Лекции по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:31, курс лекций

Краткое описание

1 Понятие гражданского права. Предмет гражданско-правового регулирования
2 Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений и его особенности
3 Принципы гражданского права

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Лекция 1. Гражданское право в системе права . . . . . . . . . . . . . . . 6
Лекция 2. Гражданское правоотношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Лекция 3. Граждане как субъекты гражданских правоотношений 18
Лекция 4. Общие положения о юридических лицах . . . . . . . . . . 28
Лекция 5. Объекты гражданских прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Лекция 6. Сделки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Лекция 7. Представительство. Доверенность . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Лекция 8. Сроки. Исковая давность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Лекция 9. Право собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Лекция 10. Право общей собственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Лекция 11. Вещные права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Лекция 12. Защита права собственности и иных вещных прав . . 91
Лекция 13. Общие положения об обязательствах . . . . . . . . . . . . 103
Лекция 14. Перемена лиц в обязательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Лекция 15. Обеспечение исполнения обязательств . . . . . . . . . . 113
Лекция 16. Прекращение обязательств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Лекция 17. Общие положения о договоре . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
Список рекомендуемых источников по темам . . . . .

Файлы: 1 файл

Гражданское право лекция 35 листик.docx

— 207.59 Кб (Скачать)

Одним из правовых средств индивидуализации юридического лица выступает наименование юридического лица. В статье 50 ГК содержатся определенные требования к наименованиям юридических лиц:

наименование  юридического лица должно содержать  указание на его организационно-правовую форму;

наименования  некоммерческих организаций и унитарных  предприятий, а в предусмотренных  законодательством случаях –  и иных коммерческих организаций  должны содержать указание на характер деятельности юридического лица;

юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п.4 ст. 50 ГК);

включение в наименование юридического лица указаний на официальное полное или сокращенное  название Республики Беларусь, включение  такого названия либо элементов государственной  символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица, допускается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь [2].

Следует отметить, что в настоящее время  законодательных актов, регулирующих порядок регистрации фирменных  наименований юридических лиц, не существует. Поэтому фактически одновременно с  государственной регистрацией юридического лица происходит и регистрация фирменного наименования. До подачи документов для  регистрации в регистрирующий орган  один из учредителей создаваемой  коммерческой или некоммерческой организации  должен согласовать с этим органом  наименование организации [1; 3].

Лицо, которое неправомерно использует чужое  зарегистрированное фирменное наименование, по требованию правообладателя на фирменное  наименование обязано прекратить его  использование и возместить причиненные  убытки (ст. 50 ГК). Более того, ст. 8 Парижской  конвенции 1983 года «Об охране промышленной собственности» предусмотрено, что  фирменное наименование охраняется во всех государствах - участниках названной  Конвенции (Республика Беларусь является участницей этой Конвенции) без обязательной подачи заявки или регистрации и  независимо от того, является ли оно  частью товарного знака.

3 Место нахождения  юридического лица

Место нахождения юридического лица имеет  существенное значение при решении  многих вопросов гражданского и гражданского процессуального права. Новый ГК вопрос о месте нахождения юридического лица решил иначе, чем ГК 1964 г. Местом нахождения юридического лица теперь является не место нахождения его постоянно действующего органа, а место его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 50 ГК). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 50 ГК).

Для государственной  регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредители представляют гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой организации [1; п.23]. Таким  документом, к примеру, может быть проект договора аренды.

4 Правосубъектность юридического лица

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, то есть правоспособности и дееспособности. Правоспособность юридического лица - это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания (п. 3 ст. 45 ГК), в то время юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 47 ГК).

В науке  гражданского права различают общую (универсальную) и специальную правоспособность. Под общей правоспособностью  понимается возможность субъекта права  иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности. Такая  правоспособность характерна для граждан (физических лиц). Специальная правоспособность предполагает наличие лишь таких  прав и обязанностей, которые соответствуют  целям его деятельности и прямо  зафиксированы в его учредительных  документах. Согласно п.1 ст. 45 ГК, юридическое  лицо может иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных  документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В учредительных  документах юридического лица должны быть предусмотрены виды деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) коммерческой организацией [1; п.29]. Виды деятельности указываются в соответствии с Общегосударственным классификатором  видов экономической деятельности, перечнем видов деятельности, на осуществление  которых требуется специальное  разрешение (лицензия).

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что законодательство Республики Беларусь предусматривает правило специальной правоспособности для всех юридических лиц.

