Конституционный суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе «правотворчества».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля…..4
2. Состав и полномочия Конституционного Суда РФ…………………………….8
3. Решения Конституционного Суда РФ: виды, содержание, форма и юридическое значение……………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………….17
Практическое задание……………………………………………………………...18
Список использованных нормативных источников и литературы……………...22

Файлы: 1 файл

Контр Конституц суд.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    Итогом конституционного судопроизводств а является формирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно – правовым проблемам.

 

 

Практическое задание

     Задача 1.

     Какие из приведенных ниже правовых средств прокурор реализует, осуществляя: а) надзор за исполнением законов; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; д) участвуя при рассмотрении дел в судах. Охарактеризуйте эти средства.

1. Указания по уголовным делам.

  2. Протест на противоречащие закону акты.

3. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Протест на незаконные и необоснованные решения суда и судей.

5. Поддержание государственного обвинения.

6. Санкционирование следственных действий.

7. Представление об устранении причин нарушения закона.

8. Утверждение обвинительного заключения.

9. Опрос задержанных, заключенных под стражу.

10. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

11. Постановление о возбуждении уголовного дела.

12. Принятие дела к своему производству и осуществление расследования.

13. Отмена постановлений органов следствия и дознания.

14. Отмена дисциплинарного взыскания.

     Решение: а) надзор за исполнением законов: 2, 3, 7; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: 10; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие: 1, 6, 8, 9, 11, 12, 13; г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу: 14; д) участвуя при рассмотрении дел в судах: 5.        В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [5, 23] (п.1 ст.23) протест приносится на противоречащий закону акт. В нем заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. Правом принесения протеста на незаконные правовые акты субъектов Федерации обладают прокурор и заместитель прокурора субъекта Федерации.                                  Прокурор, реализуя полномочия, предоставленные ему при осуществлении надзора за исполнением действующих на поднадзорной территории законов, вправе вынести постановления о возбуждении двух видов производств: уголовного производства и производства об административном правонарушении (п. 2 ст. 22, ст. 25 ФЗ РФ «О прокуратуре»).                                               Опротестование судебных решений (protestation/appeal against a court decision) - в РФ правовое средство устранения нарушений принципов законности и обоснованности при вынесении судебных решений, применяемое прокуратурой. Согласно ст. 36 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.                                                          Представление - акт прокурорского надзора. Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.   В соответствии со ст. 33 п.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» [5, 23]  прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Также в статье 37 УПК РФ [8, 37] закреплены полномочия прокурора.

     Задача 2.

 

     Кузнецов, Шмакин и Второв распивали вечером на загородной даче спиртные напитки. Между Шмакиным и Второвым произошла ссора, в ходе которой Шмакин с целью убийства нанес Второву два ножевых ранения и скрылся. Второв от полученных ранений скончался. На место преступления прибыли работники милиции в составе: оперуполномоченного уголовного розыска Тимофеева, участкового инспектора Трунова, эксперта-криминалиста Морозова. Тимофеев составил постановление о возбуждении уголовного дела, после чего был произведен осмотр места происшествия. В последующем начальник РОВД поручил производство дознания Тимофееву. Тот, в течение 12 дней, допросил Кузнецова, задержал и привлек в качестве обвиняемого Шмакина, произвел обыск у него в квартире, назначил судебно-медицинскую экспертизу. Затем дело было передано по подследственности в прокуратуру.

     Оцените правильность действий работников милиции. Какой вид уголовно-процессуальной деятельности представлен в задаче? Раскройте его содержание.

     Решение: Действия работников милиции неправомерны. В соответствии со статьей 145 ч.1 п.3, ч.3  УПК РФ [8, 145]: «1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

- о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ».

В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой  статьи 145 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

    Таким образом, из смысла данной статьи следует, что сотрудники милиции недолжны были проводить следственные действия, а должны были передать данное дело по подследственности (ст.151 УПК РФ) при этом принять только меры по сохранению следов преступления.

      Вид уголовно-процессуальной деятельности, который представлен в задачи предварительное расследование в форме дознания.

     Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ) [8, 5].

    По действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ дознание является формой предварительного расследования и, следовательно, в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.  Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).

 

 

Список использованных нормативных источников и литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993.- 25 дек.

2.  Федеральный конституционный закон РФ «О конституционном суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) (ред. от 02.06.2009) // СЗ РФ. - 25.07.1994. - № 13. – Ст.1447.

3. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. - 06.01.1997. - № 1. – Ст.1.

4. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) ред. от 18.07.2009) // СПС Консультант Плюс

5. Федеральный закон РФ «О внесении изменения в статью 21 Закона Российской Федерации» от 20.06.2000 № 89-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.05.2000) // СЗ РФ. -  26.06.2000. - № 26. – Ст.2736.

6. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. – 20.11.1995. - № 47. – Ст.4472.

7. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 28.06.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.07.2009) // СПС Консультант Плюс.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 18.07.2009) // СЗ РФ. – 24.12.2001. - № 52. – (ч.I). – Ст.4921.

9. Григонис, Э.П. Правоохранительные органы : учебник / Э.П. Григонис. – СПб., 2002. – С.234.

10. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. – М., 2005. – С.166.



Информация о работе Конституционный суд