Миграционная политика Западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства, сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

Файлы: 1 файл

migr.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Миграционная  политика Италии

На протяжении всей новейшей истории  Италии (т.е. начиная с объединения  в 1861 году) она была одним из основных источников иммигрантов и стала  принимающей страной только с  конца 1970-х годов. Опыт разработки миграционной политики ее несколько специфичен. Находясь на границах Европейского союза и будучи потенциально транзитной страной для иммигрантов, желающих переехать в Северную Европу, она не могла не прийти к новому ограничительному подходу к иммиграции, даже несмотря на то, что особенности ее рынка труда предоставляли структурные возможности для использования дешевой и гибкой иностранной рабочей силы.

В 1989 году, после примерно десятилетия  иммиграции и перед первой крупной  амнистией 1990 года, в Италии находилось приблизительно 490 тысяч иностранцев, имевших легальный вид на жительство (26% - граждане ЕС и 11% - граждане США). На протяжении последних 20 лет иммиграция имела весьма существенные, но, конечно, не катастрофические размеры.

Закон об иммиграции, принятый итальянским парламентом в 1998 году, стал первой попыткой государства всесторонне отреагировать на такое явление, как миграция. Закон, состоящий из семи разделов и 46 статей, весьма обширен и охватывает три отдельных вопроса:

    • борьбу с нелегальной иммиграцией и организациями контрабандистов;
    • регулирование миграции рабочей силы при помощи системы годовых квот;
    • совершенствование прав, предоставляемых легальным мигрантам, чтобы способствовать их интеграции с местным населением.

Среди аспектов закона, касающихся контроля над иммиграцией, можно выделить следующие:

    • приоритет укреплению внешних средств контроля над миграцией;
    • установка более прочных оснований для вынесения средств контроля над миграцией в соседние государства;
    • введение более жестких санкций против организаторов нелегального въезда;
    • повышение механизмов эффективности выдворения из страны.

Миграционная  политика России

Современная миграционная ситуация в  России сформировалась под влиянием распада СССР, процесса, затронувшего судьбы миллионов людей, проживающих на необъятных просторах бывшего союза. Образование новых независимых государств повлекло массовые миграции населения. Тогда основным вопросом была репатриация оставшихся за рубежом соотечественников, сегодня же политика в области миграции призвана решить серьезные социально-демографические проблемы, вставшие перед Россией.

Россия переживает демографический кризис. Через несколько лет число работающих сравняется с числом пенсионеров, и тогда не из чего будет платить даже такие мизерные пенсии, какие платят сейчас. В итоге в правительстве пришли к выводу, что единственно возможное решение - активное привлечение в Россию иммигрантов. К этому же выводу в свое время пришли многие «стареющие» страны Европы. У России в этом смысле есть очевидное преимущество: наш основной иммиграционный ресурс - те, кто еще совсем недавно был нашим соотечественником, - люди, которым не надо специально учить русский язык и привыкать к нашим обычаям.

Но беда в том, что в России нет осознанной и целенаправленной миграционной политики. Эмиграция полезна любой стране, но только в том случае, если эмигрируют те, кто нужен этой стране для решения проблемы трудовых ресурсов.

Задача государства только в  том, чтобы дать людям трудиться  легально. На сегодня количество нелегалов в России по разным оценкам составляет 500-700 тысяч человек. По словам специалиста в области прав человека и миграции Сергея Ягодина, уже назрела необходимость в проведении государственной амнистии, которая легализовала бы и урегулировала положение большого числа нелегальных иммигрантов.

Помимо таких «экстренных» мер, как амнистия, требуется грамотная  корректировка законодательства. Например, можно продлить сроки для получения российского гражданства для бывших граждан СССР, разработать законопроекты, регулирующие процесс иммиграции, контроль за въездом, выездом и пребыванием на территории РФ иностранцев. Для того чтобы стимулировать иммиграцию в нашу страну, нужно активно проводить мероприятия, направленные на интеграцию мигрантов. С этой целью лицам, приезжающим в нашу страну, нужно предоставлять жилье и рабочие места. Конечно, в первую очередь эти меры распространяются на высококвалифицирован-ных специалистов и на тех, кто может быть полезен в России.

Параллельно следует проводить работу по уменьшению масштабов миграции наших специалистов за рубеж. Общеизвестно, что при эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое положение, теряет перспективы развития в будущем.

Опыт ряда государств, раньше, чем  Россия, столкнувшихся с широкомасштабным оттоком интеллектуального потенциала и выработавших соответствующие  защитные механизмы, показывает, что  существует возможность в определенных пределах воздействовать на стихийный процесс «утечки умов» и уменьшить его отрицательные последствия для экономики страны.

