ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Имущественные права авторов. 6
Заключение. 29
Список использованных источников. 32
Введение
В данной работе исследуются нормы
российского и международного гражданского
законодательства, регулирующие авторские
и смежные права, практика их применения, вопросы эффективности
этих норм, целесообразности. Это касается
не только содержания указанных норм,
но также и законодательной техники их
изложения. Проводится сравнительный
анализ «старого» и «нового» законодательства
в области прав интеллектуальной собственности.
Основной задачей реферата является исследование
вопроса об имущественных правах авторов.
Целью исследования является рассмотрение
действующего законодательства, закрепляющего
за автором исключительные права на использование
созданного им произведения, рассмотрение
перечня конкретных авторских правомочий
конкретизирующий принадлежащие автору
исключительные права на использование
произведения, имущественные права авторов.
Достижение указанных целей осуществлялось
с помощью решения комплекса задач, из
которых можно выделить следующие:
- анализ российского законодательства,
регулирующего авторские права;
- изучение имущественных прав авторов.
В качестве теоретической основы исследования
были использованы труды российских и
советских ученых, специалистов в области
теории гражданского права: Гордона М.В.,
Близнец И.А., Моргуновой Е.Н., Сергеева
А.П., Антимонова Б.С., Дедовой Е.А. и других.
Правовую основу составили такие нормативно-правовые
акты, как: Конституция РФ, Часть четвертая
Гражданского кодекса РФ, Закон РФ «Об
авторских и смежных правах» (утратил
силу), различные Федеральные законы РФ
и международные нормативные акты.
При написании работы использовались
метод логический, сравнительно-правовой.
Структура работы имеет следующий вид:
введение, основная часть - имущественные
права, заключение, список использованных
источников.
Действующее законодательство закрепляет
за автором исключительные права на использование
созданного им произведения. Это означает,
что автор не только решает вопрос об обнародовании
произведения, но и определяет, с какого
момента, в каких формах, объеме и пределах
будет открыт доступ к произведению для
неопределенного круга лиц.
Право на использование произведения
есть не что иное, как возможность автора
самостоятельно решать все вопросы, связанные
с представлением третьим лицам доступа
к произведению и с его использованием.
Открывая третьим лицам доступ к произведению,
автор определяет и те способы, с помощью
которых его произведение будет использовано.
При этом произведение может быть использовано
как в своей первоначальной, так и в измененной
форме (например, в переводе или в переработанном
виде), с воспроизведением той материальной
формы, с которой связано произведение
(например, переиздание книги), или без
такового воспроизведения (например, публичное
исполнение) и т. д.
В соответствии с п. 2 ст. 1270 Гражданского
кодекса РФ[3] (далее – ГК РФ) исключительные
права автора на использование произведения
означают право осуществлять или разрешать
осуществлять следующие действия: воспроизводить
произведение; распространять экземпляры
произведения путем продажи или иного
отчуждения; сдавать в прокат оригиналы
или экземпляры произведений; импортировать
экземпляры произведения в целях распространения;
публично показывать произведение; публично
исполнять произведение; сообщать произведение
для всеобщего сведения путем передачи
в эфир и (или) последующей передачи в эфир;
сообщать произведение для всеобщего
сведения по кабелю, проводам или с помощью
иных аналогичных средств; переводить
произведение; переделывать, аранжировать
или другим образом перерабатывать произведение.
Исключительные права автора на использование
дизайнерского, архитектурного, градостроительного
и садово-паркового проектов включает
также практическую реализацию таких
проектов.
Перечень конкретных авторских правомочий
конкретизирующий принадлежащие автору
исключительные права на использование
произведения, охватывает собой лишь типичные
случаи использования произведений и
не носит исчерпывающего характера. Любые
другие способы использования произведений,
как существующие ныне, так и те, которые
могут появиться в дальнейшем, должны
применяться лишь с согласия автора или
его правопреемников.
