Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех основных видов юридических и выявление для каждого отдельного вида характерных для него особенностей.
Задачи:
Дать определение юридическому лицу.
Определить классификацию юридических лиц.
3 Определить какие бывают коммерческие юридические лица.
4 Определить какие бывают некоммерческие юридические лица.
5 Рассмотреть вопрос реорганизации юридических лиц .
Введение…………………………………………………………………………………..4
Основная часть....................................................................................................................6
1 Коммерческие юридические лица…………………………………………………… .6
1.1 Хозяйственные товарищества и общества…………………….…………………….6
1.2 Полное товарищество 7
1.3 Товарищество на вере………………………………………………………………...8
1.4 Общество с ограниченной ответственностью……………………..……..…………9
1.5 Общество с дополнительной ответственностью………………………..…………..9
1.6 Открытое и закрытое акционерные общества……………………………………..10
1.7 Производственные кооперативы……………..……………………………………..11
1.8 Государственные и муниципальные унитарные предприятия…………………....12
1.9 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения…….....13
1.10 Федеральные казенные предприятия………………………………………...……13
2 Некоммерческие юридические лица 14
2.1 Потребительские кооперативы 14
2.2 Товарищества собственников жилья 14
2.3 Общественные объединения и религиозные организации 15
2.4 Товарные биржи и фонды 16
2.5 Ассоциации и союзы 17
2.6 Государственные корпорации 18
2.7 Некоммерческие партнерства 19
2.8 Автономные некоммерческие организации 20
3 Особенности реорганизации юридических лиц 21
3.1 Прекращения юридического лица путем реорганизации 21
3.2 Прекращения юридического лица путем ликвидации 22
3.3 Прекращения юридического лица путем признания его банкротом 25
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованых источников 31
Приложение ……………………………………………………………………………32
Фонд – это некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей. Имущество, полученное фондом, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только в судебном порядке и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд представляет собой предприятие — специалиста по трате денежных средств. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более — прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не несет ответственности по долгам фонда. Из этого вытекает наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Попечительский совет, он же — орган управления в фонде. главнейшим условием совета является его создание из сторонних лиц.
Ассоциации и союзы представляют собой некоммерческие организации. Некоммерческие организации создаются для достижения определенных целей: в социальной сфере; сфере благотворительности; в культурной, образовательной и научной сферах; для достижения управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан; в целях развития физической культуры и спорта; для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;- в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Ассоциации и союзы некоммерческих организаций представляют собой некоммерческую организацию. Союз (ассоциация) общественных организаций является некоммерческой организацией. Объединение является специальной правоспособностью, размер которой определяется по характеру его состава.
Если цель ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц поменялась и вдруг появилась потребность организации коммерческой деятельности, объединение должно быть переоформлено в хозяйственное общество или товарищество.
При этом, участниками хозяйственного общества или товарищества становятся все имеющиеся члены ассоциации. Данная процедура производится с соблюдением статьи 57 ГК РФ.
Ассоциация (союз) вправе создать хозяйственное общество или принять участие в его учреждении наряду с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности учрежденных хозяйственных обществ, не делится между ее участниками, а следует на осуществление уставных целей и задач. Члены ассоциации (союза) не теряют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не несут ответственность по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза), несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее в учредительных документах.
Государственная корпорация — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией принято признавать не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и сделанную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Главным отличием статуса государственных корпораций является значительно не большой контроль со стороны государственных органов, не существенные требования к раскрытию информации о своей деятельности и нереальность банкротства.
Государственная корпорация возникает на основании федерального закона. Имущество, полученное корпорацией от Российской Федерацией, является собственностью корпорации. Контроль за деятельностью Государственной корпорации производится Правительством РФ на основе ежегодной подачи корпорацией годового финансового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, определяется законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель государственной корпорации назначается Президентом РФ).
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, созданная гражданами и (или) юридическими лицами для помощи ее членам в осуществлении деятельности, которая направлена на достижение некоммерческих целей, посредством осуществления предпринимательской деятельности
Учредить некоммерческое партнерство могут не менее двух лиц. В качестве учредителей некоммерческого партнерства могут выступать физические и юридические лица
В форме некоммерческого партнерства организовываются
фондовые биржи, адвокатские коллегии,
нотариальные палаты, садоводческие, дачные
и огороднические некоммерческие партнерства,
администраторы торговой системы оптового
рынка, саморегулируемые организации
арбитражных управляющих, саморегулируемые
организации оценщиков, саморегулируемые
организации профессиональных участников
рынка ценных бумаг.
Члены некоммерческого партнерства вправе
участвовать в управлении делами организации;
получать информацию о её деятельности
в установленном учредительными документами
порядке; получать при выходе из некоммерческого
партнерства часть его имущества получать.