Решение проблемы состоит в превращении  процесса миграции ученых из одностороннего (Россия-Запад) в нормальный для всех развитых стран двусторонний процесс обмена научными кадрами. Однако это может быть обеспечено только созданием в России нормального функционирующего гражданского общества, предъявляющего высокий спрос на научные идеи и разработки, возрождением российской культуры, сближением жизненного уровня и условий труда отечественных ученых и специалистов с условиями, достигнутыми в развивающихся странах. Понятно, что на сегодня такое решение выглядит еще не совсем реально.

В России, к тому же, пока отсутствует  комплексная законодательно-нормативная база, которая бы регулировала весь спектр отношений, связанных с внешней трудовой миграцией и, прежде всего, с вербовкой российских граждан, изъявивших желание работать за границей, обеспечила бы социальную защиту трудящихся мигрантов и их реэмиграцию.

Таким образом, если сегодняшняя молодежь по-прежнему будет искать счастья  за рубежом, государству придется подумать о том, чтобы привлечь на их место  студентов из других стран.

Серьезной проблемой для современной  России является вынужденная миграция. Ситуация с беженцами и вынужденными переселенцами сейчас плачевная. Однако мировой опыт показывает: какой бы сложной ни была экономическая ситуация, всегда есть возможность решить гуманитарные проблемы. Достаточно вспомнить хотя бы колоссальную работу, проделанную в Европе после второй мировой войны, когда в условиях разрухи и экономического были репатриированы или обустроены на новом месте миллионы беженцев и перемещенных лиц. Механизмы помощи и предоставления убежища за более чем 50 лет уже достаточно четко отработаны и эффективно функционируют. Нашей стране есть, с кого брать пример.

Более того, люди, едущие в Россию, ищут не хорошей жизни, как те, что  направляются на благополучный Запад. Большинство из них не рассчитывают на государственные пособия. Люди готовы обустраивать свою жизнь своими силами. По образному выражению Сергея Ягодина, цель государства не давать им рыбу, а дать удочку и позволить самостоятельно ловить рыбу. От государства, таким образом, требуется не постоянное их содержание, а лишь посильная помощь на первых порах обустройства и интеграции.

В любом случае, не надо бояться  мигрантов. Мы вступили в новую эру, когда благополучие страны, развитие экономики, улучшение демографической  ситуации в стране зависит от миграции. Много веков, принимая в себя представителей иных народов, Россия становилась богаче, не теряя себя. Просто были жесткие правила для тех, кто приходил, и для тех, кто встречал. Сегодня этих правил нет. Если их не будет и дальше, Россию ждут великие потрясения.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в  новом веке миграция из разряда государственных  и межнациональных проблем перейдет в новое качество. Она станет рычагом  государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного обмена и т.д.

Уже сейчас наметились необходимость  и тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными  процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени  придут к координации усилий в  отношении различных аспектов:

  • необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
  • серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
  • единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.

И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области  миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.

В настоящее время вышеозначенные вопросы остро встали перед всеми  странами. Ведутся горячие дискуссии  по созданию новых, соответствующих  изменившейся ситуации, механизмов управления миграцией, в первую очередь, законодательных.

По степени значимости для государства  миграции Россия во многом близка к  Европе. За последние годы участились горячие дискуссии, касающиеся дальнейшего  развития нашей страны в этом направлении. Уже никто не отрицает остроты  и значимости создавшейся ситуации. Тем более важным представляется выбор правильного пути дальнейшего управления миграцией и использования ее для целей государства. Стоит ли говорить, какое значение имеет многолетний опыт наших предшественников? Главное, правильно им воспользоваться, выбрать только лучшее и проверенное временем и грамотно приспособить его к российской действительности.

 

Список  использованной литературы и ресурсов Интернета

Литература:

    1. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2001.
    2. ЕС бессилен перед иммиграцией//Заграница. Газета об эмиграции, работе, учебе и отдыхе за рубежом», №12(65) март 2001.
    3. Иммиграционная политика западных стран: Альтернативы для России/ Под ред. Г.Витковской; Междунар. орг. по миграции. Моск. исслед. программа по миграции. – М.: Гендальф, 2002.
    4. Миграционная ситуация в странах СНГ/ Под ред. Ж.А.Зайончковской - М.: Комплекс-Прогресс, 1999.
    5. Неисповедимы пути иммиграции// "Российская газета", 8 октября 1996.
    6. Положение беженцев в мире. Пятьдесят лет гуманитарной деятельности (УВКБ ООН). – М., 2000.
    7. «Ренессанс» экономической миграции на Западе// "Вопросы экономики" №11, 2002
    8. Социально-политические последствия международной миграции населения// МЭиМО, № 3, 1999.
    9. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина ХХ столетия. - М.: Институт востоковедения РАН, 1997 г.

Интернет-сайты:

      1. www.ambafrance.ru
      2. www.demoscope.ru
      3. www.geo2000.nm.ru
      4. www.geoport.ru
      5. www.krugosvet.ru

 


Информация о работе Миграционная политика Западных стран