Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:13, реферат
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами.
Введение
Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина
Заключение
Список использованной литературы:
Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство и права людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений»[8].
В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «Правды или справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона. Со ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том, -чтобы каждому воздавать свое.
Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное место и в творчестве другого русского правоведа XX века П.И. Новгородцев. Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, новгородцев обосновывал идею свободного социального развития - без утопической конечной цели в духе Руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждого... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их объединения»[9].
Идеи равенства людей можно проследить и в философии известного русского ученого В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свобод как характеристический признак личности»[10].
Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага». С этих позиций он критиковал реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма.
В своем учении о свободе русский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида. индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал Бердяев, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11].
Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.
Необходимо внести ясность и в такие понятия, как «основные» и «конституционные» права, поскольку в конституции используются обе формулировки, основные прав индивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому от (рождения).
Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.
Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обращения в Европейский Суд, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.
Права и свободы человека и гражданина – это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.
Личные права и свободы человека и гражданина - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.
Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека и гражданина. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: а) по своей сути они являются правами человека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства; б) эти права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности.
1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993, вступившая в действие 25 декабря 1993 г.
2. Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)// Права и свободы личности. Библиотечка "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита". Вып. 11.- М., 1995. С. 10 - 17.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. С. 5 - 11.
4. Американская конвенция о правах человека (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969)// Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.- М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867 - 886.
Литература
1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии. // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.
2. Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6.
3. Локк Д. Изб. философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 2.
4. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – Т.16.
5. Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.
6. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990.
7. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности. XVII-XX. – СПб., 1993.
8. Права человека накануне XXI века. – М., 1994.
9. Радищев А.Н. // Соч. – Т. 3. 1952.
10. Соловьев В.С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990.
11. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.
12. Топорнин Н.Б. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Материалы международного форума // Государство и право. – 1998. - № 7.
13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М., 1999.
14. Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1991.
15
[1] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 47.
[2] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 48.
[3] Права человека накануне XXI века. – М., 1994. - С. 271.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – Т..16. - С. 17.
[5] Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1955.
[6] Локк Д. Изб. философские произведения: В 2 т. - М., 1960. - Т. 2.
[7] Радищев А.Н. // Соч. – Т. 3. 1952. - С. 5-6.
[8] Чичерин Б.Н. Философия права. – М., 1991. - С. 53.
[9] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990. – С.217-239.
[10] Соловьев В.С. Нравственное право // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. – М., 1990. – С. 97.
[11] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. опыт персоналистической философии. // Царство духа и царство кесаря. – М., 1995. - С. 21.
[12] Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2002. - № 6. – С. 52.
[13] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М., 1999.
Информация о работе Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина