Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:03, контрольная работа
Решить казус.
Обиженный плохим обслуживанием, посетитель таверны гражданин С. Написал листовки с неприятным отзывом на это заведение. Расклеить листовки он поручил одному своему знакомому – гражданину Р., с которым познакомился в этой таверне и которому была необходима пара франков для продолжения вечера. За расклеиванием этих листовок гражданина Р. Застала полиция, и Р. сразу же рассказал, что именно С. – автор листовок. Какое наказание для граждан С.и Р. Предусматривает Уголовный кодекс Франции 1810 года?
Контрольная работа. Вариант 7
Б. Решить казус.
Обиженный плохим обслуживанием, посетитель таверны гражданин С. Написал листовки с неприятным отзывом на это заведение. Расклеить листовки он поручил одному своему знакомому – гражданину Р., с которым познакомился в этой таверне и которому была необходима пара франков для продолжения вечера. За расклеиванием этих листовок гражданина Р. Застала полиция, и Р. сразу же рассказал, что именно С. – автор листовок. Какое наказание для граждан С.и Р. Предусматривает Уголовный кодекс Франции 1810 года?
Ответ:
В ходе освобождения Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. в результате совместных действий сил Сопротивления и англо-американских войск, власть перешла к возглавляемому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции установился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.
Война и фашистская оккупация
нанесли тяжелый ущерб
Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» генерал Шарль де Голль. Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования.
Распространение влияния
голлистов показывало, что в среде
французской буржуазии
В 1944-1946 гг. были проведены
социально-экономические
Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а также для повышения эффективности экономики. Сохранив власть, буржуазия использовала национализацию в своих интересах. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции охватила лишь часть отраслей промышленности. Управление национализированными предприятиями находилось в руках буржуазного государства.
По существу, национализация
означала переход некоторых предприятий
и банков из частной в государственно-
Проведенные правительством социальные реформы не удовлетворяли трудящихся, недовольных своим материальным положением и добивавшихся более глубоких общественных преобразований. В обстановке обострения международной напряженности и «холодной войны» не без поддержки правящих кругов США, развернулась широкая антисоветская и антикоммунистическая кампания.
В 1947 г. во Франции, как и в некоторых других западноевропейских странах, произошел поворот вправо, коммунистов начали изгонять из государственного аппарата и армии. В ноябре 1947 г. началась всеобщая стачка, в которой приняли участие около 3 млн. человек. Частично была прервана подача электроэнергии, прекратилось поступление топлива, остановились поезда. Нередко бастующие рабочие занимали шахты и заводы, вступали в столкновения с полицией и войсками. Хотя основным требованием бастующих было повышение заработной платы, буржуазная печать запугивала население угрозой «повстанческой забастовки», гражданской войны и «коммунистической диктатуры». Правительство мобилизовало резервистов и направило против бастующих войска. В результате стачка закончилась лишь частичным удовлетворением требований трудящихся.
В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепление связей со всеми участниками антигитлеровской коалиции. 10 декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи – первый договор освобожденной Франции с нашей страной. В то же время Франция поддерживала тесные связи с Англией и США. После устранения коммунистов из правительства Франция полностью присоединилась к англо-американскому блоку. В 1947 г. Франция подписала Дюнкеркский договор о взаимопомощи с Англией, а в 1948 г. стала членом Западного союза. Она приняла американскую помощь по плану Маршалла, в 1949 г. вступила в Организацию Североатлантического договора, а в 1954 г. – в СЕАТО.
Французское правительство поддержало американское вмешательство в гражданскую войну в Корее и приняло активное участие в гонке вооружений. Военные расходы Четвертой республики от времени ее вступления в НАТО до 1957 г. возросли более чем в три раза. На французской территории разместились штаб-квартира и военные базы НАТО, появились американские военно-воздушные, а затем и ракетные войска. «Атлантизм», участие в «холодной войне» стали главным направлением внешней политики Четвертой республики. Европейская политика Франции после ее присоединения к англо-американскому блоку также изменилась. Видя в Западной Германии союзника против СССР, Франция, вопреки своим прежним требованиям, отказалась от получения немецких репараций и согласилась на участие Западной Германии в плане Маршалла. Французское правительство поддержало англо-американские планы раскола Германии и создания ФРГ. Оно приняло активное участие в разработке проектов интеграции Западной Европы с участием ФРГ. В 1950 г. в соответствии с планом Шумана Франция вошла в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В 1957 г. она подписала Римский договор, учредивший Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»).
