Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:03, контрольная работа
1. Характеристика приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Предметом узуфрукта .
3. О признании права на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Задание 1 . . . . . . . . . . 3
Задание 2 . . . . . . . . . . 5
Задание 3 . . . . . . . . . . 11
Задание 4 . . . . . . . . . . 12
Список литературы . . . . . . . 14
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент 1 курса
1 семестр
Юдашкин С.Н.
Тюмень, 2014
Задание 1 . . . . . . . . . . 3
Задание 2 . . . . . . . . . . 5
Задание 3 . . . . . . . . . . 11
Задание 4 . . . . . . . . . . 12
Список литературы . . . . . . . 14
Задание 1.
Римское частное право |
Действующее законодательство |
Проект ГК РФ |
Право собственности в Риме включало три правомочия собственника: право владеть, пользоваться, распоряжаться.
Из всего разнообразия гражданско-правовых способов защиты права собственности надлежит выделить виндикационный и негаторный иски.
Виндикационный иск (rei vindicatio) предоставлял право невладеющему собственнику истребовать свою вещь у владеющего несобственника. Цель иска – возврат вещи (со всеми плодами и приращениями) собственнику, восстановление собственника в его прежнем правовом положении (реституция). Негаторный иск (actio negatoria) предъявлялся собственником, сохраняющим право владения на вещь, но испытывающим ограничения своего права. |
В современном праве, также все три правомочия собственника: право владеть, пользоваться, распоряжаться.
Виндикационный и негаторный иски в своих основных чертах сохраняет значение и в современном Гражданском кодексе Российской Федерации.
ГК РФ формулирует эти два традиционных римско-правовых иска – виндикационный и негаторный – в практически неизменном виде. В российском праве они, сохраняя вещно-правовую природу, применяются для защиты любого законного (титульного) владения, в том числе для защиты прав арендаторов, залогодержателей, хранителей и т.д. |
Способы защиты вещных прав в Проекте ГК РФ не ограничены, но некоторые из них специально выделяются и описываются, например следующие: - истребование вещи из чужого незаконного владения (виндикационный иск); - устранение нарушений вещного права, не связанных с лишением владения (негаторный иск); - освобождение вещи или иного объекта вещного права из-под ареста (исключение из описи); - признание вещного права. |
Задание 2.
Первое, чем можно охарактеризовать приватизацию государственного и муниципального имущества - это спонтанность реформы. Она проводилась в России без предварительной разработки, методом «проб и ошибок». Значение, место и роль приватизации в преобразованиях общества и государства не были заранее определены. Также можно отметить, что время внедрения приватизации в политику государства совпало с переходом страны к новой общественно-политической формации. Она сопровождалась сломом прежней советской государственной машины с ее аппаратом и законодательством, что вызвало чрезвычайные сложности в государственном управлении общественными процессами.
Приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления. Отношения в экономической среде страны были напряженными и тяжелыми с психологической стороны.
Приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства
И, пожалуй, главная проблема в данном вопросе на момент внедрения данного преобразования в политику страны стало то, что при советской власти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнедеятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватизация имели место одновременно во всех сферах общества.
Самой радикальной приватизации подверглась экономическая сфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выбора пределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и не решалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества, неодинаковы.
Главным упущением правового обеспечения процесса приватизации было
отсутствие системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.
Правовая база постоянно отставала как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся «новаций» в сфере экономической преступности. Противоречивость норм приватизационного законодательства стала одними из основных причин нарушений в сфере распределения государственного или муниципального имущества, создала препятствия на пути к достижению стратегических целей приватизации, в том числе социальных.
В числе пробелов законодательного регулирования, которые можно выделить, проанализировав процесс приватизации, являются следующие:
не завершена работа по обеспечению соответствия норм приватизационного законодательства нормам Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Действующее законодательство обнаруживает свою неполноту именно в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства как собственника. Это противоречит как требованиям Конституции Российской Федерации, так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, которым должно соответствовать законодательство о приватизации;
законодательно не установлены критерии отнесения предприятия к числу производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;
не созданы правовые механизмы, препятствующие осуществлению так называемых криминальных банкротств предприятий;
не завершен процесс законодательного урегулирования вопросов разграничения государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную.
В ходе приватизации получили широкое распространение новые для России виды экономических преступлений: подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация «финансовых пирамид» и другие. По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата.
Одной из причин криминализации экономики и нанесения экономического ущерба государству в ходе приватизации являются серьезные пробелы и недостатки законодательства, а также отсутствие необходимого государственного контроля. Так, например, значительный ущерб государству был нанесен невыполнением инвестиционных условий по договорам купли- продажи акций приватизируемых предприятий.
Фактически до конца 1997 года собственник приобретенного имущества считался таковым с момента заключения договора купли-продажи независимо от выполнения инвестиционных условий, предусмотренных данным договором.
