Культура Калужского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Целью работы является формирование комплекса научных знаний об отрасли права как основном элементе системы права в изменившихся условиях правопонимания и правообразования.
С учетом этого обозначены следующие конкретные задачи:
- исследовать особенности учения об отрасли права, выявить основные тенденции формирования и развития системы российского права;
- установить особенности теоретической модели отрасли права, исследовать понятие отрасли права и ее квалификационные признаки;
- определить основания типологизации отраслевого деления российского права с учетом новационных подходов;
- установить степень влияния подходов к правопониманию, конституционных реформ, принципа федерализма на понятие и сущность отрасли российского права, на процессы структурной перестройки права.

Файлы: 1 файл

краеведение.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

            НОУ СПО «Техникум туризма,  менеджмента 

                      и информационных технологий»

 

 

                              РЕФЕРАТ

 

        по дисциплине: «Краеведение»

                          на тему:

        «Культура  Калужского края»

 

 

                                                    Подготовил (а):  студент (ка),

                                                    обучающийся (аяся) по форме экстернат

                                                    Кравченко С.Н.                                                                      

                                                     Преподаватель:  Столярова К.А.

 

 

                                       Калуга 2013

 

 

                                     ВВЕДЕНИЕ

К числу проблем, не утрачивающих в теории права своей актуальности на протяжении вот уже нескольких столетий, относятся вопросы систематизации права, определения понятий самой  системы права, ее элементов, их признаков, критериев типологизации и т.д. Выяснение понятия отрасли права, ее особенностей, предмета и метода правового регулирования как  оснований деления права на отрасли  всегда занимало центральное место  в исследовании системы права. Вопрос о системе российского (в прошлом  - советского) права был предметом  многих продолжительных дискуссий  в науке. В их ходе предлагались самые  разные решения: от признания только двух основных отраслей права –  частного и публичного (другие  - неосновные ответвления) до выделения  великого множества отраслей.[1]

Окончательно этот вопрос никогда не будет закрыт, ибо право  – живое явление. В жизни возникают  новые отношения, неизвестные раньше. Это объективно ведет к появлению  новых правовых норм, регулирующих такие отношения. Будут ли подобные нормы составлять особую отрасль  права, станут ли отраслью законодательства или окажутся частями традиционных отраслей права – этот вопрос может  быть решен только в результате конкретных исследований. Выяснение понятия  отрасли права, ее особенностей, предмета и метода правового регулирования  как основания деления права  на отрасли всегда занимало центральное  место в исследовании системы  права.Плюрализм подходов к правопониманию в целом, ставший возможным в условиях современного реформирования государства и права, качественные изменения всей системы общественных отношений, происходящие в России в последние десятилетия, привнесли в рассматриваемую тематику новые проблемы, требующие своего научного осмысления и разрешения.

Перемены, произошедшие в  России, изменившие типологию государства  и права, стали толчком к трансформации  существующих представлений об отрасли права, подвергшихся институционализации и концептуальному обновлению в результате конституционных реформ. Перестройка, произошедшая в России, отвлекла внимание ученых от проблем отрасли права, спровоцировав, тем самым, частичную утрату научных положений, составляющих теоретическую базу советского права. В науке и практике произошло фактическое отождествление отрасли права с отраслью законодательства, тем самым вызвав массовое «рождение» новых «отраслей права». Сегодня в российской правовой литературе все чаще звучат споры об их самостоятельности и полноценности. Введение в правовой оборот термина «комплексная отрасль права», характеризующего новые «отрасли права», казалось бы, объясняет необходимость и возможность их существования, однако проблему не решает. Не все новые структурные образования органично вписываются в традиционное представление о самой природе отрасли права. Состоявшаяся Всероссийская конференция по теме «Система российского права» обнажила интересующую нас проблематику, но уже в условиях становления в России правового государства. С новой силой актуализировался комплекс вопросов, составляющих суть учения об отрасли права как правового феномена, как элемента системы. Накопленный новый материал, а также спорность и неразработанность обозначенных выше проблем обусловили потребность в углубленном изучении отрасли российского права и соответственно выбор темы исследования. [3]

Целью работы является формирование комплекса научных знаний об отрасли  права как основном элементе системы  права в изменившихся условиях правопонимания и правообразования.

С учетом этого обозначены следующие конкретные задачи:

- исследовать особенности  учения об отрасли права, выявить  основные тенденции формирования  и развития системы российского  права; 

- установить особенности  теоретической модели отрасли  права, исследовать понятие отрасли  права и ее квалификационные  признаки;

- определить основания  типологизации отраслевого деления  российского права с учетом  новационных подходов;

- установить степень влияния  подходов к правопониманию, конституционных  реформ, принципа федерализма на  понятие и сущность отрасли  российского права, на процессы  структурной перестройки права. 

 

ГЛАВА 1. Особенности теоретической модели отрасли современного российского  права

1.1.  Определение  отрасли российского права

Система права есть внутренне  строение действующего в государстве  права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права.Отрасль права представляет собой связанную едиными принципами и функциями подсистему правовых норм, которые  с использованием свойственных им юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу (область) однородных общественных отношений.[10]

Предмет и метод правового  регулирования — это наиболее существенные основания для деления  системы права на отрасли. Предмет  правового регулирования — это  то, на что воздействует право. А  право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид  общественных отношений, объективно требующий  специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли  права происходит в силу объективных  причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным  фактором, обусловливающим отличие  одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами.

