Компетенция органов нотариата в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Подтверждение законности, правовой правомочности изменения состояния физических, юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав граждан и объединений граждан относится к компетенции органов нотариата. Поэтому представляется затруднительным осветить тему предлагаемой курсовой работы без небольшого экскурса в историю нотариата советского, освещения решения вопроса о сферах деятельности нотариальных палат и нотариусов в прошлые годы. Кроме того, раскрытие темы исследования было бы неверным, на мой взгляд, ограничивать сухим перечислением юридических норм и правил, содержащихся в законах и законодательных актах. Интересной со всех точек зрения стала бы попытка оценить перспективы во времени действующих правовых норм, раскрывающих компетенцию нотариата, их способности к долговечности и неизменности, соответствия постоянно меняющимся реалиям экономической и политической жизни России в конце двадцатого века.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Развитие правовых норм о компетенции органов нотариата и их современное толкование 5
1.1 Компетенция советского нотариата образца 1926 г. 5
1.2 Расширение компетенции органов нотариата в "застойные" годы 6
1.3 Представления о компетенции нотариата в демократической России переходного периода 7
2. ВЗГЛЯДЫ НА КОМПЕТЕНЦИЮ НОТАРИАТА СО СТОРОНЫ ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 15
3. ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЙСЯ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРАВОВЫЕ НОРМЫ О КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ НОТАРИАТА 17
3.1 О нотариальном заверении сделок с недвижимостью 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

Компетенция орг-в нотариата.docx

— 47.93 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Строгое и неукоснительное  осуществление поставленных перед  нотариальной системой задач в рамках определенной законом компетенции  зависит всегда (в особенности, в  переходные периоды ломки старых юридических систем и трудного становления  новых) не только от буквы Закона. Пределы  компетенции и возможности ее реализации определяются многими субъективными  факторами. Хотелось бы остановиться, в заключение, на некоторых из них. Состояние неопределенности в перспективах развития нотариата в России распространено повсеместно. Несмотря на то, что обозначенное явление ощущается и в центре, и - в особенной мере, из-за количественной недостаточности и не всегда соответствующей  сегодняшним строгим нормам качественной подготовки - в провинции, за прошедшие  с момента принятия "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" почти четыре года все нотариальные палаты страны окрепли, встали на ноги и сегодня активно взаимодействуют  с органами юстиции и администрациями  регионов. Хотя, по мнению специалистов, непросто было найти взаимоприемлемые формы такого сотрудничества, так  как действующим законодательством  четко не определено разграничение  функций органов юстиции и  нотариальных палат. В подготовленном проекте Закона Российской Федерации "О нотариате" нашли отражение  нормы и формы разумного государственного контроля над нотариатом со стороны  органов юстиции. Этот контроль ни в  коем случае не должен предусматривать  мелочной опеки над каждым нотариусом в его повседневной профессиональной деятельности, копеечного контроля за его личным доходом. Запретительные формы подобного контроля (лишение  лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью, приостановление нотариальной деятельности, проверка законности нотариальных действий и т. п.) должны осуществляться органами юстиции только после рассмотрения дел в судебном порядке. Наряду с  усилением контроля со стороны органов  юстиции и судов, чрезвычайно  важно было бы повысить уже в настоящее  время роль самого сообщества нотариусов - нотариальных палат. Сильная палата при сильном освобожденном президенте, пользующемся полным доверием и безусловной  поддержкой своих коллег - это, по существу, единственный орган, который может  реально помочь становлению нотариата  в Российской Федерации на новом  уровне. Кстати говоря, уже сейчас есть сильные нотариальные палаты, состояние  дел в которых намного лучше  по сравнению с остальными. Среди "передовиков" можно отметить нотариальные палаты Татарстана и Самары, принявших решение о совмещении на переходный период должностей президента палаты и одного из заместителей руководителя органа юстиции. Такая практика помогает, не дожидаясь разрешения вопроса  на уровне федерального закона, устранять  некоторые несуразности в действующем  законодательстве. Еще одна из существующих проблем требует скорейшего законодательного разрешения. Мы говорим о необходимости  именем Федерального Закона закрепить  единство российского нотариата  на организационных принципах свободного латинского нотариата. Не может нотариус, действующий от имени Российской Федерации, называться "частнопрактикующим". Не должно быть нездоровой конкуренции  в рамках одной нотариальной национальной системы. Вполне резонно было бы предположить, что переход к советской модели (государственной) нотариата уже  невозможен. Государству намного  удобнее и менее накладно осуществлять не организацию (а, значит, и финансирование) нотариальной деятельности, а взять  на себя выполнение контрольных функций  за единой системой частных нотариусов. Тем более что сравнительное  исследование организации работы государственных  нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов (проводите его в любом  регионе Российской Федерации - результат  будет идентичным) показывает, что  у "частников" - отремонтированные, добротные помещения, хорошо оборудованные  всей современной оргтехникой с  прекрасно обученным и довольно многочисленным техническим персоналом. В таких конторах просто исчезли  очереди. Могут возразить, что такой  качественный скачок в работе "частнопрактикующих" нотариусов стал возможен лишь благодаря  недоступным для "простого гражданина" расценкам. Отчасти с такой точкой зрения можно согласиться. Тем более  важным представляется разработка механизма  финансирования нотариата не за счет перекладывания проблемы на плечи граждан. Иначе получится двойное обложение  потребителей нотариальных услуг: нотариальная пошлина - как сейчас - будет напрямую направляться в государственный (федеральный) бюджет, а дополнительно к ней  будет устанавливаться - по добровольно-принудительной схеме - оплата труда нотариуса. Было бы намного разумней с помощью  механизмов налогового регулирования (или прямого отчисления от собираемых в регионе налогов) создать под  контролем органов юстиции специальные  фонды: страхования нотариальной деятельности, профессиональной ответственности, пенсионный фонд нотариусов, фонд взаимопомощи и  т. д. Предлагаемый механизм позволил бы оставить сферу нотариальных услуг  по-прежнему доступной для подавляющего большинства граждан России и  одновременно повысить качественный уровень  предоставляемых услуг.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Виноградова Р. И.  и др. Нотариат в вопросах и  ответах. М., 1994 - 155 с. 