Таким образом, существующим на тот момент законодательством недобросовестным субъектам хозяйственной деятельности фактически была предоставлена возможность получить право собственности на государственное или муниципальное имущество, не выполняя при этом инвестиционные обязательства. Новый частный собственник имел право участвовать в различного рода сделках с государственным или муниципальным имуществом. В результате значительные объемы государственного или муниципального имущества отчуждались в пользу частных коммерческих структур, в том числе нерезидентов, без последующего исполнения инвестиционных обязательств.
Таким образом, с точки зрения законности и целесообразности проведения приватизации можно сделать следующий вывод: приватизация государственного или муниципального имущества в России осуществлялась, в основном, с нарушением закона, при отсутствии эффективной нормативной базы, правовая система была несовершенной, т.к. создавалась довольно спонтанно.
Со спадом процесса приватизации в арбитражные суды посыпались иски о признании недействительными «сделок приватизации».
Причем каждое рассматриваемое судом дело отличается тем, что под идентичными требованиями о «признании недействительной сделки приватизации» в исковых заявлениях ставятся различные вопросы: признать недействительным план приватизации, решение о приватизации, договор с приобретателем государственного или муниципального предприятия (имущества).
«Сделка приватизации» — вполне легальное понятие, закрепленное в нормативных источниках (см., например, ст. 9, 15 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), употребляется оно в теоретических работах и в арбитражной практике.
Вопрос о том, что же представляет собой «сделка приватизации», интересен именно в практическом плане, поскольку, принимая решения по конкретным делам, арбитражные суды признают недействительными «сделки приватизации», понимая в качестве последних в каждом конкретном случае различные акты.
Определение ВАС РФ от 02.12.2013 N ВАС-16882/13 по делу N А62-7058/2012 Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании права собственности на земельный участок. Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о возникновении права собственности истца в отношении спорного участка, который не поименован в перечне подлежащего приватизации государственного имущества.
Определение ВАС РФ от 18.11.2013 N ВАС-15583/13 по делу N А35-824/2009 Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании права собственности на объекты недвижимости, истребовании их из незаконного владения и по встречным искам о признании права федеральной собственности на спорные объекты, истребовании из незаконного владения, признании права собственности на объекты недвижимого имущества. Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что спорные объекты недвижимости были включены в процессе приватизации государственного имущества в уставный капитал первоначального истца, который стал собственником этих объектов.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2012 по делу N А27-7011/2012 Требование: О признании недействительным договора купли-продажи ценных бумаг. Обстоятельства: Прокурор сослался на то, что на основании оспариваемого договора отчуждены ценные бумаги, находившиеся в муниципальной собственности, при этом стороны осуществили приватизацию государственного имущества способом, не предусмотренным нормами ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Решение: Требование удовлетворено, поскольку право муниципальной собственности на отчужденное по оспариваемой сделке имущество подтверждено, сделка совершена с нарушением способа приватизации.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2014 по делу N А32-32074/2012 Требование: О признании незаконными действий департамента. Обстоятельства: Департамент отказал в предоставление обществу земельного участка в собственность, указав на непредставление сведений о правах на здание трансформаторной подстанции, расположенное на испрашиваемом участке, а также на снос здания мастерских. Решение: Требование удовлетворено, поскольку департамент не доказал невозможность продажи земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2013 по делу N А70-12194/2012 Требование: О признании недействительными торгов по продаже муниципального имущества, договора купли-продажи недвижимого имущества с земельным участком, применении последствий недействительности ничтожной сделки. Обстоятельства: Должностное лицо указало на нарушение условий приватизации муниципального имущества и нарушение процедуры проведения торгов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок исковой давности, нарушения, указанные в обоснование иска, относятся к процедуре проведения торгов и не являются основанием для признания спорного договора ничтожным.
Задание 3.
Узуфрукт (лат. usus — использование, лат. fructus — доход) — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения. Предметом узуфрукта могут быть вещи, потребление которых возможно без их уничтожения, например, земельные участки, животные и рабы, денежный капитал не может быть предметом узуфрукта. Устанавливается пожизненно, на определенный срок, или с условием, наступление которого прекращает право узуфруктария (пользователя имущества).
В римском праве узуфрукт относился к личным сервитутам. При начале узуфрукта узуфруктарий составлял опись имущества, передаваемого ему, а также зачастую уверял поручителя в том, что он будет пользоваться имуществом как хороший хозяин. Продажа собственником вещи не оказывает влияния на права узуфруктария. Узуфруктарий не вправе требовать компенсации за внесенные им улучшения.
Задание 4.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2014 N 78-КГ13-35 Требование: О признании права на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок. Обстоятельства: После смерти отца истицы открылось наследство - земельный участок. Данный земельный участок был приобретен ответчицей в период брака с наследодателем на основании договора купли-продажи, право собственности на названный объект недвижимости зарегистрировано за ответчицей. Решение: Требование удовлетворено, поскольку брачный контракт между ответчицей и наследодателем, установивший режим раздельной собственности супругов, не соответствует требованиям п. 2 ст. 41 СК РФ, следовательно, имущество является совместной собственностью супругов.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Актуальные проблемы цивилистики"