Исполнительная власть в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....2
1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ……………………...4
2. Принцип разделения властей в российской федерации……………..13
3. Президент РФ и исполнительная власть……………………………...18
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

гму реферат готов.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.

Исполнительная  власть самостоятельна, но только в  функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная  власть - необходимый атрибут государственно-властного  механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная  власть осуществлялась только на федеральном  и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.[2]

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых  позволяет получить необходимое представление об исполнительной власти как относительно самостоятельной ветви государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принцип разделения властей в российской федерации.

 

  Государственная власть  в Российской Федерации  осуществляется  на  основе разделения   на   законодательную,   исполнительную   и   судебную.   Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (Статья  10 Конституции Российской Федерации).

  В данной статье  закрепляется фундаментальный принцип  организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

  Этот принцип  был выработан  мировой   практикой  развития  демократических  государств. Суть его в том,  что  демократический  политический  режим  может быть   установлен   в   государстве   при   условии    разделения    функций государственной власти  между самостоятельными  государственными  органами. Поскольку существуют  три основные  функции   государственной   власти   - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из  этих  функций  должна исполняться самостоятельно соответствующим органом  государственной  власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и  судебных  функций  в деятельности одного органа  государственной  власти  приводит  к  чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность  установления  в стране диктаторского политического режима. Особенно  это  опасно  в  России, так как  у  нас  совершенно  отсутствует  опыт  демократического  правления, ограничения власти законом. Реализация  принципа  разделения  властей в российской  Конституции не означает многовластия. Власть изначально  едина,  так  как  ее  единственным источником, согласно статьи 3  Конституции  Российской  Федерации,  является многонациональный народ Российской Федерации. То,  что  главам,  посвященным трем  ветвям  власти,  в  Конституции  предшествует   глава   4   "Президент Российской  Федерации",  объясняется  важностью   единства   государственной власти.  С  этой  главы   начинается   изложение   в   Конституции   системы государственных  органов  Российской   Федерации,   что,   помимо   прочего, объясняется также особым значением Президента в организации  государственной власти Российской Федерации.

    Конституция исходит из того, что никакой государственный орган  не  может претендовать  на  суверенное  осуществление  всей  полноты   государственной власти в стране. Сама государственная власть не  делится  между  органами  - она едина. Можно говорить лишь о  практической  необходимости  разграничения функций  между  органами,  осуществляющими  соответственно  законодательную, исполнительную  и  судебную  власть.  Осуществление  государственной  власти связано   с   разделением   функций    между    органами   законодательной, исполнительной  и  судебной  власти.  Эти  органы  самостоятельны   лишь   в осуществлении  закрепленных  за  ними  Конституцией   и   законами   функций государственной власти.

   Каждый  государственный  орган,  осуществляющий  одну  из  трех   функций государственной   власти,   взаимодействует   с   другими   государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают  друг  друга.  Такая  схема взаимоотношений   называется   системой   сдержек   и   противовесов.    Она   представляет единственно возможную схему организации государственной  власти в демократическом государстве.

    На федеральном уровне организации  государственной  власти  в  Российской Федерации система сдержек и  противовесов,  согласно  Конституции,  выглядит следующим образом.

   * Законодательный  орган  -  Федеральное  Собрание  -  принимает  законы,

     определяет  нормативную базу деятельности  всех органов  государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния  -  возможность  постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной  форме  участвует  в формировании Правительства,  судебных  органов  Российской  Федерации.

     Участие  Государственной Думы  в  процессе  формирования  Правительства Российской Федерации  является  важнейшим  проявлением  взаимодействия законодательной и исполнительной властей на  федеральном  уровне,  что вытекает из принципа разделения  властей,  установленного  статьей  10 Конституции Российской Федерации. Данный принцип предполагает наряду с разграничением  функций законодательной,  исполнительной  и судебной власти их  взаимодействие  (включающее  взаимное  влияние,  контроль).

     Согласие  Государственной Думы на назначение  Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной  формой  воздействия законодательной власти  на  формирование  власти  исполнительной.  При решении  вопроса  о  согласии  на  назначение  Президентом  Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного  Президентом,  а  по  сути,  дает согласие  на  проведение  Правительством  определенного политического курса. Согласно статьи 37 Регламента Государственной Думы кандидат  на должность Председателя Правительства Российской Федерации  докладывает  Государственной  Думе  программу  основных  направлений   деятельности будущего  Правительства.  Предусмотренная  в  статье  117  Конституции Российской  Федерации  возможность  вынесения  Государственной   Думой вотума недоверия  Правительству  есть  проявление  реального  действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения  властей,  что представляет  собой   стабилизирующий   фактор   во   взаимоотношениях Президента  и  Государственной  Думы  при  решении  вопроса  о  судьбе Правительства.

* Правительство  Российской Федерации  осуществляет  исполнительную  власть:

   организует   исполнение   законов,   различными   способами   влияет   на

   законодательный  процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения  Правительства   на   законопроекты,   требующие   привлечения дополнительных  федеральных средств).  Возможность выражения недоверия Правительству  сбалансирована  возможностью   роспуска   законодательного органа главой государства.

* Используемый  Конституцией термин  "судебная  власть"  представляет  собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей  из  концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.

      Основу  судебной  власти  составляет  совокупность  судебных   органов

различной компетенции, действующих независимо от органов  представительной  и  исполнительной  власти.  Одновременно  законодатель  наделяет   органы судебной  власти  некоторыми  полномочиями  по  контролю  за  законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное  не означает, что особое  положение  судебных  органов  в  правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие  ветвей  власти  по ряду направлений.

      Конституционный,  Верховный   и  Высший  Арбитражный  Суды   Российской Федерации имеют право  законодательной инициативы по  вопросам  их  ведения  (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах  своей компетенции рассматривают конкретные  дела,  сторонами  которых  являются другие федеральные органы государственной власти.  В  системе  разделения властей на федеральном уровне особое место  принадлежит  Конституционному Суду Российской  Федерации.  Это  проявляется  в  следующих  полномочиях, закрепленных  за  ним  Конституцией:  разрешение   дел   о   соответствии Конституции федеральных законов,  нормативных актов Президента,  палат Федерального Собрания и Правительства  Российской  Федерации,  разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной  власти, толкование Конституции.

  Положение  статьи 10 Конституции Российской  Федерации относится не  только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и  к  системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Установление  общих принципов организации  системы органов  государственной власти в субъектах Российской Федерации  отнесено  Конституцией  (пункт  "н." части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации)  к  совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов.

  Применительно   к  системе  органов   государственной   власти   субъектов

Российской  Федерации принцип разделения властей  будет раскрыт в  Федеральном законе об общих  принципах  организации  представительных  и  исполнительных органов государственной власти. Конкретная система  сдержек  и  противовесов на  уровне  субъектов  Российской  Федерации   будет   устанавливаться   ими самостоятельно  в  соответствии  со  статьей   10   Конституции   Российской Федерации и данным федеральным законом.

  Поскольку  в  статье  10  Конституции   Российской  Федерации  говорится   о

принципе разделения  властей  как  о  принципе  организации  государственной власти,  он  не  может  рассматриваться  как  принцип  организации  местного самоуправления  в  Российской  Федерации.  Согласно  статье  12  Конституции Российской Федерации органы местного  самоуправления  не  входят  в  систему органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

3. Президент  РФ и исполнительная власть.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной  жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации  участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право  вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при  этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Информация о работе Исполнительная власть в России