Права на использование произведения
могут осуществляться как самим автором,
так и другими лицами, которым автор разрешает
использовать произведение. Чаще всего,
особенно если избранный способ использования
произведения требует особых технических
средств, авторы передают соответствующие
права специализированным организациям
(издательствам, киностудиям, театрам
и т. д.), заключая с ними авторские договоры[4].
Права на использование произведения
носят в основном имущественный характер,
хотя в них также присутствуют яичные
элементы. После смерти автора, данные
права переходят к наследникам, по усмотрению
которых осуществляется допуск к произведению
всех остальных лиц. Использование коллективных
произведений осуществляется по взаимному
согласию соавторов. При невозможности
достижения согласия вопрос решается
судом по иску любого из соавторов. Если
произведение соавторов образует одно
неразрывное целое, то ни один из соавторов
не вправе без достаточных к тому оснований
запретить использование произведения.
Воспроизведение произведения - это любое
повторное придание произведению объективной
формы, которое может заключаться в изготовлении
одного или более экземпляра произведения
или его части в любой материальной форме,
в том числе в форме звуко- или видеозаписи,
в изготовлении в трех измерениях одного
или более экземпляра двухмерного произведения
и в двух измерениях одного или более экземпляра
трехмерного произведения. При этом экземпляром
произведения признается копия произведения
в любой материальной форме. Гражданский
кодекс существенно уточняет положение
Закона об авторском праве, согласно которому
воспроизведением также является запись
произведения в память ЭВМ. Воспроизведением
произведения в соответствии с подп. 1
п. 2 ст. 1270 ГК[5] считается его запись на
любом электронном носителе, в том числе
в память ЭВМ, за исключением случая, когда
такая запись является временной и составляет
неотъемлемую и существенную часть технологического
процесса, имеющего единственной целью
правомерное использование записи или
правомерное доведение произведения до
всеобщего сведения.
Особым видом воспроизведения признается
репродуцирование, т.е. факсимильное воспроизведение
в любых размере и форме одного или более
экземпляров оригиналов или копий письменных
и других графических произведений путем
фотокопирования или с помощью других
технических средств, иных, чем издание.
Выделение в законе данного вида репрографического
воспроизведения обусловлено тем, что
современные технические средства позволяют
за лицам быстро и относительно недорого
получать такие копия произведения, которые
по своему качеству не уступают оригиналу
или даже превосходят его. Поэтому в ряде
норм специально оговариваются условия
и пределы репродуцирования произведений
третьими лицами. Репрографическое воспроизведение
не включает в себя хранение или воспроизведение
копий произведения в электронной (включая
цифровую), оптической или иной машиночитаемой
форме.
Распространение произведения возможно
путем продажи или иного отчуждения (дарения,
мены) его оригинала или экземпляров, т.е.
его материальных носителей. При этом
в отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском
праве[6] понятие распространения произведения
не включает его сдачу в прокат. Вместо
этого подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК[7] предусматривает
прокат оригинала или экземпляра произведения
как самостоятельный способ использования.
Это исключает необходимость дополнительно
указывать в законе, что право сдачи экземпляров
произведения в прокат сохраняется за
автором независимо от права собственности
на эти экземпляры (как это сделано в абз.
2 п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве[8]).
Поскольку прокат произведения является
самостоятельным способом использования,
приобретение любого материального носителя
произведения не дает собственнику права
сдавать его в прокат без согласия правообладателя
и выплаты ему вознаграждения.
В настоящее время достаточно широко распространены
программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного
характера, без которых, например, не могут
функционировать многие бытовые приборы,
технические средства или материальные
носители с записями аудиовизуальных
и иных произведений. Применение требования
о получении у правообладателя разрешения
на прокат таких программ необоснованно
затруднило бы отношения, связанные с
прокатом соответствующих бытовых приборов,
технических средств или материальных
носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК
РФ[10] введено правило, соответствующее
п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву[11]
и ст. 11 Соглашения ТРИПС; согласно этому
правилу требования подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК
не применяются в отношении программ для
ЭВМ, за исключением случая, когда такая
программа является основным объектом
проката[12].
Импорт оригинала или экземпляров произведения
в целях распространения также рассматривается
законом как самостоятельный способ использования,
что требует специального получения у
правообладателя разрешения на ввоз на
территорию Российской Федерации экземпляров
произведения в целях распространения.
Это предоставляет правообладателю возможность
контролировать ситуацию, когда право
на распространение произведения, предоставленное
им третьему лицу, было ограничено территориально,
например не предполагалось распространение
произведения на территории России. Произведение,
которое не охраняется на территории той
или иной страны, может там свободно использоваться.
Однако если экземпляры этого произведения
будут доставлены в целях распространения
в страну, на территории которой произведение
охраняется, это будет нарушением авторских
прав. Речь идет, разумеется, лишь о произведениях,
зафиксированных на материальных носителях
и воспроизведенных хотя бы в нескольких
копиях.
К числу имущественных прав авторов Гражданский
кодекс РФ[13] относит также право па публичный
показ и право на публичное исполнение.
Первое из них реализуется в основном
в отношении произведений изобразительного
искусства, а второе - в отношении музыкальных,
драматических, хореографических, литературных
и некоторых других произведений.
Под показом произведения понимается
демонстрация оригинала или экземпляра
произведения непосредственно или на
экране с помощью пленки, диапозитива,
телевизионного кадра или иных технических
средств, а также демонстрация отдельных
кадров аудиовизуального произведения
без соблюдения их последовательности.
Исполнением произведения признано его
представление посредством игры, декламации,
пения, танца в живом исполнении или с
помощью технических средств, а также
показ кадров аудиовизуального произведения
в их последовательности (с сопровождением
или без сопровождения звуком). Основное
различие между показом произведения
и его исполнением состоит в том, что если
в первом случае произведение или какая-то
его часть просто демонстрируются публике,
без совершения автором или иным лицом
каких-либо активных действий, то во втором
случае произведение доводится до зрителей
или слушателей путем активных действий,
выражающихся в игре, пении, танце и т.
п. Иными словами, при показе произведения
осуществляется прямой контакт произведения
со зрителем, при исполнении же данный
контакт опосредуется деятельностью исполнителя.
Право на публичный показ может быть осуществлено
лишь в отношении произведений, зафиксированных
на каком-либо материальном носителе;
исполняться же могут и такие произведения,
которые выражены лишь в устной форме.
Не совпадают и способы восприятия публикой
публично демонстрируемых и исполняемых
произведений. Если публичный показ предполагает
только зрительное восприятие произведения,
то публичное исполнение в зависимости
от вида произведения может восприниматься
как зрительно, так и на слух.
Закрепляя за авторами право на публичный
показ и право на публичное исполнение,
российское авторское законодательство
не связывает эти права с первым доведением
произведения до сведения публики. Указанные
права могут реализовываться как в отношении
еще не обнародованных произведений, так
и в отношении произведений, которые уже
обнародованы, в том числе опубликованы.
Иными словами, права на публичный показ
и публичное исполнение могут быть осуществлены
автором в любое время, а также повторно.
Далее, в соответствии с действующим законодательством
публичный показ и публичное исполнение
не предполагают обязательного непосредственного,
(живого) контакта публики с произведением.
Показ и публичное исполнение могут опосредоваться
техническими средствами, с помощью которых
расширяется зрительская аудитория. Благодаря
этим тех средствам публика может находиться
не только в том месте, в котором произведение
непосредственно демонстрируется или
исполняется, но и за его пределами. Важно
лишь, чтобы произведение воспринималось
публикой одновременно с его сообщением.
Формами использования произведений являются
их перевод на другой язык или переработка
в другой вид и жанр. Исключительные права
на перевод и переработку закрепляются
за автором или его правопреемниками.
