Юридические лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

Существует множество разных научных теорий, что и объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных стадиях экономики на первый план выдвигались то один, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных концепций, взглядов в целом отражает эволюцию институту юридического лица.

Оглавление

1.1. Юридическое лицо: понятие, признаки 3
1.2. Правоспособность юридических лиц 7
1.3. Создание юридических лиц 11

Файлы: 1 файл

кр по гражданскому праву.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

  На основе выше  изложенного специальную правоспособность  можно поделить на две разновидности:

  1. собственно специальная правоспособность коммерческих организаций, в учредительных документах которых содержится либо определено исчерпывающий перечень целей деятельности, либо перечень запрещенных видов деятельности, каждый из которых может быть в любое время изменен учредителями вплоть до наделения организации общей правоспособностью;
  2. ограниченная специальная правоспособность унитарных предприятий, некоммерческих и иных организаций, определяемых законом, объем которой определяется целями деятельности, указанными в их учредительных документах, и может изменяться, но лишь в законодательно установленных пределах. 

Правосубъектность (праводееспособность) юридического лица в той части, которая  относится к дееспособности, осуществляется через органы юридического лица, которые  приобретают гражданские права  и принимают на юридическое лицо гражданские обязанности, действуя в соответствии с законом, иными  правовыми актами и учредительными документами. Структура органов, порядок  их назначения или избрания, полномочия органов, порядок осуществления  ими своих функций устанавливается  законом и учредительными документами  юридического лица.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого  им юридического лица добросовестно  и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом  или договором, возместить убытки, причиненные  им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

От органов юридического лица необходимо отличать:

- представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) - обособленное подразделение  юридического лица, расположенное  вне места его нахождения, которое  представляет интересы юридического  лица и осуществляет их защиту;

- филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) - подразделение, которое также  расположено вне места нахождения  юридического лица и осуществляет  все или часть его функций,  в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители - на основании доверенности.

Есть определенные ограничения в правоспособности иностранных юридических лиц.

Некоторые законодательные  акты Российской Федерации содержат прямые ограничения правоспособности иностранных юридических лиц.

Так, в соответствии с  п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. [2]

Согласно положению ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. [8]

 

1.3. Создание юридических  лиц

 

Истории известны следующие  способы образования юридических  лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. [12]

При распорядительном порядке  юридическое лицо возникает на основании  лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации  не требуется. В настоящее время  в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства  и министерства субъектов РФ и  др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют  на основе нормативных актов, в которых  определяется их статус как юридических  лиц.

В РФ действует нормативно-явочный  порядок создания юридических лиц. Явочный характер данного способа  создания юридических лиц выражается в том, что создание организации  инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии с действующим  законодательством образование  юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации.

Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

1. Должен быть в соответствии  с требованиями закона определен  состав учредителей применительно  к виду создаваемого юридического  лица.

2. Юридическое лицо может  быть создано в организационно-правовой  форме, предусмотренной законодательством.  При этом, как отмечалось, организационно-правовые  формы коммерческих организаций  исчерпывающим образом перечислены  в ГК РФ. [1] Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах.

3. Как правило, решение  о выборе организационно-правовой  формы юридического лица законодатель  оставляет на усмотрение учредителей.  Однако из этого правила бывают  исключения. Так, например, согласно  Закону «О банках и банковской  деятельности» кредитное учреждение  может создаваться только в  форме хозяйственного общества. [6]

4. Воля учредителей на  создание юридического лица должна  быть выражена вовне в предусмотренной  законом форме. Такой формой  являются учредительные документы  юридического лица. Именно в них  учредители конкретизируют общие  нормы права применительно к  своим интересам. Состав учредительных  документов для разных видов юридических лиц различен.

Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают  не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

При составлении учредительных  документов необходимо учитывать следующее:

– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут  быть изменены учредительными документами;

– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют  учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила  при условии, что они не будут  противоречить закону;

– учредители могут включить в учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные  законом, но опять, же при условии, что эти правила не будут противоречить закону.

5. Завершается создание  юридического лица его государственной  регистрацией. «До государственной  регистрации юридическое лицо  не существует, и все предварительные  действия учредители совершают  от своего имени, хотя бы  и в интересах будущего субъекта  права. После государственной  регистрации вновь возникшее  юридическое лицо, выражая уже  свою волю, может одобрить или  не одобрить действия учредителей.  [12]

6. При государственной  регистрации впервые создаваемого  юридического лица представляются  следующие документы в соответствии с Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

1) подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации по форме, установленной  Правительством РФ. В заявлении  подтверждается, что:

– учредительные документы  создаваемого юридического лица соответствуют  установленным законодательством  требованиям к учредительным документам данной организационно-правовой формы юридического лица;

– сведения, содержащиеся в  учредительных документах и иных документах, достоверны;

– при создании юридического лица соблюдены установленный для  данной организационно-правовой формы  порядок его создания, в том  числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного  фонда, складочного капитала, паевого  фонда) на момент государственной регистрации;

– в установленных законом  случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления;

2) решение о создании  юридического лица в виде протокола,  договора или иного документа  в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы  юридического лица, состав которых  определяется его организационно-правовой  формой;

4) для иностранного юридического  лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;

5) документ об уплате  государственной пошлины.

7. С принятием Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» урегулированы отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации. [3]

Специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических  лиц установлен только в отношении  кредитных организаций (решение  о регистрации принимается Банком России), общественных объединений, религиозных  и профсоюзных организаций, политических партий (решение о регистрации  принимаются Минюстом России). Взаимодействие МНС России с указанными органами осуществляется в соответствии с  принятыми нормативными актами. [10]

Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба России.

8. Новое законодательство  о регистрации юридических лиц,  с одной стороны, существенно  упростило процедуру регистрации.  В настоящее время «достаточно  прийти в регистрирующий орган,  то есть в налоговую инспекцию,  и подать необходимые для регистрации  документы. После этого в течение  пяти дней заявителю выдают  свидетельство о государственной  регистрации и свидетельство  о постановке на налоговый  учет. Этих документов достаточно, чтобы открыть счет в банке  и удостоверить подлинность подписи  в банковской карточке. Таким  образом, фактически мы смогли  сократить срок, необходимый для  создания субъекта хозяйственной  деятельности, с двух месяцев  до пяти дней». 

С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации  юридических лиц породило ряд  проблем. Таким образом, нормативно-явочный порядок регистрации фактически меняется на заявительный. Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов. Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля». Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным. [12]

Реорганизация.

Реорганизация в отличие  от ликвидации предполагает переход  прав и обязанностей от одних юридических  лиц к другим. В большинстве  случаев реорганизация связана  с созданием новых юридических  лиц (кроме реорганизации в форме  присоединения). Однако во всех случаях  она связана с правопреемством, особенности которого зависят от формы реорганизации юридического лица. Основные положения о реорганизации юридических лиц состоят в следующем:

1. Существует два вида  реорганизации – добровольная и принудительная. Добровольная реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Информация о работе Юридические лица