Конституционное право как ведущая отрасль российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:52, реферат

Краткое описание

За последнее десятилетие Россия прошла большой и сложный путь развития к демократической общественно-политической системе. В стране формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения Конституционного права
1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации
1.2. Система конституционного права России.
2. Нормы конституционного права
2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты
2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.
2.3. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности.
3.Источники конституционного права
3.1.Обзор основных источников конституционного права.
3.2. Конституция Российской Федерации - основный источник конституционного права.
3.3. Федеральные конституционный законы как источник конституционного права.
3.4. Федеральный договор как источник конституционного права.
3.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права
Заключение

Файлы: 1 файл

КР правоведение - Конституционное право.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Наиболее существенные изменения система конституционного права претерпевает в условиях, когда вносятся существенные, подчас коренные изменения в систему конституции. Например, после принятия в 1993 г. Конституции РФ, которая определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела новые правовые институты, существенные изменения претерпела и система конституционного права России. Соотношение системы конституционного права с системой конституции является частью более общей проблемы — соотношения сие темы права и системы законодательства.

Анализ системы конституционного права требует выявления не только ее главных составных частей, но и места каждой из них в данной системе, основанного на их соотношении, с учетом того, что нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяя их направленность и содержание.

В этом смысле первое место в системе конституционного права занимают нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, поскольку они содержат начала правового регулирования, которое осуществляется нормами других институтов конституционного права. Входящие в этот институт нормы регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет государства, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации).

Наряду с основами функционирования политической системы общества нормы конституционного права, содержащиеся в рассматриваемом институте, закрепляют основы экономической системы посредством установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности,

 



 

гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.д.

Следующее место занимает институт гражданства, объединяющий правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с гражданством. Обладание гражданством является предпосылкой распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством как внутри страны, так и за ее пределами. Нормами конституционного права, входящими в институт гражданства, регулируются основания, по которым то или иное лицо признается гражданином России, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов, компетенция государственных органов, уполномоченных решать вопросы гражданства. За институтом гражданства следует институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина. Его место обусловлено им, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур. Нормы конституционного права, входящие в этот институт, определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения являются базовыми, определяют положение человека во всех его общественно значимых связях. Важное место в системе конституционного права принадлежит институту федеративного устройства государства. Его нормы устанавливают существующие в России субъекты Федерации, в соответствии с которыми строится система органов государства. Именно поэтому институт федеративного устройства предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти.

Названный институт составляют нормы, регулирующие широкую юру общественных отношений, складывающихся между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих отношений - важное условие обеспечение целостности и единства государства.


2. Нормы конституционного права

2.1. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты

 

В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Следовательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены. Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие данные отношения, показывая этим их специфику и отличительные особенности.

1.    Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

2.    Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

3.    Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4.       Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5.       Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью. В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Необходимо отметить, что понятия субъект конституционного права и субъект конституционно-правового отношения - близкие, взаимообусловленные, но не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория.

Предметы материального мира.

Личные неимущественные блага.

Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений.

Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их участников. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. События - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата - событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством. Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельности, поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные -нарушающие конституционные предписания.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума.

Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают - инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

 

2.2. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.

 

Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.

Однако, у норм конституционного права есть особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права. Прежде всего, они отличаются по своему непосредственному целевому назначению.

Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений. Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства, механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего правотворчества. Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в юридической литературе называются исходящими (учредительными, отправными) юридическими нормами.

Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции. Однако, иногда санкции за нарушение ном конституционного права содержатся в какой- либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а договорного или административного права.

Для более глубокого раскрытия содержания конституционно-правовых норм, правильного их понимания и применения, проводится классификация, т.е. подразделение их на виды.

Классификация норм конституционного права России может проводится по следующим основаниям:

1.              По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений). Нормы закрепляющие:

1)              основы конституционного строя Российской Федерации;

2) основы правового статуса личности в Российской Федерации;

3) федеративное устройство России;

4) систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2.              По характеру имеющихся в нормах предписаний (по способу воздействия на субъекты права).

1) Управомочивающие;

2) Обязывающие;

3) Запрещающие.

3.                  По территории действия.

1) Действующие на территории всей Российской Федерации;

2) Действующие на территории конкретных субъектов Российской Федерации;

3) Действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе, городе, в районах города и т.д.);

4. По юридической силе. Нормы, закреплённые в:

1) Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законах;

2) Указах Президента РФ, постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ;

3) Конституциях республик в составе Российской Федерации, Уставах краёв, областей, городов федерального значения, и т.д.; законах субъектов РФ и др.

4) Отдельных актах органов местного самоуправления.

5) По степени определённости содержащихся в них предписаний.

1) императивные, то есть такие, которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правил;

2) диспозитивные, то есть такие, которые допускают возможность выбора соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий.

Нормы российского конституционного права группируются по институтам. Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Информация о работе Конституционное право как ведущая отрасль российского права