В субъективное право на перевод входит
возможности автора самому переводить
и использовать перевод своего произведения,
а также его право давать разрешение на
перевод и использование перевода другими
лицами.
На практике авторы довольно редко переводят
произведение сами, поскольку эта работа
требует особых знаний и навыков. Поэтому
фактически право на перевод сводятся
к праву давать согласие на использование
перевода. Запретить перевод произведения
в целях личного использования автор не
может ни фактически, ни юридически.
Свое согласие на перевод автор обычно
выражает путем заключения договора с
той организацией, которая намерена использовать
его произведения в переводе. Данная организация
принимает на себя обязанность обеспечить
качественный перевод произведения, а
также по просьбе автора представить ему
перевод для ознакомления. Подбор переводчика,
с которым будущий пользователь произведения
заключает отдельный договор, как правило,
организация оставляет за собой, хотя
договор может предусматривать необходимость
согласования кандидатуры переводчика
с автором произведения. Если, по мнению
автора, перевод выполнен некачественно
или допущены какие-либо иные отступления
от условий договора, например, нарушена
целостность произведения, автор может
запретить использование такого перевода.
Как правило, дача автором согласия на
перевод не имеет характера исключительной
лицензии. Обычно автор оставляет за собой
право разрешать перевод своего произведения
на тот же язык другим лицам. Однако не
будет нарушением закона и взятое автором
обязательство воздерживаться на какой-либо
срок от уступки права на перевод другим
лицам. Разрешая перевод произведения,
автор может оговорить свое право на внесение
в произведение исправлений и дополнений,
исключение из произведения отдельных
частей и т.д. Право на перевод по действующему
российскому законодательству признается
за автором и его правопреемниками в течение
всего срока охраны произведения. В законодательстве
не содержится также каких-либо иных ограничений
права на перевод, кроме тех, которые связаны
с общими случаями свободного использования
произведений. Иными словами, российское
законодательство не предусматривает
механизма выдачи принудительных лицензий
на перевод, который допускается вводить
во внутреннее законодательство в соответствии
со ст. V Всемирной конвенции об авторском
праве[17].
К праву на перевод близко примыкает право
автора переделывать, аранжировать или
другим образом перерабатывать произведения.
Оно также включает в себя возможность
автора самому переработать произведение
в другой вид, форму или жанр либо давать
разрешение на переработку другим лицам.
Создаваемые в результате творческой
переработки произведения являются новыми
объектами авторского права. Но их использование
может осуществляться лишь с согласия
авторов оригинальных произведений. В
настоящее время согласие автора необходимо
на любую переработку его произведения.
В случае нарушения данного требования
автор произведения, подвергшегося несанкционированной
им переработке, имеет право на защиту
своих прав.
Применительно к программам для ЭВМ и
базам данных переработка именуется модификацией
и означает любые их изменения, кроме тех,
которые осуществляются исключительно
в целях функционирования программы для
ЭВМ или базы данных на конкретных технических
средствах пользователя или под управлением
конкретных его программ.
После смерти автора в течение срока действия
авторского права право давать согласие
на переработку осуществляется его наследниками.
Никаких иных временных или других ограничений
данного права законодательством не предусматривает.
Практическая реализация архитектурного,
дизайнерского, градостроительного или
садово-паркового проекта заключается
в том, что любое воплощение в жизнь произведений
архитектуры или дизайна может осуществляться
только с согласия авторов. Права архитекторов
и дизайнеров действуют не только в отношении
самих проектов, но и в отношении решений,
которые осуществлены путем реализации
этих проектов в виде конкретных зданий
и сооружений. Уникальность этого случая
разъясняется впервые введенным в п. 3
ст. 1270 ГК РФ[18] правилом о том, что практическое
применение положений, составляющих содержание
произведения, в том числе положений, представляющих
собой техническое, экономическое, организационное
или иное решение, не является использованием
произведения применительно к положениям
гл. 70 ГК РФ[19] («Авторское право»), за исключением
реализации архитектурного и иного подобного
проекта.