Французские коммунисты резко критиковали план Маршалла и Североатлантический пакт, выступали против европейской интеграции и перевооружения Западной Германии, боролись за дружбу с Советским Союзом.
Несмотря на это, французское правительство вскоре подписало Парижские соглашения 1954 г., предусматривавшие создание Западноевропейского союза, вооружение ФРГ и ее вступление в Североатлантический блок. Советский Союз, неоднократно предупреждавший французское правительство, что подписание Парижских соглашений несовместимо с франко-советским Договором о союзе и взаимопомощи, 7 мая 1955 г. аннулировал этот договор.
Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд уступок местному населению с целью сохранения колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во французском парламенте.
С вступлением в силу конституции
и проведением выборов в
Ответ:
Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов "великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793—1802 гг.); Вторая Республика (1848—1852 гг.); Третья Республика (1875—1940 гг.); Четвертая Республика (1946—1958 гг.).
16 июня 1946 г., выступая
на праздновании двухлетнего
юбилея освобождения города Байер Голль впервые
сформулировал свой конституционный проект.
Его основу составила идея «сильного государства»,
способного обеспечить «величие» Франции,
национальную независимость и единство.
Де Голль жестко критиковал идею парламентской
республики, видя в ней угрозу закрепления
«режима партий» и полной дезорганизации
государственного строя. В качестве альтернативы
он рассматривал принцип «прямой демократии»,
основанной на референдумах и прямых,
всеобщих выборах президента республики.
Глава государства как непосредственный
представитель всей Франции должен быть
наделен преобладающими полномочиями,
независимыми от парламента. Законодательная,
исполнительная и юридическая ветви власти
должны быть четко разграничены и уравновешены.
При этом речь шла не столько о «разделении
властей», сколько о их «равновесии». Глава
государства, стоящий вне и над партиями,
осуществляющий политический контроль
над деятельностью всех ветвей власти,
должен стать не диктатором, а арбитром
и гарантом общенациональных интересов.
Столкнувшись с растущим
влиянием голлистов, лидирующие Партии
Учредительного собрания поспешили прийти
к компромиссу по поводу нового проекта
конституции. Он был представлен Собранию
29 сентября 1946 г. и получил полную поддержку.
С 24 декабря 1946 г. конституция Четвертой
республики вступила в силу.
Конституция 1946 г. провозглашала
единство и неделимость демократической,
светской и социальной Республики, конституированной
в виде Французского союза, членами которого
вместе с европейскими территориями признавались
заморские департаменты и подмандатные
территории. Был сохранен предыдущий вариант
Преамбулы, а также текст Декларации прав
человека и гражданина. Важнейшим конституционным
принципом стало провозглашение «социального
государства», в котором права личности
сочетаются с «общим благом» и ограничиваются
общественными интересами.
Основным органом государственной власти
становился двухпалатный парламент, состоящий
из Национальной ассамблеи и Совета Республики.
В отличие от традиций Третьей республики
нижняя палата являлась абсолютно главенствующим
органом парламента. Национальная ассамблея
признавалась единственно законодательным
органом, который не мог никому делегировать
свои законодательные полномочия. Она
имела исключительные прерогативы в бюджетно-финансовой
области, вопросах ратификации и денонсации
международных договоров, объявления
войны. Национальная ассамблея избиралась
по пропорциональной системе в составе
627 депутатов.
