Место и роль авторского права в системе исключительных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:21, доклад

Краткое описание

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.

Файлы: 1 файл

Место и роль авторского права в системе исключительных прав.docx

— 25.65 Кб (Скачать)

«Место и роль авторского права  в системе исключительных прав»

  • Авторское право — раздел гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, то есть результатов творческой деятельности людей в этих областях.
  • Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.
  • Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы. Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки, аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).
  • Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. 
  • Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:
  • Письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • Публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.
  • Звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
  • Изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
  • Объемно-пространственной
  • (скульптура, модель, макет,
  • сооружение и так далее).
  • У всего творческого есть свой автор – физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано. Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Нельзя забывать также еще иных субъектов - физических или юридических лиц, которым могут быть переданы права на объекты авторских прав: наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.
  • Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания. 
    Указанные правомочия разделены на две категории.
  • Личные неимущественные права, принадлежащие автору
  • Право признаваться автором произведения (право авторства);
  • Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • Право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
  • Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.
  • Исключительные права автора Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:
  • Запись ранее не записанного исполнения или постановки;
  • Воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
  • Распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
  • Прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.).

Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать  другим следующие действия:

  • Воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • Импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • Публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • Публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • Сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • Переводить произведение (право на перевод);
  • Переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).

Знак охраны авторского права

  • Статьей 1271 ГК РФ предусматривается, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.
  • Знак охраны авторского права имеет только информационное значение и свидетельствует только о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору.
  • Таким образом, любое лицо, не являющееся автором произведения, для доказывания принадлежности ему исключительных или иных авторских прав, например права на получение вознаграждения в предусмотренных ГК РФ случаях, должно представить документы, подтверждающие переход к нему таких прав в силу положений договора или закона. Такими документами могут быть, в частности:
  • Бернская конвенция закрепляет следующие принципы охраны прав автора:
  • Принцип независимости охраны — охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения. Из этого принципа есть одно исключение — закон может предусматривать прекращение охраны произведения, срок охраны которого уже истёк в стране происхождения произведения.
  • Принцип автоматической охраны — авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).
  • - договоры, заключенные с авторами и их правопреемниками. В этом случае формально требуются предоставление и проверка всей цепочки авторских договоров, подтверждающих факт перехода прав от авторов к последующим правопреемникам. Разумеется, на практике проверка всей цепочки договоров обычно не осуществляется, и стороны ограничиваются включением в договор соответствующих гарантий и дополнительных положений об ответственности в случае неправомерной передачи прав или неправомерного предоставления лицензии;
  • - свидетельства о праве на наследство;

- трудовые договоры, являющиеся  в ряде случаев основанием  для перехода к работодателям  имущественных прав на произведения, созданные работниками, и т.д.

Передача авторского права  по договору

  • АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.

Содержание авторского договора

  • Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд существенных условий:
  • Характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный);
  • Объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.);
  • Срок и территория передаваемых прав и;
  • Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения.
  • Данный перечень условий не является исчерпывающим.
  • Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг. 
    Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации.

Срок действия авторского права

  • Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
  • Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
  • На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.
  • 3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
  • 4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал  во время Великой Отечественной  войны или участвовал в ней,  срок действия исключительного  права, установленный настоящей  статьей, увеличивается на четыре  года.

  • По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
  • Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
  • Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который  правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 ГК.


Информация о работе Место и роль авторского права в системе исключительных прав