Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:30, курс лекций
Гражданское право как частное право и как отрасль российского права
«Гражданское право» как термин и понятие появилось много веков назад еще в Древнем Риме. Первоначально в него вкладывалось несколько иное содержание, нежели в правовых системах современности, в том числе и в нашей. В Риме гражданское (синоним - цивильное) право охватывало как публичное, так и частное право. В его основе лежали законы XII таблиц. Называлось оно цивильным, потому что применялось к исконным римским гражданам, которые именовались cives.
Уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба.
Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Согласно п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
с) сведения о банковских счетах юридического лица.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений.
В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", в котором должны публиковаться сведения, согласно законодательству Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таков общий порядок регистрации юридических лиц. Однако для отдельных видов юридических лиц может быть установлен и ной порядок принятия решения о государственной регистрации юридического лица (ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом. На основании решения, принятого Федеральной регистрационной службой (ее территориальным органом), Федеральная налоговая служба (ее территориальный орган) в срок не более 5 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов и сведений вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 442.
Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Банком России (ст. 12 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности"). При этом Банк России в целях осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Государственную регистрацию общественных объединений осуществляет Федеральная регистрационная служба (для общероссийских и международных общественных объединений, в том числе и политических партий) и ее территориальные органы (для региональных и межрегиональных общественных объединений) согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" и абз. 16 п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Согласно ст.8 Закона от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации" на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и ее территориальные органы возложены функции по государственной регистрации средств массовой информации.
Отказ в государственной регистрации допускается по основаниям, установленным в законе (абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК), а именно в п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:
непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Тема 7. Прекращение деятельности юридических лиц (2 часа)
1. Реорганизация и ее формы
Прекращение деятельности юридического лица возможно в процедуре реорганизации и ликвидации.
Реорганизация юридических лиц может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами (п.1 ст.57 ГК РФ), по решению уполномоченных государственных органов (п.2 ст.57 ГК РФ), по решению суда (п.2 ст.57 ГК РФ).
В добровольном порядке реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
С предварительного согласия уполномоченного органа осуществляется реорганизация в форме слияния и присоединения при наличии условий, установленных в законодательстве о конкуренции (ст.27 ФЗ «О защите конкуренции»).
По решению суда по иску уполномоченного органа реорганизация осуществляется в форме разделения или выделения, если коммерческая организация создана без предварительного согласия антимонопольного органа, и создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции (п.1 ст.34 ФЗ «О защите конкуренции).
Если принудительная реорганизация не будет проведена учредителями (участниками), органом юридического лица в установленный срок, то суд по иску государственного органа назначает внешнего управляющего для проведения реорганизации (абз.2 п.2 ст.57 ГК РФ). Внешний управляющий в этом случае выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда. Государственная регистрация вновь возникающих юридических лиц производится на основании этих документов.
Реорганизация может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
При слиянии два и более юридических лица, прекращая свою деятельность, образуют одно лицо. При присоединении юридическое лицо прекращает свою деятельность, становясь структурным подразделением другого юридического лица. В случае разделения из одного юридического лица образуется два и более юридических лиц. При выделении из юридического лица, которое в этом случае не прекращает свою деятельность, образуется еще одно юридическое лицо. В случае преобразования происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. Иногда различают понятия «преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида» (более широкое понятие) и «изменение организационно-правовой формы» (В.П.Мозолин).
Для реорганизации характерно правопреемство в правах и обязанностях. При реорганизации составляются разделительные балансы (выделение, разделение) и передаточные акты (слияние, присоединение, преобразование), которые должны отвечать требованиям, установленным в законе (ст.ст.59 ГК РФ).
Особое внимание уделяется при реорганизации защите прав кредиторов. Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательства и возмещения убытков (п.2 ст.60 ГК РФ). При невозможности определения правопреемника по разделительному балансу закон возлагает на вновь возникшее юридические лица солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п.3 ст.60 ГК РФ).
3. Ликвидация юридического лица: понятие, основания и порядок
Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке и принудительно.
Основания добровольной ликвидации перечислены в абз.1 п.1 ст.61 ГК РФ, перечень примерный, не является исчерпывающим. Принудительно ликвидация осуществляется по основаниям, указанным исключительно в ГК РФ (абз.2 п.2 ст.61, ст.81, 86 ГК РФ). Наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности вынесения судом решения о принудительной ликвидации, если имеются основания для принудительной ликвидации (п.7 инф. письма През. ВАС РФ от 13.01.2000 г. № 50).
Решение о добровольной ликвидации принимают учредители (участники) либо органы, уполномоченные на то учредительными документами, решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.
В ГК РФ регулируется процедура ликвидации юридических лиц, которая применяется в тех случаях, когда у конкурсоспособного (способного быть должником в процедурах несостоятельности) юридического лица достаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ), а для неконурсоспособных юридических лиц – как при достаточности, так и при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Учредители (участники) или орган юридического лица, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также устанавливают порядок и сроки ликвидации (п.2 ст 62 ГК РФ). Если решение о ликвидации принято судом и обязанности по ликвидации возложены на учредителей, а в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица (п. 24 пост. Пленума Верх.Суда РФ и ВАС РФ № 6/8 от 1.07.1996 г.). По основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, могут быть ликвидированы лишь действующие юридические лица (п. 4 инф. письма През. ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84).