Предмет правового регулирования  — это качественно однородный вид общественных отношений, на который  воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть “свой предмет” т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет “свое законодательство”, как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования[9]

Вторым, вспомогательным  основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового  регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения. Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который  во многом ориентирован на способы  правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Метод правового регулирования  состоит из следующих элементов:

специфического способа  взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных  отраслью правоотношений. Так, главной  чертой административно-правового  метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов  отношений, которые находятся в  состоянии власти и подчинения. В  гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или  иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве  правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права.[7] Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений. [11]

Существование единого предмета правового регулирования и обусловленного им единого метода правового регулирования, естественно, требует иного подхода  и к проблеме определения оснований  деления российского права на отрасли, поскольку традиционная схема, основанная на признании наличия у каждой отрасли своего предмета и метода не дает ясного ответа на вопрос об особенностях отраслевого метода.

Единый предмет правового  регулирования как социальная система  складывается из элементов, представляющих собой предметы отраслевого регулирования. Их существование есть объективная  реальность, порожденная потребностями  социально-правовой среды, в которой  складываются группы общественных отношений  нуждающиеся в регулировании  соответствующей группой норм, входящих в систему российского права. Зарождение и постепенная консолидация тех или иных общественных отношений в системе социально-правовой среды, т.е. единого предмета правового регулирования — процесс, который, во-первых, охватывает не одну какую-то группу, а некоторое число таких групп, возникающих и развивающихся в силу общественной необходимости в данный период времени; во-вторых, формирование этих групп, естественно, происходит с разной интенсивностью, вследствие чего в каждый данный период они находятся на разных уровнях своего развития и консолидации, что соответствующим образом отражается и на формировании адекватной группы правовых норм, регулирующих эти общественные отношения.[14]

Таким образом, как представляется, постепенный процесс формирования отраслевых предметов правового  регулирования или, иначе говоря, формирования новых групп общественных отношений в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой  сферах государственной жизни, которые, как уже отмечалось, выступают  в качестве реально развивающихся  элементов социально-правовой среды. Поэтому существование предмета регулирования каждой отрасли российского права не вызывает сомнений с одной оговоркой, что каждый предмет отраслевого регулирования — это органическая часть более высокой системы, а именно: единого предмета правового регулирования для всей системы российского права.

Следовательно, первым критерием  выделения отрасли российского  права является предмет регулирования, т.е. наличие соответствующей, отличающейся от иных, группы общественных отношений, сложившихся в социально-правовой среде. Одной констатации существования предмета регулирования как такового явно недостаточно для полноты картины, ибо группа общественных отношений, выступающая в роли своего рода «потребителя» правового регулирования, как его предмет, должна отвечать ряду требований.[6]

Во-первых, эта группа отношений  должна сформироваться в процессе эволюционного  развития как достаточно ясно обособленная группа отношений, обладающая своеобразной качественной характеристикой. Если такая  характеристика не просматривается, то в данном случае речь может идти о группе норм, которая вполне может  выступить как предмет правового  института, формирующегося в «недрах» какой-либо отрасли, уже реально  существующей в системе российского  права. Качественная характеристика группы отношений, о которой идет речь, должна обнаруживать свойства, не «умещающиеся» в предметы уже существующих отраслей. Поэтому возникает потребность в выработке правил, специально предназначенных для регулирования именно этой специфической группы общественных связей и явлений социально-правовой среды.

Во-вторых, формирование интересующей нас группы отношений, помимо обретения  и упрочения своей качественной характеристики, неизбежно претерпевает процесс соответствующего структурного развития, иначе говоря, процесс  формирования самой структуры этой группы отношений социально-правовой среды. Процесс структурного формирования, надо полагать, явление достаточно длительное, в ходе которого данные отношения приобретают дополнительные оттенки, новые свойства, приводящие к определенной дифференциации и  одновременному объединению новых  видов отношений, относящихся к  данной видовой группе. Идет безостановочное развитие названной группы отношений. Процесс этот может определенным образом ускоряться, особенно в период преобразований общественно-экономического строя, коренных изменений в экономике, политической системе и т.д.В конечном счете рассматриваемая группа общественных отношений приобретает отчетливые черты социальной системы, имеющей свои элементы, которые взаимодействуют между собой и тем самым придают системе необходимое ей свойство целостности. В этом, как известно, проявляется действие принципа относительности систем.[3]

Отмеченное формирование группы общественных отношений социально-правовой среды, приобретение ею системных свойств, позволяющих «претендовать» на роль отраслевого предмета — это одна сторона дела. Другая сторона, тесно  связанная с первой, — это одновременная  и своеобразная консолидация правовых норм, вызванных к жизни потребностями  «нарождающегося» предмета отраслевого  регулирования и предназначенных  для воздействия на группы общественных отношений, выступающих в роли такого предмета.В общем плане вполне логично предположить, что дифференциация и консолидация отношений данной группы определенным образом отражаются и на ее структурном развитии, формировании в ней институтов, взаимодействие между которыми и придает данной группе юридических норм системные  признаки отрасли права.Отсюда мы выходим  на второй признак отрасли российского  права, который можно сформулировать примерно так: наличие у данной группы правовых норм соответствующей степени  системной организации, т.е. определенной внутренней структуры, элементами которой  являются институты.[5]

Информация о работе Культура Калужского края