Совет Республики
составляли 320 депутатов, избиравшихся
на 6 лет коммунами и департаментами на
основе косвенных выборов (через коллегию
выборщиков), с обновлением на 1/2 в три
года. Полномочия верхней палаты по сравнению
с сенатом Третьей республики были сведены
до минимума. Совет Республики был наделен
лишь совещательными функциями в области
законотворчества и его рекомендации
не были обязательными для Национальной
ассамблеи. С формально-правовой точки
зрения, в образовании верхней палаты
не было большого смысла. Однако, помимо
дани традициям, авторы конституции учли
мнение патроната, оказывавшего огромное
влияние на политическую жизнь в регионах.
Учреждение Совета Республики стало шагом
навстречу этой части политической элиты
Франции.
Конституция закрепила
полномочия президента как главы государства,
но ограничила их представительскими
функциями. В отличие от конституции Третьей
республики президент был лишен права
роспуска нижней палаты, назначения по
своему выбору высших должностных лиц.
Любые акты президента требовали контрассигнации
председателя кабинета и одного из министров.
Избрание президента на 7 лет стало совместной
прерогативой Национальной ассамблеи
и Совета Республики. Исполнительная власть
вручалась Совету министров во главе с
его председателем. Председатель назначался
по представлению президента, министры
– по представлению президента или председателя.
В обоих случаях назначение могло производиться
только после вынесения вотума доверия
со стороны Национальной ассамблеи. Деятельность
правительства была поставлена под полный
контроль нижней палаты. В случае принятия
абсолютным большинством голосов депутатов
резолюции порицания, а также в случае
провала важного правительственного законопроекта
кабинет должен был уйти в отставку. Правительство
могло распустить парламент только после
двух правительственных кризисов подряд.
Конституция сохранила
прежнюю судебную систему и местное управление,
подчиненное строгому контролю со стороны
правительства. Для руководства судами
создавался Высший совет магистратуры,
председателем которого являлся президент.
Совет ведал вопросами назначения и продвижения
судей. Полномочия по изменению и отмене
конституции не были предоставлены парламенту.
Конституционная власть доверялась либо
Учредительному Собранию, либо осуществлялась
на основе референдума. Ограниченные функции
конституционного контроля предоставлялись
создаваемому впервые конституционному
комитету в составе президента, председателей
обеих палат парламента и ежегодно сменяемых
представителей палат. В качестве координирующих
органов создались также Собрание Французского
Союза и Экономический совет.
3. Конституционные реформы.
Ответ:
В 1948 г. Вводится мажоритарная
система выборов в Совет
Существенно изменился и статус Совета республики. Ему постепенно представляются почти все права и полномочия довоенного Сената. Его членам было возвращено звание сенаторов. Важной вехой в этом процессе являлся нормативный акт от 7 декабря 1954 г., согласно которому устанавливалось почти полное равноправие палат в области законодательства.
Усиливается власть правительства, прежде всего за счет увеличения его независимости от парламента. Упрощался процесс формирования правительства и усложнялась процедура его отставки. Этому в немалой степени способствовало восстановление сессионного режима работы Национального собрания. Раньше, согласно ст. 9 Конституции, оно было постоянно действующим органом, что, разумеется, усиливало его контроль и соответственно подчиненность ему правительства. Актом от 7 декабря 1954 г. Определялись периоды, в течение которых Национальное собрание считалось правомочным или неправомочным осуществлять свои функции.
Ответ:
Конституцией Франции обычно
считается основной закон 1958 г., точнее,
она состоит из трех документов: Декларации
прав человека и гражданина 1789 г., принятой
во время Великой французской революции
(в ней говорится о некоторых аспектах
правового статуса личности, в связи с
чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий
раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой
во время подъема демократического движения
после второй мировой войны (в ней говорится
о возможности социально-экономических
реформ и о некоторых социально-экономических
правах личности); конституции 1958 г., в
которой есть ссылки на указанные выше
два документа и, которая, прежде всего,
регулирует отношения между высшими органами
государства. Конституция 1958 г. содержит
также ссылки на некоторые международные
акты, в которых участвует Франция (теперь
— договор о Европейском союзе 1992 г.), и
другие основополагающие законы (например,
об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные
французские юристы включают их в «конституционный
блок».
