ТМК РФ, консолидировать в НК РФ, что будет способствовать повышению эффективности правоохранительной функции ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Соединение охранительных норм в рамках НК РФ позволит, во-первых, устранить смешение различных видов юридической ответственности, вызывающей в правоприменительной практике немало трудностей; во-вторых, рассматривать налоговую ответственность не в качестве комплексного правового образования, а как полноправный институт в границах под отросли налогового права.

Консолидация охранительных  норм будет соответствовать и  общепринятым научным трактовкам правоохранительного института, поскольку в рамках налогового права как регулятивной под отрасли финансового права произойдет соединение и компоновка в самостоятельные подразделения охранительных норм. Синтезирование норм права, охраняющих налоговые отношения, позволит создать единый правоохранительный комплекс, подчинить ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах единым исходным идеям финансового права и принципам налогового права.  [6, с.189]

Информация о работе Нарушение заканодательства о налогах и сборах