Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:13, реферат

Краткое описание

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культу­ры и других объективных условий. Но во многом они определя­лись также властью, законами, правящими классами.

Оглавление

Введение
Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

бурцев.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал сво­боду, равенство и права людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. именно вследствие это­го он признается лицом и ему присваиваются права. личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений»[8].

В философии Б.Н. Чичерина особое место  занимает   идея   «Правды   или справедливости», которая должна быть положена в основу любого за­кона. Со ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том, -чтобы каждому воздавать свое.

Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное место и в творчестве другого русского правоведа XX ве­ка П.И. Новгородцев. Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индиви­дов, самоценной личности, новгородцев обосновывал идею свобод­ного социального развития - без утопической конечной цели в духе Руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждо­го... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их объединения»[9].

Идеи равенства людей можно проследить и в философии известно­го русского ученого В.С. Соловье­ва, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свобод как характеристический признак лич­ности»[10].

Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага». С этих позиций он критиковал реалии капи­тализма (плутократию) и идеи соци­ализма.

В своем учении о свободе рус­ский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида. индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а лич­ность - категория духовная. «Лич­ность, - подчеркивал Бердяев, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11].

Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма услов­но, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко опреде­ленными правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность и в такие   понятия,   как   «основные»   и «конституционные» права, посколь­ку в конституции используются обе формулировки, основные прав ин­дивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отме­чается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковать­ся как отрицание или умаление других общепризнанных свобод инди­вида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому от (рождения).

Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна,  но вплоть до начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали рассмат­ривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было вос­принято основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских кон­ституций[13]. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах челове­ка, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских  и  политических правах 1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факуль­тативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к Междуна­родному пакту о гражданских и по­литических правах, внесло коренные изменения  в статус человека, переместив это понятие в разряд между­народных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обращения в Европейский Суд, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.


Заключение

Права и свободы человека и гражданина – это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо­отношений между индивидом, обществом, государством.

Личные права и свободы человека и гражданина - это возможности человека, ограж­дающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его лич­ную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существова­ние, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени явля­ются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищаю­щих личную жизнь и свободу каждого человека и гражданина. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие.

Специфические особенности личных прав и свобод заклю­чаются в следующем: а) по своей сути они являются правами че­ловека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права че­ловека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человечес­кой личности.

Названные особенности личных прав и свобод человека и гражданина под­тверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации.


Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

1.      Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, вступившая в действие 25 декабря 1993 г.

2.      Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)// Права и свободы личности. Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". Вып. 11.- М., 1995. С. 10 - 17.

3.      Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11.

 

4.      Американская конвенция о правах человека (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969)// Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.

 

Литература

1.      Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии. // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.

2.      Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6.

3.      Локк    Д.   Изб. философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 2.

4.      Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – Т.16.

5.      Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.

6.      Новгородцев П.И. Об общественном идеале. // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990.

7.      Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности. XVII-XX. – СПб., 1993.

8.      Права человека накануне XXI века. – М., 1994.

9.      Радищев А.Н. // Соч. – Т. 3. 1952.

10. Соловьев В.С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990.

11. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.

12. Топорнин Н.Б. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Материалы международного форума // Государство и право. – 1998. - № 7.

13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М., 1999.

14. Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1991.

 

 

 

15

 



[1] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 47.

[2] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 48.

 

[3] Права человека накануне XXI века. – М., 1994. - С. 271.

 

[4] Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – Т..16. - С. 17.          

[5] Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.

[6] Локк    Д.   Изб. философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 2.

 

[7] Радищев А.Н. // Соч. – Т. 3. 1952. - С. 5-6.

[8] Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1991. - С. 53.

[9] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990. – С.217-239.

[10] Соловьев В.С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990. – С. 97.

[11] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии. // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995. - С. 21.

[12] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 52.

[13] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М., 1999.

 


Информация о работе Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина