Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа
Как известно правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Введение………………………...…………………………………………………1
1. Конституционные обязанности граждан РФ…………………………...…..5
1.1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы…………………..5
1.2. Уважение прав и свобод других лиц……………………………………6
1.3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы……….7
1.4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду………………7
1.5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия…………………………………………………………………………8
1.6. Получение основного общего образования……………………………8
1.7. Защита Отечества………………………………………………………..9
1.8. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица……………………………………………………….9
1.9. Ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения……………………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….13
Введение………………………...…………………………
Введение
Как известно правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства.
Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка.
Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены. В научной литературе имеются другие подходы в области интерпретации природы и содержания основных обязанностей. Их обычно истолковывают либо в связи с правами и свободами, пределами их осуществления, либо с принципами, прежде всего, с идеями равноправия. По словам немецкого исследователя Х. Хофмана, "основные обязанности в сочетании с принципом равенства так сильно выросли с момента своего возникновения, что могут пониматься даже как основное право на равное распределение обязанностей...".
Российская Конституция
Если в прежних советских конституциях содержались нормы, закрепляющие единство основных прав, свобод и обязанностей, то нынешний Основной закон Российской Федерации подобных норм не содержит. "Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином обязанностей" - гласила ст. 59 Конституции СССР 1977 г. Это же положение закреплялось всеми советскими конституциями, принятыми в соответствии с Конституцией СССР. Однако и сейчас конституции некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, фиксируют подобные положения (ст. 20 Степного уложения Республики Калмыкия). Вопрос о единстве прав, свобод и обязанностей в основах правового статуса личности независимо от того, закреплен ли он в конституции или нет,является определяющим моментом правового статуса личности. Это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать их как целостное правовое явление. Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: "Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом". В системе права конституционные права, свободы и обязанности занимают свое особое место и представляют собой самостоятельный институт. Как особый государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанности обладают рядом таких свойств, признаков, которые выделяют их из всей системы прав, свобод и обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.
В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всем в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и нормы морали. "Иными словами, основные обязанности граждан сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива, а их нормативность обеспечивается действием своих элементов их содержания, т.е. нравственным долженствованием и юридической обязанностью".
При
рассмотрении вопроса обязанностях
нельзя не отметить, что реализация
всех прав и свобод и соблюдение обязанностей
в полной мере возможны лишь при наличии
настоящего демократического правового
государства. Конституционные обязанности
устанавливаются как в целях осуществления
интересов всего общества, государства,
так и в интересах каждого отдельного
гражданина. Конституционная "основная"
обязанность - это установленная государством
в интересах всех членов общества и закрепленная
в его Конституции необходимость, предписывающая
каждому гражданину определенные вид
и меру поведения, и ответственность за
ненадлежащее его исполнение.
1. Конституционные
обязанности граждан
РФ
Основные
конституционные обязанности
1.1. Обязанность
соблюдать Конституцию
РФ и законы
Согласно
статье 15 Конституции РФ органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Обязанность соблюдать Конституцию РФ
и действующие на её территории законы
(федеральные законы и законы субъектов
РФ) универсальна и распространяется на
всех субъектов правоотношений (в том
числе на иностранцев и лиц без гражданства,
находящихся на территории РФ).1 Обязанность
соблюдать Конституцию РФ и законы не
ограничивается требованием не нарушать
установленные ими запреты. Некоторыми
законами на граждан могут быть возложены
дополнительные обязанности (Например,
статьёй 19 Федерального закона «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»(2002)).2 Такие законы
могут совершать отсылки на подзаконные
акты, но обязанности граждан могут быть
установлены только законами. По существу,
все обязанности граждан могут быть сведены
к обязанности соблюдать Конституцию
РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать
Конституцию РФ и законы иногда расширительно
толкуется как обязанность человека и
гражданина всей своей деятельностью
содействовать практической реализации
конституционных принципов и положений
законодательства. Несоблюдение Конституции
РФ и законов, как правило, влечёт юридическую
ответственность, установленную законами.
1.2. Уважение прав и свобод других лиц
Часть
3 ст. 17 Конституции устанавливает, что
осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права
и свободы других лиц.3 Уважение к
чужим правам требует развитого правосознания
и сдерживающих нравственных начал в человеке,
особенно когда права другого лица оказываются
препятствием к осуществлению собственных
желаний, даже законных. Эгоистическая
реализация своих прав за счет прав других
является одновременным нарушением норм
как права, так и морали, это путь к конфликтам
между людьми и утверждению царства права
сильных. Конституция предлагает единственно
возможный путь избежать этого - закрепляемая
ею обязанность вводит человеческие страсти
и амбиции в русло сознательной саморегуляции
и разумного баланса собственных и чужих
прав.
Согласно
статье 57 Конституции РФ каждый обязан
платить установленные налоги и сборы.4 Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют. Согласно статье 57 Конституции
РФ система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в РФ устанавливаются федеральным
законом, таким федеральным законом является
Налоговый кодекс РФ.5 Законом РФ
«Об основах налоговой системы РФ» (1991)
установлен закрытый перечень федеральных,
региональных и местных налогов.
1.4. Обязанность
сохранять природу и
окружающую среду
Статья
58 Конституции РФ устанавливает обязанность
сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам.
В эпоху научно-технического прогресса
природа требует особых мер охраны государством
и обществом, но в ней должен участвовать
и каждый человек. В противном случае неизбежна
глобальная экологическая катастрофа.
Обязанность граждан сохранять природу
и окружающую среду связано с конституционным
правом на благоприятную окружающую среду.
Данная конституционная обязанность детально
раскрыта в федеральном законе «Об охране
окружающей среды» (2002).
1.5. Обязанность
заботиться о сохранении
исторического и культурного
наследия
В
соответствии со статьёй 44 Конституции
РФ каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры.
Данная конституционная обязанность связана
с конституционным правом на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям.
1.6. Получение
основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).6 Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 16 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.
Установление
обязанности родителей носит
более конкретный характер, но и здесь
нарушение обязанности, к сожалению, не
влечет какой-либо ответственности. Следовательно,
правовой смысл данных обязанностей невелик,
он сводится к разумному напоминанию людям
о необходимости получения их детьми основного
общего образования, без чего их жизненная
адаптация окажется затрудненной.
1.7. Защита
Отечества
В
соответствии со статьёй 59 Конституции
РФ защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина РФ. Гражданин
РФ несёт военную службу в соответствии
с Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе» (1998). Федеральный закон
предусматривает прохождение военной
службы по призыву и по контракту. Срок
военной службы по призыву в мирное время для военнослужащих,
призванных на военную службу после 1 января
2008 года, - 12 месяцев.
Гражданин РФ в случае, если его убеждениям
или вероисповеданию противоречит несение
военной службы, а также в иных установленных
федеральным законом случаях имеет право
на замену её альтернативной гражданской
службой.