Ликвидация коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить правовые акты, регулирующие процесс ликвидации коммерческих организаций, а также основания ликвидации и рассмотреть порядок и последствия ликвидации коммерческих организаций.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и формы коммерческих организаций;
- охарактеризовать вопросы основания ликвидации и рассмотреть порядок и последствия ликвидации коммерческих организаций.

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие коммерческой организации и ей формы. 5
1.1 Понятие коммерческой организации 5
1.2 Формы коммерческих организаций. 7
Глава 2. Ликвидация коммерческих организаций. 15
2.1 Основания ликвидации коммерческой организации 15
2.2 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации 19
2.3 Порядок ликвидации юридического лица 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Ликвидация коммерческих организаций.docx

— 60.18 Кб (Скачать)

Требования каждой очереди  удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Требования кредиторов, не удовлетворённые из-за недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд. А также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.9

Ликвидация коммерческой организации считается завершённой, а коммерческая организация –  прекратившей существование после  внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

2.2 Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой организации

 

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны  незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, назначают  ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и  сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидация юридического лица представляет собой сложную  и зачастую длительную процедуру, затрагивающую  интересы третьих лиц и поэтому  требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая  отметка о реестре юридических  лиц, открытом для заинтересованных лиц.

Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или  состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.

Лицом или органом, принявшим  решение о ликвидации, практически  в любом случае назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые  действуют в соответствии с правилами  статьи 63, 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Суд, принявший решение  о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган  юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами,10 а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам .11

Специальными законами устанавливаются  особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, в случаях, когда учредителем либо участником юридического лица является государство  или муниципальное образование. К ликвидационной комиссии переходят  функции и права органов ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный  срок с наименьшим ущербом для  его контрагентов, учредителей или  участников.

2.3 Порядок ликвидации юридического лица

 

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке  и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может  быть менее двух месяцев с момента  публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов и  получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне  предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. 12

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением  кредиторов третьей и четвертой  очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных  законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным  органом 

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается  завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после  внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

Комментарий к 63 статье ГК РФ достаточно подробно регулирует порядок ликвидации юридического лица после того, как  его участники (учредители), уполномоченный орган или суд, принявшие решение  о ликвидации, письменно уведомили  регистрирующий орган о начале процедуры  ликвидации.

Прежде всего, ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (последний не может быть менее двух месяцев), выявляет всех кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации, а также принимает меры к взысканию дебиторской задолженности организации, в том числе в судебном порядке.13

Особое значение точного определения  срока предъявления требований кредиторами  заключается в том, что его  пропуск дает кредитору право  на удовлетворение только из того имущества, которое останется после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.

По окончании указанного срока  ликвидационная комиссия оценивает  состав кредиторской задолженности, принимает  решение об удовлетворении (или отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс. При этом обязательным условием составления  промежуточного ликвидационного баланса  юридического лица является проведение инвентаризации его имущества.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден участниками (учредителями) юридического лица или  органом, принявшими решение о его  ликвидации, а в ряде случаев - дополнительно  согласован с уполномоченным государственным  органом. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Денежные выплаты кредиторам (за исключением кредиторов пятой очереди) начинают производиться с момента  утверждения промежуточного ликвидационного  баланса, причем сами выплаты производятся в порядке очередей, установленных статьей 64 ГК РФ, а требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Выплаты кредиторам пятой очереди производятся только по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если денежных средств организации (кроме учреждений) недостаточно для  расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество  с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается аналогично утверждению промежуточного баланса. Затем оставшееся имущество распределяется между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации.

Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую  запись в единый государственный  реестр юридических лиц. С этого  момента деятельность организации  считается прекращенной.

Существует ряд особенностей ликвидации казенных предприятий и учреждений, обусловленных субсидиарной ответственностью по их долгам собственника их имущества. Так, при недостаточности имущества  у ликвидируемого казенного предприятия  или денежных средств у ликвидируемого учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право  предъявить иски к собственнику имущества  указанных организаций и потребовать  от него удовлетворить оставшуюся часть  требований за его счет.

