Конституционный строй Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» в западной юриспруденции.

Оглавление

Основные понятия………………………………………………………..3
Конституция Российской Федерации - основной закон государства..4
Понятие и система основ конституционного строя…………………...6
Правовое государство…………………………………………….…..…11
Местное самоуправление Российской Федерации…………………....15
Приложения………………………………………………………………20
Тест……………………………………………………………………..…23
Литература………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Право (2).docx

— 62.65 Кб (Скачать)

 

Компетенционные основы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также  полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  с предоставлением им соответствующих  субвенций и подконтрольностью  органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных  полномочий, не переданных органам  местного самоуправления.

Формы осуществления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

Организационные основы

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
  • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного  органа осуществляются сходом граждан.

Экономические основы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом. В соответствии с Гражданским  кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные  предприятия и учреждения.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет (местный  бюджет). К собственным доходам  местного бюджета могут относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • законные поступления.

Закон устанавливает возможность  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов  и городских округов путем  предоставления дотаций из регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Органы местного самоуправления и  уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг, связанных с  решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

Межмуниципальное  сотрудничество

В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения  и защиты общих интересов муниципальных  образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных  образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


 

 


 




 


 


 

 




 


 





 

 



Приложение 2


 















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3




 



 



 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Основы  конституционного строя России»

1.        Что из перечисленного относится к нормативному акту?

     а)        постановление правительства;

     б)        указ президента;

     в)        Конституция;

     г)        приказ министерства.

2.        Как называются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления?

     а) конституционное право;  

     б) уголовное право;

     в) гражданское право;       

     г) административное право.

3.        Противоправное поведение (деяние) гражданина или предприятия -        это ...

     а) действие;        

    б) бездействие;

     в) поступок;       

     г) правонарушение.

4.        Что не является целью наказания преступника?

    а)        месть со стороны государства;

    б)        восстановление социальной справедливости;

    в)        исправление осужденного;

    г)      предупреждение совершения новых преступлений.

5.        Что является признаком правового государства?

а)        унитарное устройство государства;

б)        федеративное устройство государства;

в)        принцип разделения властей;

г)        публичная власть.

6.        Когда была принята первая Конституция в нашей стране? 
а) в декабре 1825 г.;        

    6) 17 октября 1905 г.;

в) 5 декабря 1936 г.;      

г) 7 октября 1977 г.

7.        Как происходит непосредственное осуществление власти 
народом в нашей стране?

а)        выборы и референдум;

б)        обращение в суд;

в)        создание политических партий;

г)        служба в армии.

8.        Что относится к законодательной власти в России?

а)        Совет Федерации;

б)        Министерство внутренних дел;

в)        Совет Безопасности;

г)        Верховный Суд РФ.

Ответы:

  1. в
  2. г
  3. г
  4. а
  5. в
  6. б
  7. а
  8. а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

    1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. 2005, 784 с.
    2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О.И.Тиунова. 2005. 608 с.
    1. Аничкин Е.С. Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития: Учебное пособие. 2008, 216 с.

start="4"

 Габричидзе  Б.Н Основы органов государственной власти России. Учебное пособие. 2008, 351 с.

 

 


Информация о работе Конституционный строй Российской Федерации