Имя и место жительства гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является подробное освещение вопросов, связанных с вышеуказанными личными правами гражданина.
Предметом являются правовые отношения гражданина как субъекта права, обладающего такими свойствами и отличительными признаками как обладание собственным именем и местом жительства.
Для достижения указанной цели в ходе исследования будет произведен анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации, затрагивающей данную проблематику.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовое регулирование имени гражданина в ГП РФ………………..4
1.1. Понятие и присвоение имени гражданина в ГП………………………….4
Глава 2. Место жительства гражданина…………………………………………9
2.1. Понятие места жительства в ГП…………………………………………….9
2.2. Регистрация граждан по месту жительства……………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Реферат по ГП.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.

Месту жительства гражданское и гражданское процессуальное законодательство придают значение в целом ряде случаев. Так, опекун или попечитель назначается по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации); место исполнения обязательства определяется местом жительства кредитора или должника (ст. 316, 497, 499 Гражданского Кодекса Российской Федерации); местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского Кодекса Российской Федерации); если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (ст. 1195 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и так далее. Место жительства определяет подсудность разрешения споров в судах общей юрисдикции (ст. 28 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и арбитражных судах (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Для правильного применения названных и других норм необходимо прежде всего определить само понятие «место жительства». В соответствии со ст. 27 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Эту конституционную норму развивает ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. №32. Ст. 1227). Несмотря на то, что каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по территории РФ, в его обязанности входит уведомление соответствующих государственных органов о месте своего пребывания и жительства.

Различают понятия «место пребывания» и «место жительства». Первое характеризует место, в котором гражданин находится временно (например, гостиница, в которой гражданин поселяется на период командировки). Второе – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к месту жительства относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона). На практике зачастую презюмируется, что гражданин постоянно или преимущественно проживает там, где он зарегистрирован, однако эта презумпция может быть опровергнута.

 

2.2 Регистрация граждан по месту жительства

 

Регистрация по месту жительства — всего лишь уведомление государства о месте жительства гражданина и является следствием права пользования (в том числе и в соответствии с правом собственности) конкретным жилым помещением и факта проживания нем.

Поскольку определение места жительства лица важно с точки зрения правовых последствий (возможности предъявления иска и т.д.), местом жительства военнослужащих, студентов (аспирантов) и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, является соответственно место их проживания в период прохождения службы, обучения либо отбывания наказания в виде лишения свободы

Конституция гарантирует право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах территории Российской Федерации. С целью обеспечения такого права был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы соблюдения прав человека в данной сфере общественных отношений. В частности, существенным образом изменен порядок учета и регулирования миграции граждан, имевший разрешительный характер, под которым ранее понималась прописка. Институт регистрационного учета, введенный новым законодательством, решая практически те же задачи, что и прописка, отличается от нее, поскольку в соответствии с законом должен иметь только уведомительный характер. Однако и в настоящее время уведомительный характер регистрационного учета отслеживается лишь на уровне федерального законодательства и не исполняется на всех иных уровнях, поскольку существует серьезное противоречие между Конституцией и федеральным законом с одной стороны и актами, принимаемыми органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, устанавливающие, по сути, разрешительный порядок регистрации.

«Регистрировать – значит записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения и т.п.»

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

                    документ, удостоверяющий личность;

                    заявление установленной формы № 6 о регистрации по месту жительства;

                    документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

в) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Результатом предоставления государственной услуги в случае регистрации по месту жительства является:

                    получение свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы;

                    проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы;

                    проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация и снятие с регистрационного учета несовершеннолетних лиц

Новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей.

Местом жительства детей до 14 лет и лиц, признанных судом недееспособными, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов. Если родители или усыновители малолетнего проживают в разных местах, местом жительства ребенка считается место жительства того из родителей (усыновителей), с которым он живет.

Несовершеннолетние лица регистрируются по месту пребывания и по месту жительства родителей (усыновителей, опекунов) независимо от согласия наймодателя, нанимателей, членов их семей, граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении, собственников жилых помещений, правлений жилищно-строительных или жилищных кооперативов.

Заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени детей, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Граждане, не достигшие 14-летнего возраста, могут быть зарегистрированы по месту пребывания с иными родственниками, но лишь с письменного согласия законных представителей.

Регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14 лет, по месту пребывания и по месту жительства отдельно от родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) осуществляется с письменного согласия законных представителей (одного из них).

По достижении возраста 14 лет гражданин вправе самостоятельно определять место своего жительства. Однако в соответствии с прямым указанием закона раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 36 ГК). Таким образом, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих совместно с попечителем, законодатель установил ограничение в праве свободно выбирать место жительства.

 

 


Заключение

 

В данной работе рассмотрены важные характеризующие гражданина признаки, позволяющие ему выступать в гражданских правоотношениях самостоятельно и от своего имени, а также в интересах других лиц. Чтобы быть субъектом правоотношений человек должен обладать правосубъектностью, иметь имя и т.д.

Гражданское состояние лица как субъекта гражданского права определяется совокупностью фактов. Моменты рождения, усыновления, вступления в брак, смерти порождают важные последствия, и точное установление (закрепление) этих фактов вызывается интересами не только отдельных граждан, но и государства. Все эти процессы находят прямое и косвенное отражение в имени и месте жительстве гражданина.

Имя и место жительства лица имеют огромное значение для индивидуализации граждан, и гарантированности их прав и свобод.

Отношения между государством и личностью должны строиться на началах юридического равноправия, где каждая сторона должна и может иметь равные права и обязанности. Как представляется, в любом демократическом государстве должны быть не только продекларированы права и свободы, но и обеспечены правовые механизмы, создающие условия для их использования. Сейчас такого рода механизмы не всегда способны в полной мере выполнять возложенные на них функции. Одним из примеров является порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.

В соответствии с Конституцией, ограничение права гражданина на свободу передвижения возможно только лишь на основании положений федерального закона и только в той степени, которая необходима для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

2. Всеобщая декларация прав человека. Сборник международных документов. – М.: изд. МГУ, 1990.

3. Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

4. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации».

5. Итоговый документ Венской встречи представителей государств, участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. – М. -1989.

6. Кодекс об административных правонарушениях.

7. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации части первой. Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю.М., 2005.

8. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. – №52. – Ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. – №18. - Ст. 1597.

9. «Положение о паспорте Российской Федерации». Утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8.07.97 №828

10. Приказ МВД РФ №393 от 23.10.95 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации». Российские вести, 1995. – 7 декабря.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1996.

12. Учебник «Гражданское право» В 4 т. Том I. Общая часть./ Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.

13. Федеральный Закон «О правовом статусе иностранных граждан в РФ» №115 от 21.06.96

 



Информация о работе Имя и место жительства гражданина