2. Воронов С. Нотариат  в России: от советской модели  к латинской. // Российская юстиция. 1995, № 10. - С. 24 - 25.

3. Государственный нотариат: Комментарий к законодательству. Под ред. Н. А. Осетрова. - М., 1980 - 199 с. 

4. Гуревич Л. О нотариусах-полиглотах  и переводчиках-профессионалах. // Российская  юстиция. 1996, № 1 - С.32.

5. Закон Российской Федерации  "Основы законодательства Российской  Федерации о нотариате". // Ведомости  Съезда народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации. 1993, № 10.

6. Закон СССР "О государственном  нотариате". М., 1973. - 24 с. 

7. Лесницкая Л. Ф. и др. Нотариат в СССР. М., 1985. - 159 с.

8. Мамишов З. Правоспособность и дееспособность в нотариальной деятельности. // Российская юстиция. 1996, № 2 - С. 31 - 32.

9. Нотариат в Российской  Федерации: задачи, система органов,  характеристика нотариальных действий: программа курса. М., 1993. - 28 с.

10. Нотариат в СССР. М., 1974. - 167 с. 

11. Нотариат. Сборник узаконений, правительственных распоряжений, циркуляров  и разъяснений по вопросам  нотариата. М., 1924. - 46 с. 

12. Нотариат. Сборник постановлений,  приказов, инструкций, и директивных  писем. М., 1947. - 152 с. 

13. Подготовлен новый проект  федерального закона о нотариате. // Российская юстиция. 1996, № 6 - С. 31.

14. Положение о государственном  нотариате РСФСР и инструкция  Министерства юстиции РСФСР по  его применению. М., 1958. - 61 с. 

15. Сучкова Н. Правовое  обеспечение деятельности нотариата. // Российская юстиция. 1996, № 6 - С. 32 - 33.

16. Черемных Г. Нотариус - необходимая фигура в экономическом  процессе. // Российская юстиция. 1996, № 10 - С. 31 - 32.

 


Информация о работе Компетенция органов нотариата в Российской Федерации