В отличие  от нашей страны гражданское законодательство Российской Федерации пошло по пути расширения правоспособности юридических  лиц. В частности, ГК Российской Федерации  закрепил те положения (в части правоспособности юридических лиц) которые содержались  в Модели Гражданского кодекса для  государств-участников СНГ. Анализ положений  ст.49 ГК Российской Федерации показывает, что наряду с общим правилом общей  правоспособности юридического лица, общая правоспособность предусмотрена  для коммерческих негосударственных  организаций. Иные коммерческие организации (в частности, унитарные предприятия) и некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью.

Думается, что такой подход является абсолютно  оправданным. Так, при создании некоммерческой организации (фонд, учреждение) учредителями преследуются строго определенные социальные, культурные и иные общеполезные цели. Предоставление такой организации  полной свободы действий (отступление  от уставных целей) противоречило бы интересам учредителей. То же самое  можно сказать о государственных  унитарных предприятиях. Создавая унитарное  предприятие (закрепляя за ним государственное  имущество), государство определяет определенный предмет деятельности такого предприятия (например, автомобильное  производство, производство медицинского оборудования). Естественно, государство  заинтересовано в осуществлении  предприятием именно определенных видов  деятельности.

Вместе  с тем негосударственные коммерческие организации (имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли) должны иметь гражданские  права и обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных законодательством. Это правило продиктовано особенностями  рыночного механизма регулирования  экономических отношений. Однако эта  новелла белорусским законодательством  не востребована.

Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские  права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской  правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).

5 Способы образования  юридических лиц

Выделяют  три способа образования юридических  лиц: распорядительный, разрешительный, явочно-нормативный.

Согласно  распорядительному порядку, юридические лица создаются по распоряжению (указу, постановлению, приказу) собственника либо уполномоченного им органа. В частности, в таком порядке создаются государственные унитарные предприятия.

Разрешительный  порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе учредителей с согласия соответствующего государственного либо иного органа. В частности, такой порядок создания предусмотрен для предприятий с иностранными инвестициями. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется при наличии согласия соответствующего облисполкома, а также местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией на размещение предприятия на подведомственной территории [4, ст.9; 5, п.2].

Явочно-нормативный  порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, так как его создание разрешено законодательством. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а соответствующий государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

6 Порядок государственной  регистрации юридических  лиц

Независимо  от способа создания все юридические  лица подлежат государственной регистрации  в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается  созданным с момента государственной  регистрации (ч.1 и 2 ст.47 ГК) [1].

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, как правило, осуществляется облисполкомами, которые вправе делегировать часть  своих полномочий по государственной  регистрации и ликвидации субъектов  хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам [1]. В  отдельных случаях регистрацией юридических лиц занимаются иные органы:

юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями – Министерство иностранных дел;

банков  и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальный банк;

страховых и перестраховочных организаций  – Комитет по надзору за страховой  деятельностью при Министерстве финансов;

субъектов хозяйствования в свободных экономических  зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций –  администрации свободных экономических  зон.

7 Виды юридических  лиц

В соответствии со ст. 46 ГК юридические лица разделяются  на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. К коммерческим организациям относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.

Хозяйственные общества и товарищества – коммерческие организации с разделением на доли или вклады учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности. Уставный фонд становится собственностью юридического лица.

Хозяйственное товарищество как объединение лиц носит лично-доверительный характер, создается для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Различают полное товарищество и товарищество на вере.

Полное  товарищество – участники (полные товарищи) отвечают по обязательствам всем своим имуществом, в том числе личным. Каждый должен принимать участие в управлении (общее собрание, специальные органы управления не создаются). Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – ядро как в полном товариществе. Другая часть – коммандисты – вкладчики, которые вносят только вклады, имуществом не отвечают, могут потерять только свой вклад.

Хозяйственные общества закон подразделяет на

акционерные общества,

общества  с ограниченной ответственностью,

общества  с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих акций. Учредительным документом является устав.

Сравнительная таблица хозяйственных товариществ

и обществ

товарищество

общество

Объединение лиц

главное различие

Объединение капиталов

Участники должны непосредственно (лично) участвовать  в деятельности

порядок

участия

Достаточно  участвовать вкладом

Только  юридические лица и индивидуальные предприниматели

субъекты

Любые субъекты гражданского права

Действия  самого товарищества

порядок

осуществления деятельности

Права и обязанности приобретаются  действиями его органов

400 евро

уставный  фонд

Установлен  минимальный размер

Полная  имущественная ответственность (солидарно  в субсидиарном порядке)

ответственность

Участники никакой имущественной ответственности  не несут (только риск убытков в размере  своих вкладов), кроме ОДО, участники  которого солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном  размере к стоимости их вкладов

Информация о работе Лекции по "Гражданскому праву"