Заключение

 

Ликвидация юридического лица, также как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации  исчезает субъект права.

Изучение действующего законодательства о ликвидации юридических лиц  и практики его применения арбитражными судами показывает, что решение основополагающих вопросов о ликвидации коммерческих организаций обладает несомненной  актуальностью. Противоречия в законодательстве, регулирующем прекращение деятельности юридических лиц, во многом являются причиной недостатков в работе органов (лиц), участвующих в ликвидации коммерческой организации. В процессе осуществления  ликвидации организации нередко  возникают вопросы, в решении  которых в практике нет единства.

В настоящий период в России идет интенсивный процесс создания коммерческих юридических лиц, однако существует необходимость и в  ликвидации таких организаций по различным основаниям.

Сказанное определяет необходимость, и важность всесторонней теоретической  разработки ряда проблем, имеющих значение для дальнейшего развития законодательства о ликвидации коммерческих организаций  и для улучшения практики применения закона.

Так, имеются существенные расхождения во мнениях по поводу самого понятия ликвидации коммерческих организаций. Различные суждения высказываются в литературе о последствиях ликвидации организации, спорным остается как вопрос о признаках ликвидации, так и о критериях разграничения двух видов прекращения коммерческих организаций - ликвидации и реорганизации.

Несмотря на некоторое  уменьшение числа разрешенных арбитражными судами дел о создании, реорганизации  и ликвидации организаций в 2003 году, они, по прежнему, составляют довольно значительную часть от общего числа.

Гражданский кодекс Российской Федерации, посвящая вопросам ликвидации организаций, пять статей и несколько статей применительно к ликвидации хозяйственных товариществ и обществ, содержит только общие положения, относящиеся к исследуемой проблеме. Хотя законодательство о ликвидации юридических лиц (соответственно, и коммерческих организаций) в настоящее время, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, полнее регулирует ликвидацию организаций, однако в нем имеются существенные пробелы и неточности. Так, недостаточно четко и подробно урегулирована на законодательном уровне процедура ликвидации, в связи, с чем в судебной практике неоднозначно решаются вопросы, возникающие на различных этапах осуществления ликвидации

В настоящей работе исследуется  проблема ликвидации юридических лиц - коммерческих организаций. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций различен и процесс  осуществления их ликвидации. Поэтому  в настоящей работе учтены особенности ликвидации отдельных форм коммерческих организаций. В связи с определенной спецификой некоторых коммерческих организаций, например, банков и других кредитных организаций, их ликвидация осуществляется несколько иначе, чем других юридических лиц. Отдельные особенности при ликвидации таких организаций по мере изложения материала будут учитываться в данной работе.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12декабря 1993года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  3. Федеральный закон от 08 августа 2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей" (с изменениями внесённым в ФЗ 01.04.2012 года)
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002г. 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями, внесёнными в ФЗ 05.03.2012 года)
  5. Реорганизация и ликвидация юридических забота об интересах кредиторов. Витрянский В.В.,  М. - 2010.
  6. Гражданское право. В 2-х томах. Под ред. Е.А. Суханова. М., 2009
  7. Ликвидация юридического лица. Жане А.А., М. - 2009.
  8. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций. Трофимов К.Т., М. - 2010.
  9. Ликвидация предприятий.  Пресняков С.А., М. – 2011
  10. Коммерческое право: Учебник под ред. В. Ф. Яковлевой. СПб. - 2009.
  11. Юридический словарь. 2011.
  12. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб. «Юридический центр Пресс». - 2011.
  13. Коммерческое право. Учебное пособие для вузов. М.М. Рассолова. М. - ЮНИТИ - ДАНА, - 2009.
  14. Коммерческое право. Круглова Н.Ю. 4-е изд., М. - РДЛ. – 2009.
  15. "Налоговый кодекс РФ" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) 4 части. Под ред. Степанова С.А. 2009

Информация о работе Ликвидация коммерческих организаций