Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

Оглавление

1.Система источников хозяйственного (предпринимательского) права…………………………………………………………………...… стр 3

2. Понятие и виды обязательства. Основания возникновения и способы обеспечения исполнения обязательств……………………………. стр 7

3.Правовые основы государственного регулирования цен …... стр 21

Список использованной литературы…………………………….. стр 28

Задача 1 ………………………………………………………………. стр 29

Задача 2 ………………………………………………………………. стр 31

Файлы: 1 файл

Готовая работа ХоЗ ПРАВО.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    В случае, когда уплата неустойки и  возмещение убытков связаны с  ненадлежащим исполнением обязательства, должник не освобождается от исполнения обязательства в натуре. Иными  словами, обязательство должника по договору не прекращается: он должен его исполнить надлежащим образом, например, заменить некачественный товар, поставить недостающий товар, устранить недоделки в строящемся объекте и т.п.

    Если  же уплата неустойки и возмещение убытков вызваны неисполнением  обязательства, то должник освобождается от исполнения обязательства. Например, если поставщик не поставил товар вовсе, то он уплачивает неустойку, возмещает убытки заказчику и на этом его обязательство прекращается.

    2.2

    Основания прекращения обязательств

    Основными способами прекращения обязательства являются следующие.

  1. Прекращение обязательства его надлежащим исполнением (ст. 408 ГК). Кредитор, принимая исполнение, обязан подтвердить исполнение в одной из трех форм:

    а) посредством выдачи расписки в получении  исполнения полностью и в соответствующей части;

    б) посредством возврата долгового  документа;

    в) посредством надписи на долговом документе, которая подтверждает произведенное  исполнение обязательства.

  1. Прекращение обязательства представлением взамен исполнения отступного, то есть иного предмета обязательства (уплата денег, передача имущества, выполнение работ или услуг). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами (ст. 409 ГК).
  2. Прекращение обязательства зачетом — полное или частичное прекращение одного обязательства одновременно с полным или частичным прекращением встречного однородного требования. В частности, однородными требованиями будут являться денежные требования сторон друг к другу (к примеру, авансовый платеж и пени). Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК).

    Не допускается зачет требований:

    а) если по заявлению другой стороны  к требованию подлежит применение срока  исковой давности, и данный срок истек;

    б) о возмещении вреда, причиненного жизни  или здоровью;

    в) о взыскании алиментов;

    г) о пожизненном содержании;

    д) в других случаях, предусмотренных  законом или договором (ст. 411 ГК).

  1. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, например, при реорганизации юридических лиц (в форме слияния или присоединения).
  2. Прекращение обязательства новацией (ст. 414 ГК), то есть заменой первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. При этом новация прекращает и дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

    Не  допускается новация в отношении  обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, и по уплате алиментов.

  1. Прощение долга — освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей при отсутствии какого-либо встречного удовлетворения. Прощение долга не должно нарушать прав других лиц в отношении имущества кредитора (ст. 415 ГК).
  2. Прекращение обязательства невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК).
  3. Прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК). В случае издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления убытки, причиненные стороне обязательства, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
  4. Прекращение обязательства смертью гражданина: должника или кредитора (ст. 418 ГК). Происходит в том случае, если исполнение не может быть произведено без личного участия умершего должника (например, создание художественного произведения), либо исполнение было предназначено лично для умершего кредитора, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника или кредитора.
  5. Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица. Возможно, кроме случаев, когда правовым актом исполнение обязательства возлагается на другое лицо, в частности, по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др. (ст. 419 ГК).

    Указанный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен законом, иными  правовыми актами или договором.

    Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс РФ. Ст. 21—26

    3.Правовые основы государственного регулирования цен

    Законодательные основы ценового регулирования. Приступая  к изучению вопроса о законодательном  регулировании цен, в первую очередь  необходимо остановиться на нормах Конституции  РФ. Наибольшее значение для нашего исследования имеет п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которому основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Как известно; по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого Федерального закона, регулирующего основы ценовой политики.

    Подтверждением  того, что проблема ценового регулирования  требует законодательной поддержки, служит тот факт, что многие субъекты Российской Федерации приняли соответствующие правовые акты.

    Сегодня положения о ценах заключены  в ряде иных актов, регулирующих отдельные  аспекты хозяйственной деятельности. ГК РФ, содержит норму (п. 1 ст. 424), которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

    Указанными  выше актами определена государственная  ценовая политика (или государственная  политика цен), представляющая собой  совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.

    В соответствии с политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля за порядком применения регулируемых цен.

    В настоящее время Правительством РФ утверждены три перечня:

    1. Перечень продукции, товаров и  услуг, государственное регулирование  цен на которые осуществляют  Правительство РФ и федеральные  органы исполнительной власти. В  него включены, например: продукция  ядерно-топливного цикла; продукция  оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом; алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию РФ, этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; услуги ледокольного флота и др.

    2. Перечень продукции, товаров и  услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это, в частности, газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского (включая метрополитен) и пригородного сообщения и пр.

    3. Перечень товаров и услуг, по  которым органам исполнительной  власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) и т. д.

    Государственное регулирование цен по каждой из этих групп товаров и услуг осуществляется специальными нормативными актами.

    Большой массив источников ценового регулирования  – нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Как правило, они разработаны  в развитие основных положений о  ценовом регулировании, содержащихся в Постановлениях Правительства РФ.

    Следует отметить, что субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные  им в данной сфере права. При этом структура их актов ценового воздействия  зачастую аналогична структуре федеральных  актов.

    Давая правовую оценку существующей системе  правового регулирования, хотелось бы еще раз отметить, что основы ценовой политики в силу указаний Конституции РФ, являются едиными на территории страны и не могут определяться актами органов исполнительной власти субъектов РФ. Не установление основ ценовой политики, а раскрытие, детализирование механизма правового регулирования, выбор способов и методов, применяемых в регионе с учетом специфики его социально-экономических условий, определение органов ценового регулирования – именно эти вопросы могут и должны решаться актами анализируемого уровня.

    Правовые  основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен". В настоящее время они определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен". В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. Например, Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1995 г. № 893 принята "Концепция ценовой политики на территории г. Москвы". 

    Перечни товаров и услуг, цены на которые  подлежат государственному регулированию.

    В целях реализации государственной  ценовой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:

  1. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование пен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.
  2. Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.
  3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"