Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 14:24, курсовая работа
Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст.2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, которые сосредоточены в четвертой части Кодекса образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом.
Для того чтобы используемое организацией обозначение не могло быть применено третьими лицами для индивидуализации своих товаров/услуг, необходимо обеспечить такому обозначению правовую охрану - зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.
Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" выделяют несколько видов товарных знаков (знаков обслуживания):
1. словесные (слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания);
2. изобразительные (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости);
3. объемные (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур);
4. иные обозначения (звуковые, световые и иные обозначения) или их комбинации (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.)
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо не может иметь свой товарный знак или знак обслуживания, в силу того, что не является субъектом предпринимательской деятельности, результатом которой и являются товары, работы, услуги.
Кроме того, товарный знак или знак обслуживания может принадлежать не одному лицу, а объединению физических или юридических лиц (союзу, ассоциации или иному добровольному объединения предприятий). Коллективный знак предназначен для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров или услуг, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака или в силу международных договоров Российской Федерации (для товарных знаках, зарегистрированных в других государствах). То есть пока Ваш товарный знак не зарегистрирован в соответствующем ведомстве, он не защищается действующим законодательством РФ.
Правообладатель вправе использовать зарегистрированный товарный знак и запрещать использование такого товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
Правовая охрана предоставляется не всем товарным знакам или знакам обслуживания. Для регистрации товарного знака необходимо, чтобы он имел различительную способность обозначения.
На зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет на товарный знак и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТОВАРА (НМПТ) - уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона (обеспечивающими определенные качества продукции благодаря природным и/или людским ресурсам) права на данное наименование.
В соответствии со ст.1516 ГК РФ это "обозначение, содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или географического объекта, ставшее известным в отношении товара, особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами". Исключительное право на наименование места происхождения товара является "ослабленным", поскольку право пользования может быть закреплено за несколькими хозяйствующими субъектами (в отличие от товарного знака), а права распоряжения эти хозяйствующие субъекты лишены.
Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.
Например, наиболее известными в мире НМПТ являются шампанское, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др.
Задание.
Примеры использования товарных знаков и знаков обслуживания в современной России:
|
|
Изображение товарного знака, знака обслуживания:
Правообладатель:
Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "ПРАВОПОРЯДОК", 634009, Томская обл., г. Томск, пр-кт Комсомольский, 7 (RU)
(Неохраняемые элементы товарного знака:
Правопорядок.
Указание цвета или цветового сочетания:
белый, черный, желтый, синий, красный Классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг:
45 - агентства детективные;
агентства по организации
Классы МКТУ и перечень товаров и услуг: RU 364050 |
Изображение товарного знака, знака обслуживания:
Классы МКТУ и перечень товаров и услуг: |
| |||||||||||
|
|
Классы МКТУ и перечень товаров и услуг:
43 - аренда помещений для проведения встреч; аренда переносных сооружений; закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; услуги баров; услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом.
|
|
Классы МКТУ и перечень товаров и услуг: RU
В данной работе были рассмотрены лишь некоторые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности в России. По-моему мнению, их большая часть локализована сегодня в сфере защиты коммерческой тайны, и защиты авторских прав. В совокупности с низким уровнем стимулирования инновационной активности в стране, а также проблемами, связанными с реформированием науки и образования, вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России стратегический характер.
Отсутствие действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности препятствует созданию полноценного экономического оборота объектов интеллектуальной собственности, приводит к недооценке активов предприятий, из-за "утечки" информации наносится вред их деловой репутации и в ряде случаев становится причиной банкротств, "недружественных поглощений". В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т.п. Механизм защиты коммерческой тайны недостаточно отработан и законодательно урегулирован.
Необходимо пересмотреть меры борьбы с "пиратской" продукций, которой, несмотря на масштабные рейды правоохранительных органов, меньше на рынке не становится. Сеть Интернет - также представляет собой особую и наиболее сложную область защиты продуктов интеллектуальной собственности. Эти вопросы до конца не отработаны не только в России, но и во всем мире. Однако,20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. Не подлежит сомнению, что обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.
1. Конституция Российской Федерации. М. 2002
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. 2004
3. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров"от 23 сентября 1992 г. №3520-1 (ред. От 24.12.02 г.).
4. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (ред. От 17.02.03 г.).
5. Богатырев Ф.О. - Состав относительных неимущественных гражданский отношений "Журнал российского права" № 11, ноябрь 2002
6. Учебник "Основы российского права" Москва 1997 г. Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин
7. Учебник "Гражданское право" часть 3. Москва. 1999г. Под редакцией: доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева, доктора юридических наук, профессора Ю.К. Толстого
8. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (ред. от 19.07.95 г.).
9. Семейный кодекс РФ. М. 2004 г.
Информация о работе Исключительные права в гражданском праве