Конституция Франции
1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее
конституции США. В ней наряду с краткой
преамбулой содержится 93 статьи, объединенные
в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и
17 «Переходные постановления» отменены
в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени
Декларации 1789 г.
Конституция
была подготовлена и принята в условиях
острого внутриполитического и внешнеполитического
кризиса, связанного, прежде всего с борьбой
Алжира за освобождение от колониальной
зависимости. В этих условиях президент
де Голль, который во время второй мировой
войны руководил вооруженной борьбой
французского народа против фашистских
оккупантов, стремясь укрепить политическую
стабильность и свою личную власть, в соответствии
с полномочиями, которые ему предоставил
парламент специальным законом, возглавил
разработку новой конституции взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия,
парламент оговорил ряд условий, касающихся
содержания новой конституции: парламент
участвует в ее разработке, имея 2/3 мест
в Консультативном комитете по ее подготовке;
сохраняется принцип разделения властей;
правительство ответственно перед парламентом;
источником власти должно быть всеобщее
голосование и др. Проект конституции
был обсужден в Консультативном совете
и Совете министров и одобрен на референдуме
28 октября 1958 г. Делегированный способ
разработки конституции и ее принятие
на референдуме были новым явлением во
Франции — все предшествующие конституции
принимались парламентами.
Конституция 1958
г. в отличие, например, от итальянской
конституции 1947 г. не содержит положений
о социально-экономической структуре
общества; в ней почти нет положений о
политической системе (кроме статьи о
партиях), как отмечалось, нет и раздела
о правовом статусе личности. Отдельные
положения социально-экономического характера
содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности,
о равном налогообложении с учетом состояния
граждан), некоторые экономические, политические
и социальные принципы названы в преамбуле
конституции 1946 г. (обращение в коллективную
собственность объектов, которые приобретают
характер национальных общественных служб
или фактических монополий, участие трудящихся
в руководстве предприятиями, свобода
труда и обязанность трудиться, профсоюзные
свободы, социальное обслуживание населения,
отказ от войны с целью завоеваний, возможность
ограничения государственного суверенитета
для защиты мира и на условиях взаимности).
В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции
1946 г. перечислен также ряд личных прав
граждан и социально-экономических прав
(на образование, здравоохранение и др.).
Конституция 1958
г., как уже отмечалось, в основном рeгyлиpyeт
взаимоотношения органов государства.
Она провозглашает принцип национального
суверенитета, который осуществляется
народом через его представителей и на
референдуме, а также создание французского
Сообщества на базе свободного самоопределения
народов колоний (Сообщество фактически
прекратило свое существование десятки
лет назад, юридически ликвидировано
реформой конституции в 1995 г.). Конституция
1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода,
равенство и братство», возникший еще
в XVIII в. во время революции, провозгласила
принцип республики: «Правление народа,
по воле народа и для народа» (эта формулировка
впервые официально была провозглашена
в США в XIX в.), определила основные условия
для создания политических партий и их
роль, провозгласила, что республиканская
форма правления не может быть предметом
пересмотра. В конституции определено
соотношение внутреннего и международного
права: договоры и соглашения, ратифицированные
Францией, имеют приоритет над внутренним
законодательством при условии взаимности.
В соответствии с принципом взаимности
в 1992 г. осуществлена интеграция Франции
в Европейский союз.
По форме правления
Франция — полупрезидентская, полупарламентарная
республика, по форме территориально-политического
устройства — сложное унитарное государство
(Корсика — политическая автономия, Новая
Каледония — ассоциированное государство).
Во Франции существует демократический
государственный режим.
Конституция 1958 г.