Правам авторов произведений архитектуры,
градостроительства и садово-паркового
искусства посвящена также ст. 1294 ГК РФ[20].
В этой статье более подробно раскрывается
содержание исключительного права архитекторов,
включающего наряду с упомянутой в подп.
10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ[21] практической реализацией
архитектурного, градостроительного или
садово-паркового проекта также разработку
документации для строительства. В статье
1294 ГК РФ[22] также предусмотрено, что использование
архитектурного и подобного ему проекта
для реализации допускается только однократно,
за исключением случаев, когда иное установлено
договором, в соответствии с которым проект
создан. Таким образом, проект и выполненная
на его основе документация для строительства
по общему правилу могут быть использованы
повторно только с согласия автора проекта.
В целях соблюдения соответствия архитектурным
проектам конкретных зданий, сооружений
или иных результатов их практического
воплощения архитекторы имеют право авторского
контроля за разработкой документации
для строительства и право авторского
надзора за строительством здания или
сооружения либо иной реализацией соответствующего
проекта. Порядок осуществления авторского
контроля и авторского надзора должен
быть установлен федеральным органом
исполнительной власти по архитектуре
и градостроительству. Кроме того, автор
произведения архитектуры, градостроительства
или садово-паркового искусства вправе
требовать от заказчика соответствующего
проекта предоставления права на участие
в реализации своего проекта, если договором
между ними не предусмотрено иное[23].
Право доступа заключается в праве автора
произведения изобразительного искусства
- художника, скульптора и др. требовать
от собственника оригинала созданного
им произведения предоставления возможности
осуществлять его воспроизведение в целях
реализации своего исключительного права
в случаях, предусмотренных ст. 1291 ГК РФ[24].
Фактически право доступа может не только
служить средством обеспечения имущественных
интересов автора, но и способствовать
реализации им своих личных неимущественных
прав на обнародование произведения и
на защиту его неприкосновенности. В то
же время установлено, что автор не может
требовать от собственника доставки произведения.
В отношении произведений архитектуры
законом установлено также, что автор
вправе требовать от собственника оригинала
такого произведения предоставления возможности
осуществлять фото- и видеосъемку произведения,
если иное не предусмотрено договором.
Право следования также является специфическим
правом, распространяющимся на авторов
произведений изобразительного искусства.
Существование такого права теоретически
должно способствовать получению авторами
дополнительных доходов в виде процентных
отчислений от сумм, вырученных третьими
лицами от перепродаж созданных и ранее
отчужденных авторами произведений изобразительного
искусства. Однако в том виде, в котором
право следования было закреплено в п.
2 ст. 17 Закона об авторском праве[25], оно
практически не применялось на практике.
В частности, серьезным препятствием являлось
указание Закона на то, что необходимым
условием реализации права следования
должно быть осуществление перепродажи
по цене, превышающей цену предыдущей
продажи не менее чем на 20%.
В посвященной праву следования ст. 1293
ГК[26] такое требование отсутствует. В
Кодексе предусмотрено, что в случае отчуждения
автором оригинала произведения изобразительного
искусства при каждой публичной перепродаже
соответствующего оригинала, в которой
в качестве продавца, покупателя или посредника
участвует галерея изобразительного искусства,
художественный салон, магазин или иная
подобная организация, автор имеет право
на получение от продавца вознаграждения
в виде процентных отчислений от цены
перепродажи. В настоящее время в Европейском
союзе действует Директива Европейского
парламента и Совета 2001/84/EC от 27 сентября
2001 г.[27], направленная на решение
вопросов, связанных с осуществлением
права следования, которая предусматривает
подробную шкалу процентных отчислений,
взимаемых в зависимости от перепродажной
цены произведения и ряда других обстоятельств.
