Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа
Существует множество разных научных теорий, что и объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных стадиях экономики на первый план выдвигались то один, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных концепций, взглядов в целом отражает эволюцию институту юридического лица.
1.1. Юридическое лицо: понятие, признаки 3
1.2. Правоспособность юридических лиц 7
1.3. Создание юридических лиц 11
На основе выше
изложенного специальную
Правосубъектность (праводееспособность)
юридического лица в той части, которая
относится к дееспособности, осуществляется
через органы юридического лица, которые
приобретают гражданские права
и принимают на юридическое лицо
гражданские обязанности, действуя
в соответствии с законом, иными
правовыми актами и учредительными
документами. Структура органов, порядок
их назначения или избрания, полномочия
органов, порядок осуществления
ими своих функций
Лицо, которое в силу закона
или учредительных документов юридического
лица выступает от его имени, должно
действовать в интересах
От органов юридического лица необходимо отличать:
- представительство (п. 1
ст. 55 ГК РФ) - обособленное подразделение
юридического лица, расположенное
вне места его нахождения, которое
представляет интересы
- филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) -
подразделение, которое также
расположено вне места
Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители - на основании доверенности.
Есть определенные ограничения в правоспособности иностранных юридических лиц.
Некоторые законодательные акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. [2]
Согласно положению ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. [8]
1.3. Создание юридических лиц
Истории известны следующие
способы образования
При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц.
В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.
В соответствии с действующим законодательством образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации.
Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.
1. Должен быть в соответствии
с требованиями закона
2. Юридическое лицо может
быть создано в организационно-
3. Как правило, решение
о выборе организационно-
4. Воля учредителей на
создание юридического лица
Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).
При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее:
– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами;
– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при условии, что они не будут противоречить закону;
– учредители могут включить
в учредительные документы
5. Завершается создание
юридического лица его
6. При государственной
регистрации впервые
1) подписанное заявителем
заявление о государственной
регистрации по форме,
– учредительные документы
создаваемого юридического лица соответствуют
установленным
– сведения, содержащиеся в учредительных документах и иных документах, достоверны;
– при создании юридического лица соблюдены установленный для данной организационно-правовой формы порядок его создания, в том числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент государственной регистрации;
– в установленных законом случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления;
2) решение о создании
юридического лица в виде
3) учредительные документы
юридического лица, состав которых
определяется его
4) для иностранного юридического лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;
5) документ об уплате государственной пошлины.
7. С принятием Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» урегулированы отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации. [3]
Специальный порядок регистрации
отдельных видов юридических
лиц установлен только в отношении
кредитных организаций (решение
о регистрации принимается
Министерство
Российской Федерации по налогам
и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным
федеральным органом
8. Новое законодательство
о регистрации юридических лиц,
С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации юридических лиц породило ряд проблем. Таким образом, нормативно-явочный порядок регистрации фактически меняется на заявительный. Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов. Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля». Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным. [12]
Реорганизация.
Реорганизация в отличие от ликвидации предполагает переход прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим. В большинстве случаев реорганизация связана с созданием новых юридических лиц (кроме реорганизации в форме присоединения). Однако во всех случаях она связана с правопреемством, особенности которого зависят от формы реорганизации юридического лица. Основные положения о реорганизации юридических лиц состоят в следующем:
1. Существует два вида реорганизации – добровольная и принудительная. Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.