Классификация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо». Категория юридических лиц - это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Целью данной работы является рассмотрение классификаций юридических лиц.
Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях, препятствуя появлению непонятных, сомнительных образований (разного рода "фирм", "центров" и т. п.). Во-вторых, такая классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Оглавление

Вопрос 1. КЛАССИФИКАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.................................3
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………………..4
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………….8
2.1 Хозяйственные товарищества и общества…..…………………………….8
2.2 Полное товарищество….…………………………………………………….10
2.3 Товарищество на вере….……………………………………………………11
2.4 Общество с ограниченной ответственностью……..………………………13
2.5 Общество с дополнительной ответственностью…..………………………14
2.6 Акционерное общество…………….………………………………………..15
2.7 Дочерние и зависимые общества. Аффилированные лица…...…………..17
2.8 Производственные кооперативы………………………………………….18
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………20
3.1 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного
ведения…………………………………………………………………………...21
3.2 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления……………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
ВОПРОС 2. ЗАДАЧА…………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:……………….…………..28

Файлы: 1 файл

КР классификации юридических лиц.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Члены кооператива несут  субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке  и размерах, установленных уставом  и законом о производственных кооперативах (п. 2 ст. 107 ГК).

Система кооперативных  органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного  совета (образование которого, в  отличие от АО, не обязательно) и  исполнительных органов: правления  и (или) председателя (ст. 110 ГК). Обязательным для кооперативов является принцип комплектования его органов только из числа членов, что чересчур категорично.

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Государственные и муниципальные  предприятия как особая разновидность  коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами  государственных и муниципальных  предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится  в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных  и муниципальных предприятий  находит свое выражение в их фирменном  наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских  юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время  правовое положение государственных  и муниципальных предприятий  определяется ГК, а также рядом  специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

3.1 Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое предприятие создается  по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных  предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной  обособленности рассматриваемого предприятия  определяется содержанием права  хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества  унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной  регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

3.2 Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Правовое положение  унитарного предприятия, основанного  на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1. Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению  Правительства Российской Федерации  на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые  не преследующие цели извлечения прибыли  в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между  своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          В заключение следует отметить, что категория юридических лиц - это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

          Таким образом, Гражданский кодекс РФ дает исчерпывающее представление о классификации юридических лиц, что позволяет дать четкое определение правового статуса любой организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

 

Вопрос 2. Задача №9

          Несовершеннолетний Васильев, который после окончания училища работал токарем в производственном объединении, заключил договор займа на сумму, эквивалентную 10 000 долларов США. Узнав об этом, родители Васильева потребовали расторгнуть договор, заключенный без их согласия. Заимодавец Краснов отказался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что Васильев имеет самостоятельный заработок, работает по трудовому договору и должен считаться полностью дееспособным. В спор вмешался орган опеки и попечительства, по мнению которого родителям Васильева следует согласиться на эмансипацию. Если же они не согласятся, то Краснову рекомендовали обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным. Не придя к соглашению, стороны обратились за разъяснением к юристу.

Какое им надлежит дать разъяснение?

 

          Гражданская дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (21 ГК). Согласно стат. № 27 ГК

     1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. 
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. 
2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

 

          Орган опеки и попечительства может принять решение об эмансипации при наличии согласия на это обоих родителей, усыновителей или попечителя несовершеннолетнего. При отсутствии такого согласия объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным можно только в судебном порядке.

    Учитывая отсутствия согласия родителей, орган опеки не может принять решение об эмансипации несовершеннолетнего Васильева. Поэтому заимодавец Краснов может обратиться с иском в суд об объявлении Васильева полностью дееспособным.

      Предметом доказывания по делу об эмансипации являются факт достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста, факт работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью, размер заработной платы или иного дохода, позволяющего несовершеннолетнему вести самостоятельное существование, выполнять гражданско-правовые и иные имущественные обязательства, нести ответственность по обязательствам, отсутствие согласия законных представителей (одного из них) признать полную дееспособность несовершеннолетнего. 
          Следует учитывать, что основанием для эмансипации несовершеннолетнего является наличие у него не любых легальных источников доходов, которые могут обеспечить его самостоятельное существование, а тех, которые связаны с его личной трудовой или предпринимательской деятельностью. Под трудовой деятельностью в данном случае понимается постоянная работа несовершеннолетнего по трудовому договору(работа токарем в производственном объединении).

          По результатам рассмотрения дела суд либо устанавливает наличие оснований для эмансипации, предусмотренных стат. № 27 ГК, и выносит решение, которым объявляет несовершеннолетнего полностью дееспособным, либо отказывает в удовлетворении заявления, если признает, что основания для эмансипации отсутствуют или их недостаточно. 
          Судебное решение вступает в законную силу в общем порядке (ст. 209 ГПК РФ). Со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено заявление об эмансипации, несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет ответственность (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.

      Таким образом, до признания эмансипации органом опеки и попечительства в административном порядке или до судебного решения, Васильев является несовершеннолетним.

       Одним из условий действительности сделок является наличие надлежащего субъектного состава сделки, а именно дееспособность физических лиц.

        В соответствии со статьей 26 ГК РФ «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»

         1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. 
Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. 
2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

 

          Учитывая, что на момент заключения Договор займа, Васильев был не совершеннолетним, такой договор мог быть заключен только с письменного согласия родителей.

      Таким образом, договор займа может быть признан судом недействительным по субъекту, а именно сделка совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. При признании судом недействительной сделки на основании п.2 ст.167 ГК РФ каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

 

                 Список использованной литературы:

 

    1. Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. – М., 1999.
    2. Бусыгин В.А. Предпринимательство. – М., 1999
    3. Бушев А.Ю., Скворцов О.Ю. Акционерное право. - М., 1997
    4. Геммерлинг Г., Ломакин О., Шленов Ю. Ваше дело. Практический курс предпринимательства. – М., 1997
    5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 года // «Консультант Плюс» 2005
    6. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М.: Юринформцентр, 1996.
    7. Гражданское право. Том 1. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Статут, 2001.
    8. Гражданское право. Учебник. В 2-х т. / Под ред. Б. А. Суханова. Том 1. М.: БЕК, 1993.
    9. Гражданское право. Часть 1. / Под ред. А.Г. Калпина и А.И. Масляева. – М.: Юрист, 1997
    10. Закон  РФ «О потребительской кооперации» от 19 июня 1992 года // «Консультант Плюс» 2005
    11. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995.
    12. Комментарий «Право собственности и другие вещные права» // Юридический информационный портал  http://www.j-service.ru
    13. Осипова М.В. Гражданское право. Курс лекций. М.: РУДН, 2002. Портал Гуманитарное образование  http://humanities.edu.ru
    14. Предпринимательское право. – М.: Юрист, 2002.
    15. Тишанская О.В. Понятие предпринимательской деятельности // Правоведение. – 1994. -№ 1
    16. Федеральный закон от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» // «Консультант Плюс» 2005
    17. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах»//  «Консультант Плюс» 2005
    18. Федеральный закон от 8 мая 1996 года «О производственных кооперативах» // «Консультант Плюс» 2005
    19. Федеральный закон от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Консультант Плюс» 2005

Информация о работе Классификация юридических лиц