Для нашей страны подобная шкала размеров
процентных отчислений, а также условия
и порядок выплаты этих отчислений должны
определяться Правительством РФ.
В целях соответствия российского законодательства
ст. 14ter[28] Бернской конвенции право следования
распространено помимо оригиналов произведений
изобразительного искусства также на
авторские рукописи литературных и музыкальных
произведений. Под авторскими рукописями
подразумеваются автографы произведений,
т.е. рукописи, собственноручно созданные
их авторами.
Право следования имеет имущественный
характер, но тесно связано с личностью
автора. Этим объясняется то, что данное
право является в целом неотчуждаемым,
но переходит к наследникам автора на
срок действия исключительного права
на произведение. Если по правилам п. 2
ст. 17 Закона об авторском праве[29] наследовать
это право могли только наследники по
закону, то в Гражданском кодексе это ограничение
отсутствует, поэтому право следования
может наследоваться также и по завещанию.
К числу имущественных прав авторов ранее
действовавших законодательств и наука
традиционно относили право на вознаграждение
за использование произведения. Авторский
закон, безусловно, также признает за авторами
указанное право, хотя в общем перечне
авторских правомочий оно прямо и не названо.
Закон исходит из того, что автор вправе
требовать выплаты ему вознаграждения
за использование произведения в любой
форме и любыми способами. Иными словами
предполагается, что каждое из уже рассмотренных
авторских правомочий неразрывно связано
с правом автора на получение вознаграждения.
В абстрактном виде, вне связи с каким-либо
конкретным способом использования произведения,
право на вознаграждение не существует.
Поэтому в его специальном выделении в
качестве особого права нет никакой необходимости[30].
Содержание права на вознаграждение выражается
в том, что создателю произведения предоставляется
обеспеченная законом возможность требовать,
чтобы при передаче им прав на использование
произведения ему всегда выплачивалось
вознаграждение, кроме случаев, специально
указанных в законе.
В отличие от права авторства и некоторых
других прав автора данное право носит
не абсолютный, а относительный характер,
т.е. действует по отношению к тем лицам,
которые используют или собираются использовать
произведение. В состав права на вознаграждение
входит не только само право требовать
соответствующих выплат, но и возможность
оговорить размер, порядок, срок и другие
условия получения вознаграждения.
Наибольшее практическое значение имеет
предусмотренное законом право на вознаграждение
авторов служебных произведений. Исключительные
права на использование служебного произведения
принадлежат лицу, с которым автор состоит
в трудовых отношениях (работодателю),
если в договоре между ним и автором не
предусмотрено иное. Однако ГК РФ устанавливает,
что размер авторского вознаграждения
за каждый вид использования служебного
произведения и порядок его выплаты устанавливаются
договором между автором и работодателем.
Данная норма свидетельствует о том, что
авторское законодательство не исключает
возможности получения авторами служебных
произведений особого вознаграждения
за использование работодателем достигнутых
ими творческих результатов. Более того,
по смыслу закона создатели служебных
произведений, по общему правилу, могут
претендовать на получение такого вознаграждения,
если только из их договора с работодателем
не вытекает иное.
К имущественным правам, прямо не названным
в ГК РФ, но вытекающим из него, могут быть
отнесены все права, связанные с использованием
авторских произведений в тех формах и
теми способами, которые в Законе не перечислены.
Примером может служить такое доведение
произведения до сведения публики с помощью
специальных технических средств, которое
в строгом смысле не подпадает ни под передачу
в эфир, ни под сообщение для всеобщего
сведения по кабелю. Например, нередко
в поездах, самолетах, гостиницах и т. д.
посредством внутренних акустических
и видеосистем для пассажиров и проживающих
передаются специально подготовленные
программы. Вне всякого сомнения, в данном
случае имеет место дополнительное использование
произведения, поскольку оно сообщается
новой аудитории. Такого рода использование
охраняемых законом произведений может
происходить только с согласия авторов
и с выплатой им дополнительного вознаграждения.
