Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:29, реферат
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства, сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.
На протяжении всей новейшей истории Италии (т.е. начиная с объединения в 1861 году) она была одним из основных источников иммигрантов и стала принимающей страной только с конца 1970-х годов. Опыт разработки миграционной политики ее несколько специфичен. Находясь на границах Европейского союза и будучи потенциально транзитной страной для иммигрантов, желающих переехать в Северную Европу, она не могла не прийти к новому ограничительному подходу к иммиграции, даже несмотря на то, что особенности ее рынка труда предоставляли структурные возможности для использования дешевой и гибкой иностранной рабочей силы.
В 1989 году, после примерно десятилетия иммиграции и перед первой крупной амнистией 1990 года, в Италии находилось приблизительно 490 тысяч иностранцев, имевших легальный вид на жительство (26% - граждане ЕС и 11% - граждане США). На протяжении последних 20 лет иммиграция имела весьма существенные, но, конечно, не катастрофические размеры.
Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 году, стал первой попыткой государства всесторонне отреагировать на такое явление, как миграция. Закон, состоящий из семи разделов и 46 статей, весьма обширен и охватывает три отдельных вопроса:
Среди аспектов закона, касающихся контроля над иммиграцией, можно выделить следующие:
Современная миграционная ситуация в России сформировалась под влиянием распада СССР, процесса, затронувшего судьбы миллионов людей, проживающих на необъятных просторах бывшего союза. Образование новых независимых государств повлекло массовые миграции населения. Тогда основным вопросом была репатриация оставшихся за рубежом соотечественников, сегодня же политика в области миграции призвана решить серьезные социально-демографические проблемы, вставшие перед Россией.
Россия переживает демографический кризис. Через несколько лет число работающих сравняется с числом пенсионеров, и тогда не из чего будет платить даже такие мизерные пенсии, какие платят сейчас. В итоге в правительстве пришли к выводу, что единственно возможное решение - активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие» страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: наш основной иммиграционный ресурс - те, кто еще совсем недавно был нашим соотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык и привыкать к нашим обычаям.
Но беда в том, что в России нет осознанной и целенаправленной миграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в том случае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране для решения проблемы трудовых ресурсов.
Задача государства только в том, чтобы дать людям трудиться легально. На сегодня количество нелегалов в России по разным оценкам составляет 500-700 тысяч человек. По словам специалиста в области прав человека и миграции Сергея Ягодина, уже назрела необходимость в проведении государственной амнистии, которая легализовала бы и урегулировала положение большого числа нелегальных иммигрантов.
Помимо таких «экстренных» мер,
как амнистия, требуется грамотная
корректировка
Параллельно следует проводить работу по уменьшению масштабов миграции наших специалистов за рубеж. Общеизвестно, что при эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое положение, теряет перспективы развития в будущем.
Опыт ряда государств, раньше, чем
Россия, столкнувшихся с
Решение проблемы состоит в превращении процесса миграции ученых из одностороннего (Россия-Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Однако это может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условиями, достигнутыми в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение выглядит еще не совсем реально.
В России, к тому же, пока отсутствует комплексная законодательно-нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней трудовой миграцией и, прежде всего, с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию.
Таким образом, если сегодняшняя молодежь по-прежнему будет искать счастья за рубежом, государству придется подумать о том, чтобы привлечь на их место студентов из других стран.
Серьезной проблемой для современной России является вынужденная миграция. Ситуация с беженцами и вынужденными переселенцами сейчас плачевная. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Достаточно вспомнить хотя бы колоссальную работу, проделанную в Европе после второй мировой войны, когда в условиях разрухи и экономического были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. Нашей стране есть, с кого брать пример.
Более того, люди, едущие в Россию, ищут не хорошей жизни, как те, что направляются на благополучный Запад. Большинство из них не рассчитывают на государственные пособия. Люди готовы обустраивать свою жизнь своими силами. По образному выражению Сергея Ягодина, цель государства не давать им рыбу, а дать удочку и позволить самостоятельно ловить рыбу. От государства, таким образом, требуется не постоянное их содержание, а лишь посильная помощь на первых порах обустройства и интеграции.
В любом случае, не надо бояться мигрантов. Мы вступили в новую эру, когда благополучие страны, развитие экономики, улучшение демографической ситуации в стране зависит от миграции. Много веков, принимая в себя представителей иных народов, Россия становилась богаче, не теряя себя. Просто были жесткие правила для тех, кто приходил, и для тех, кто встречал. Сегодня этих правил нет. Если их не будет и дальше, Россию ждут великие потрясения.
Подводя итоги всему вышесказанному,
можно сделать вывод, что в
новом веке миграция из разряда государственных
и межнациональных проблем
Уже сейчас наметились необходимость
и тенденция к
И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.
В настоящее время вышеозначенные вопросы остро встали перед всеми странами. Ведутся горячие дискуссии по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации, механизмов управления миграцией, в первую очередь, законодательных.
По степени значимости для государства миграции Россия во многом близка к Европе. За последние годы участились горячие дискуссии, касающиеся дальнейшего развития нашей страны в этом направлении. Уже никто не отрицает остроты и значимости создавшейся ситуации. Тем более важным представляется выбор правильного пути дальнейшего управления миграцией и использования ее для целей государства. Стоит ли говорить, какое значение имеет многолетний опыт наших предшественников? Главное, правильно им воспользоваться, выбрать только лучшее и проверенное временем и грамотно приспособить его к российской действительности.
Литература:
Интернет-сайты: