Источники конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – исследовать подходы к понятию и классификации основных видов источников конституционного права.
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к определению «источник права;
- рассмотреть основные классификации видов источников права;
- охарактеризовать виды источников конституционного права.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………………3
1. Подходы к понятию и характеристике источника права…………………..5
2. Виды форм права…………………………………………………….……..…9
3. Понятие и виды источников конституционного права……………………15
Заключение………………………………………………………………….…..23
Список использованной литературы………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Источники конституционного права.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Нормативный правовой акт, как, впрочем, и другие различные  виды источников права (кроме обычая) имеет письменную форму и согласуется  с Конституцией. Любой акт может влиять на общественные отношения, действует на территории всей страны, имеет юридическую силу, является частью правовой системы21.

Судебный юридический  прецедент. Суть его в том, что  решение судебных органов по какому-либо делу становится эталоном (образцом) разрешения аналогичных ему дел. Так же, как и обычай, считается древнейшим источником права. Для прецедента характерна множественность, казуистичность, гибкость, противоречивость22. Существует несколько условий, по которым прецедент функционирует как источник права в полной мере: признание государственным аппаратом, действующая иерархия судебной власти, нормативность и т.д.

Договор с нормативным  содержанием – еще один источник права. Отличие в нем от других подобных документов в том, что в нем содержатся правила общего характера, которые обязательны для исполнения некоторым кругом лиц. Для реализации договора необходимы такие факторы, как согласие всех сторон; познание воли сторонами; возможность ее содержания данными сторонами23. Классификация правовых договоров России: административные, конституционные, трудовые24.

Виды источников гражданского права

К ним можно  отнести все формы, выражающие гражданско-правовые нормы. Их виды: Конституция, а также  гражданское законодательство и  иные принятые ФЗ; различные нормативные акты, в которых рассматриваются нормы гражданских правоотношений; ведомственные акты; обычаи деловых оборотов; международные договора, и т.д.25

Виды источников административного права

Внешние формы, выражающие административные нормы и правила, обладающие юридической силой. К ним можно отнести Конституцию РФ; принципы международных прав; законы, регулирующие вопросы по государственному управлению, деятельности исполнительной власти и пр.; правовые акты администраций Федерации; акты органов регионального управления; публичные договора и т.д. 26

Стоит отметить, что Конституция является источником всех без исключения отраслей права. Иные же виды источников имеют влияние  только в определенных правовых отраслях.

Помимо выше сказанного, необходимо отметить, что источники (формы) права можно классифицировать по различным основаниям: по способам установления, по юридической силе, по субъектам правотворчества. Данная классификация представлена ниже на рисунке 227.

Рис. 2 Различные  основания для классификации источников права

 

Таким образом, в рамках данного  вопроса были выделены и охарактеризованы основные виды источников (форм) права. Но уделим особое внимание источникам конституционного права: рассмотрим их характеристику и основные виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие и виды источников конституционного права

Источники отрасли  конституционного права - это юридические формы (акты), в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы.

Источники конституционного права России как отрасли28:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные  конституционные законы;

3. Федеральные  законы;

4. Акты референдума;

5. Конституции  республик в составе РФ;

6. Уставы краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов;

7. Законы субъектов РФ;

8. Декларации;

9. Нормативные  акты Президента РФ, Правительства  РФ, палат Федерального Собрания  РФ;

10. Нормативные  акты органов государственной  власти субъектов РФ;

11. Решения судов;

12. Договоры (внутригосударственные  и международные);

13. Регламенты палат  Федерального Собрания РФ;

14. Общепризнанные принципы  и нормы международного права;

15. Государственно-правовой  обычай.

Названные источники права  являются нормативными. Только нормативные  источники имеют отношение к  конституционному праву России как отрасли.

Науке конституционного права  свойственен более широкий круг источников29:

1. нормативные (они уже  названы выше)

2. теоретические

§ труды российских и  зарубежных ученых; выдвинутые ими  концепции и теории;

§ комментарии к законам;

§ словари, справочники;

§ рецензии, обзоры.

3. практические

§ результаты социологических  исследований;

§ практика деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Охарактеризуем юридические свойства федеральных конституционных законов и федеральных законов и представим их сравнительную характеристику.

Законы - одни из самых  многочисленных источников российской правовой системы и в иерархии форм конституционного права занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место30. Это обусловлено провозглашением в ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ принципа верховенства Конституции РФ и законов, который означает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться преимущественно законами. При этом все субъекты права должны соблюдать Конституцию и законы, а другие принимаемые в России нормативно - правовые акты не должны им противоречить31.

Согласно  Конституции России, законы в Российской Федерации принимаются только Государственной  Думой, никакой другой орган таким  правом не обладает. На федеральном  уровне в России принимаются два  вида законов: федеральные конституционные  законы и федеральные законы.

Конституция РФ 1993 года впервые ввела в правовую систему России категорию федеральных  конституционных законов. Такой  вид законов не был предусмотрен в советском законодательстве.

Федеральные конституционные законы (далее - ФКЗ) характеризуются рядом отличительных от федеральных законов признаков: порядок принятия; юридическая сила; предмет и объект правового регулирования.

Во-первых, ФКЗ  принимаются в более сложном  порядке, нежели обычные федеральные  законы. Так, согласно ст. 105 Конституции РФ федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, затем должен быть одобрен большинством голосов членов Совета Федерации. В соответствии со ст. 108 Конституции России ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы32.

Во-вторых, Президент  РФ не обладает правом отлагательного вето в отношении ФКЗ. Принятый ФКЗ  в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию33. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 года датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой же принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении федеральных законов в соответствии со ст. 107 Конституции Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

В-третьих, ФКЗ  имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению  ко всем другим нормативно - правовым актам, принимаемым органами государственной  власти в Российской Федерации, то есть в соответствии со ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить ФКЗ34.

В-четвертых, ФКЗ имеют особый предмет правового  регулирования, так как принимаются  только по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ)35. Конституция РФ не устанавливает прямого перечня вопросов, которые должны регулироваться именно ФКЗ. Выявить этот перечень возможно лишь анализируя ее положения. Так, федеральными конституционными законами в Российской Федерации должны регулироваться следующие положения36:

- порядок введения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях чрезвычайного положения - ст. 56, ст. 88 (ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года);

- принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта - ст. 65 (ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года; ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004 года);

- изменение статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - ст. 66;

- Государственный флаг, его описание, порядок официального использования - ст. 70 (ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

- Государственный герб, его описание, порядок официального использования - ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

- Государственный гимн и порядок его официального использования - ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

- порядок организации и проведения референдума Российской Федерации - ст. 84 (ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года);

- порядок введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения - ст. 87 (ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 года);

- статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - ст. 103 (ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года);

- порядок деятельности Правительства Российской Федерации - ст. 114 (ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года);

- судебная система Российской Федерации - ст. 118 (ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года);

- полномочий, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации - ст. 128 (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года);

- полномочий, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации - ст. 128;

- полномочий, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - ст. 128 (ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года);

- полномочий, порядок образования и деятельности иных федеральных судов - ст. 128 (ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года);

- статус и порядок созыва Конституционного Собрания - ст. 135.

Таким образом, после первичного анализа можно  сделать вывод, что ФКЗ в Российской Федерации должны регулироваться около 17 положений (правовых институтов). Однако проблема не столь проста, как может  показаться на первый взгляд.

Во-первых, хотя с момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года прошло уже более 11 лет, далеко не все выявленные нами положения нашли свое нормативное отражение в ФКЗ. Так, до сих пор остаются не принятыми федеральные конституционные законы об изменении статуса субъекта Российской Федерации, о Верховном Суде Российской Федерации (а с практической и научной точек зрения правильнее было бы принять закон о судах общей юрисдикции), о Конституционном Собрании. По всей видимости, приведенные правовые институты не носят характера первоочередной важности в Российской Федерации, если субъекты права законодательной инициативы и, в частности, Государственная Дума, допускают такие правовые пробелы.

Во-вторых, нельзя обойти молчанием положение статьи 76 Конституции РФ, в соответствии с которой «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы…»37. Согласно статьи 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относятся 18 положений, среди которых принятие и изменение Конституции РФ; законодательный процесс; федеративное устройство и территория России; гражданство России; система и порядок формирования федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; энергетика России; внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; статус государственной границы и т.д. Ни одно из этих положений не нашло своего нормативного закрепления в федеральных конституционных законах.

В-третьих, Конституция РФ неоднократно упоминает термин «федеральный закон», при этом в большинстве статей, говоря о федеральном законе, конституция подразумевает именно федеральный закон (ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 29 и др.), а в некоторых статьях под термином «федеральный закон» необходимо понимать и федеральные и федеральные конституционные законы (например: п. «а» ст. 71, ч. 3 ст. 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 и др.). Такая неопределённость терминов создаёт трудности для правоприменителей, поскольку распознать в таких случаях должен применяться тот или иной из них возможно только с помощью толкования норм Конституции РФ. Федеральные законы являются самой многочисленной группой законов в России и принимаются по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения РФ и её субъектов. Однако и Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, но законодатель далеко не всегда проводит четкую разницу в предметах правового регулирования двух видов законов38.

В-четвертых, далека от совершенства и сложившаяся практика принятия и реализации федеральных конституционных и федеральных законов. Так, например, в России действуют два закона, регулирующих однородные общественные отношения - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года. ФЗ «Об основных гарантиях…» является рамочным базовым законом, регулирующим основы реализации конституционного права российских граждан избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме, ему не могут противоречить другие нормативно-правовые акты. По смыслу норм, закрепленных в ФЗ «Об основных гарантиях…» он является некой правовой основой (шаблоном) для ФКЗ «О референдуме РФ»39. В подобной практике просматривается политический умысел действующих законодателей. С другой стороны, закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 года по статусу является только федеральным, и обладает такой же юридической силой, как и все другие обычные (федеральные) законы, хотя его положения раскрывают и конкретизируют положения главы 9 Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Информация о работе Источники конституционного права