По общему правилу, использование произведения
автора другими лицами допускается не
иначе как с согласия автора или его правопреемников
и с выплатой вознаграждения. Однако в
интересах общества, а частности для обеспечения
доступа к знаниям и распространения информации
о текущих событиях, закон устанавливает
случаи так называемого свободного использования
произведений. Подобные изъятия из авторского
права известны законодательству всех
государств мира и прямо допускаются важнейшими
международными конвенциями по авторскому
праву.
Без согласия автора или иного правообладателя
и без выплаты вознаграждения допускается
воспроизведение гражданином исключительно
в личных целях правомерно обнародованного
произведения. Поскольку в редакции ст.
18 Закона об авторском праве не было точно
указано, кем может использоваться произведение
в личных целях, это порождало некоторую
правовую неопределенность, попытки распространять
действие данной нормы на юридические
лица. В редакции ГК РФ прямо установлено,
что произведение может быть использовано
в личных целях только гражданином.
Статья 1273 ГК РФ[31] содержит также целый
перечень исключений из приведенного
правила - случаев, в которых даже намерение
использовать соответствующее произведение
в личных целях не освобождает гражданина
от необходимости получать разрешение
правообладателя и выплачивать соответствующее
вознаграждение. Первые четыре случая
(воспроизведение произведений архитектуры
в форме зданий и аналогичных сооружений;
баз данных или их существенных частей;
программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных
ст. 1280 ГК РФ[32], а также репродуцирование
книг и нотных текстов) были перечислены
в ст. 18 Закона об авторском праве[33]. В
настоящее время они дополнены двумя новыми
случаями исключений. Не допускается даже
в личных целях видеозапись аудиовизуального
произведения при его публичном исполнении
в месте, открытом для свободного посещения,
или в месте, где присутствует значительное
число лиц, не принадлежащих к обычному
кругу семьи (подп. 5 ст. 1273 ГК РФ[34]). Этот
запрет направлен прежде всего против
осуществления видеозаписи в кинозале.
Не допускается также воспроизведение
аудиовизуального произведения с помощью
профессионального оборудования, не предназначенного
для использования в домашних условиях
(подп. 6 ст. 1273 ГК[35]). Обе эти нормы позволяют
усилить борьбу с изготовлением контрафактной
продукции.
Статья 1274 ГК РФ[36] посвящена случаям свободного
использования произведений в информационных,
научных, учебных или культурных целях.
Свободное использование допускается
без согласия автора или иного правообладателя,
без выплаты вознаграждения, но с обязательным
указанием имени автора, произведение
которого используется, и источника заимствования.
Большинство перечисленных в ст. 1274 ГК
РФ[37] случаев свободного использования
основаны на положениях международных
соглашений (в частности, Бернской конвенции)
и существуют в российском законодательстве
уже давно. К таким случаям относятся цитирование
правомерно обнародованных произведений
в объеме, оправданном целью цитирования;
использование правомерно обнародованных
произведений и их отрывков в качестве
иллюстраций в изданиях учебного характера;
воспроизведение в прессе, сообщение в
эфир и по кабелю правомерно опубликованных
в газетах и журналах статей или переданных
в эфир произведений такого же характера;
воспроизведение в прессе, сообщение в
эфир и по кабелю публично произнесенных
политических речей и других аналогичных
произведений; воспроизведение или сообщение
для всеобщего сведения в обзорах текущих
событий средствами фотографии, кинематографии,
путем сообщения в эфир или по кабелю произведений,
увиденных или услышанных в ходе таких
событий, в информационных целях; воспроизведение
без извлечения прибыли рельефно-точечным
шрифтом или другими специальными способами
для слепых правомерно опубликованных
произведений.