«жесткая», ее изменение проходит две
стадии. Сначала проект об изменениях
принимается раздельно обеими палатами
простым большинством голосов в идентичной
редакции, а затем такой закон утверждается
на референдуме или конгрессом парламента
(совместным заседанием палат) большинством
в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии
законопроект обсуждается, в него вносятся
поправки. На второй стадии (независимо
от того, референдум это или конгресс)
можно лишь голосовать «за», «против»
или воздержаться, что означает, если речь
идет о конгрессе, фактически подачу голоса
против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются
от общего состава парламента. Вопрос
о том, какую форму утверждения применить,
решает президент.
Право предлагать
поправки к конституции принадлежит президенту,
который должен делать это по предложению
правительства, но на деле действует самостоятельно,
а также членам парламента.
Референдум для
изменения конституции применялся в 1962
г., когда он изменил способ избрания президента,
и в 1992 г., когда в конституцию был включен
раздел о Европейских сообществах и Европейском
союзе. В основном поправки вносились
конгрессом и имели несущественный характер,
кроме расширения права запроса в Конституционный
совет и некоторых других. Последние существенные
поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о
перечне вопросов, которые могут быть
вынесены на референдум, и о порядке его
проведения, о проведении сессии парламента
один раз в год, об отмене принципа депутатской
неприкосновенности в случае уголовных
преступлений, об отмене разделов конституции
о французском Сообществе и переходных
положениях.
Конституционный
контроль во Франции осуществляется двумя
различными органами — Конституционным
советом и Государственным советом. Первый
рассматривает конституционность актов
парламента, второй — акты органов исполнительной
власти. Основная часть Конституционного
совета назначается тремя высшими должностными
лицами: президентом, председателем сената
(верхней палаты парламента) и председателем
Национального собрания (нижней палаты).
Каждое из этих должностных лиц назначает
треть членов Совета на девять лет; их
мандат невозобновляем, быть членом Конституционного
совета можно только один раз. Каждые три
года обновляется треть членов Совета.
Другая часть Конституционного совета
— все бывшие президенты республики. Нельзя
совмещать должность в Совете с членством
в парламенте и с должностями в государственном
аппарате, а также с руководящей деятельностью
в государственном или частном секторе
экономики и с руководством политической
партией.
Конституционный
совет рассматривает жалобы в связи с
выборами в парламент, по вопросам неизбираемости
и несовместимости должностей, принимает
решения о конституционности регламентов
палат парламента и тех изменений, которые
в них вносят палаты, до их принятия палатами,
а также органические законы, участвует
в подготовке выборов президента, следит
за тем, чтобы все кандидаты имели равные
возможности, наблюдает за проведением
референдума и объявляет его результаты.
Подсчет голосов по выборам президента
производится под наблюдением Конституционного
совета. Он констатирует вакантность поста
президента, с ним должен консультироваться
президент при введении в стране чрезвычайного
положения. На Конституционный совет возлагается
рассмотрение споров между ветвями власти
об их компетенции. В Конституционный
совет могут обращаться с запросами президент
республики, председатель правительства,
председатели обеих палат парламента,
группы депутатов и сенаторов в обоих
случаях численностью в 60 человек. Совет
рассматривает дело по системе досье:
нет состязательного процесса, вызова
свидетелей и т.д. По поручению председателя
один из членов Совета готовит письменный
доклад по делу, который затем рассматривается.
Процесс в Конституционном совете письменный
и закрытый.
Государственный
совет назначается президентом и дает
заключения правительству о соответствии
его актов закону, а также оценивает с
точки зрения конституционности акты
регламентарной власти. Он имеет также
судебные полномочия, о которых будет
сказано ниже.
Конституционный
контроль во Франции является, по существу,
предварительным. Последующий конституционный
контроль осуществляется лишь по жалобам
граждан в Конституционный совет на нарушение
законом их конституционных прав (с 1990
г.), но это возможно лишь после рассмотрения
таких жалоб Государственным советом
или судом. Последующий конституционный
контроль осуществляется и при обращении
граждан в административные суды (в конечном
счете — в Государственный совет), но эти
обращения должны быть связаны с актами
управления, нарушающими конституционные
права граждан.
Информация о работе Контрольная по "Истории государства и права"