Порядок управления в некоммерческом
партнерстве подчиняется закону "О некоммерческих
организациях".
“Автономная некоммерческая организация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.” [ 7 c. 13]
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является личной собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют за собой права на имущество, полученное ими в собственность этой организации.
Учредители не несут ответственность по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации. Автономная некоммерческая организация имеет право приводить в жизнь предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Реорганизация юридического лица происходит в таких формах, как: слияние нескольких юридических лиц в одно, присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому, деление юридического лица на несколько самостоятельных организаций, переход юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.
Реорганизация юридического
лица по общему правилу проводится
им добровольной основе, по постановлению его учредителей
либо уполномоченного на то учредительными
документами его органа, например общего
собрания его участников. Добровольная
реорганизация в форме слияния, присоединения
или преобразования в предусмотренных
законом случаях может проводиться с ранее
полученного согласия государственных
органов. Такое согласие необходимо получить
от антимонопольных органов, регулирующих
возникновения субъектов хозяйствования,
которые знают главное положение на
рынке товаров и услуг.
В случаях,
прямо предусмотренных законом, реорганизация
в форме разделения и выделения может
осуществляться принудительно, по решению
компетентного государственного органа
или суда. Так, в соответствии с законом
если организация занимает значимое место
на рынке, но при этом многократно нарушает
антимонопольные законы, то руководитель
данного предприятия может понести наказание
в виде разделения его предприятия на
несколько отдельных.
Реорганизация юридических лиц оформляется
либо передаточным актом (балансом) (в
случаях слияния, присоединения и преобразования),
либо разделительным балансом (в случаях
разделения и выделения). В передаточном
акте или в разделительном балансе должны
содержаться все сведения о правах и обязанностях,
а также о всех кредиторах реорганизованного
юридического лица.
Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). По закону руководитель организации, принявший решение о ликвидации должен письменно известить всех кредиторов. Они в свою очередь должны выставить свои требования. Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения - с момента государственной регистрации прекращения хозяйственной деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК).
Ликвидация юридического лица представлена в виде окончании его деловой активности при отсутствии правопреемника по его правам и обязанностям. Исходя из того, что права и обязанности юридического лица не передаются к правопреемникам, обязательность наделения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) получает здесь еще большую значимость, чем в случаях его реорганизации. Поэтому законом устанавливается специальный алгоритм ликвидации юридического лица.
Ликвидация может осуществляться по доброй воле, по решению основателей либо уполноваженного на то объекта юридического лица, в частности, по истечении срока существования или с осуществлением целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным указанием.
Такая ликвидация происходит по причине того, что у юридического объекта не было специального разрешения на деятельность (лицензии) либо с многократным или жестким нарушением закона или иных правовых документов, а также, если эта деятельность находилась под запретом.
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, главной задачей которого является определение и удовлетворение потребностей кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает своё существование (до того момента, как его удалят из реестра). Вследствие этого все заказчики, поставщики, подрядчики должны быть письменно оповещены, что данное предприятие ликвидируется. Эта процедура необходима для того, чтобы все кредиторы успели выставить свои требования.
Процедура ликвидации признана защищать интересы кредиторов. После того, как предприятие рассчитается со всеми долгами, оно перестает существовать. Оставшееся после ликвидации имущество делится пропорционально между учредителями данной организации и его членами.
Процесс ликвидации начинается
с того, что назначается ликвидационная
комиссия или же единичный ликвидатор,
от имени которых будут
Комиссия начинает проверять все долги предприятия, это необходимо для удовлетворения всех кредиторов. Происходит письменное оповещение всех кредиторов, о том, что предприятие ликвидируется. По истечении срока для предъявления требований кредиторами комиссия, которая указывает, какое фактически имущество осталось на предприятии, сколько у предприятия кредиторов, долги данным кредиторам. Данный баланс подписывается органом, принявшим решение о ликвидации и регистрирующим органом. Проверяется бухгалтерская достоверность баланса. Этими действиями заканчивается вторая стадия ликвидации.
Если у предприятия мало денег, и оно не может рассчитаться по долгам, то его имущество продается с аукциона. Полученными денежными средствами оно рассчитывается с кредиторами.
В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по заработной плате и авторские гонорары . В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и в внебюджетные фонды. Последний этап ликвидации состоит из того, что составляется окончательный ликвидационный баланс по расчетам с кредиторами. Этот баланс подписывают руководитель организации и регистрирующий орган. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр.
Юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом) либо по решению арбитражного (коммерческого) суда либо по собственному заявлению (добровольное банкротство), если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по долгам, исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и эти долги не оплачены в течение 3 месяцев.
В законе №127-ФЗ идет четкое опубликование мер, о недопущении банкротства, а также указаны все основания по которым можно признать то или иное предприятие банкротом или финансово несостоявшимся.