Кроме того, без согласия автора или иного
правообладателя и без выплаты вознаграждения
допускается предоставление во временное
безвозмездное пользование библиотеками
экземпляров произведений, законным путем
введенных в гражданский оборот. Экземпляры
произведений, выраженные в цифровой форме,
могут предоставляться во временное безвозмездное
пользование (в том числе в порядке взаимного
использования библиотечных ресурсов)
только в помещениях библиотек при условии
исключения возможности создать копии
таких произведений в цифровой форме.
Статья 1274 ГК РФ[38] дополнена новой специальной
нормой, которая предусматривает, что
создание произведения в жанре литературной,
музыкальной или иной пародии либо в жанре
карикатуры на основе другого (оригинального)
правомерно обнародованного произведения
и использование этой пародии либо карикатуры
допускаются без согласия автора или иного
обладателя исключительного права на
оригинальное произведение и без выплаты
ему вознаграждения. Потребность в данном
изменении законодательства выявилась
в процессе его практического применения.
Сходные положения закреплены в законодательстве
ряда стран (например, Франции) и позволяют
разрешить в интересах общества возможные
коллизии между интересами авторов оригинальных
произведений и производных произведений
подобного рода, которые не должны подпадать
под общие правила о переработке произведения
(подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК).
Законом в отдельных случаях допускается
свободное репродуцирование правомерно
опубликованного произведения в единственном
экземпляре без извлечения прибыли. При
этом под репродуцированием (или репрографическим
воспроизведением) понимается факсимильное
воспроизведение произведения с помощью
любых технических средств, осуществляемое
не в целях издания. Воспроизведение произведения
или хранение его копий в электронной
(в том числе цифровой), оптической или
иной машиночитаемой форме не считается
репродуцированием и, следовательно, в
любом случае требует получения разрешения
правообладателя и выплаты вознаграждения.
Однако с учетом усложнения копировальной
техники в ГК сделана оговорка, что это
правило не распространяется на случаи
создания с помощью технических средств
временных копий, предназначенных для
осуществления репродуцирования. В последнем
случае создание временных копий является
необходимой стадией процесса репродуцирования,
поэтому дополнительное согласие правообладателя
на их создание не требуется.
Свободное репродуцирование разрешается:
1) библиотекам и архивам для восстановления,
замены утраченных или испорченных экземпляров
правомерно опубликованного произведения
либо для предоставления экземпляров
произведения другим библиотекам взамен
утраченных ими; 2) библиотекам и архивам
по запросам граждан для использования
в учебных или научных целях, а также образовательным
учреждениям для аудиторных занятий, но
только в отношении отдельных статей и
малообъемных произведений, правомерно
опубликованных в сборниках, газетах и
других периодических изданиях, а также
коротких отрывков из письменных произведений
с иллюстрациями или без иллюстраций.
Разрешается также свободное воспроизведение,
сообщение в эфир или по кабелю фотографического
произведения, произведения архитектуры
или изобразительного искусства, которые
постоянно находятся в месте, открытом
для свободного посещения, за исключением
случаев, когда изображение произведения
таким способом является основным объектом
этого воспроизведения либо когда изображение
произведения используется в коммерческих
целях. Данный случай свободного использования
направлен на то, чтобы не создавалось
излишних препятствий для осуществления
репортажных и любительских съемок на
городских улицах и в других общедоступных
местах. К случаям, на которые данное правило
не распространяется, относятся, например,
изготовление открыток с изображениями
городских достопримечательностей, съемки
фильмов или телепередач, специально посвященных
конкретным произведениям архитектуры
или изобразительного искусства, и т.п.
В статье 1277 ГК РФ[39] установлена возможность
свободного публичного исполнения музыкального
произведения во время официальной или
религиозной церемонии (а также похорон)
в объеме, оправданном характером такой
церемонии. Статья 1278 ГК РФ[40] допускает
свободное воспроизведение произведения
для осуществления производства по делу
об административном правонарушении,
для производства дознания, предварительного
следствия или осуществления судопроизводства
в объеме, оправданном этой целью.
Организации эфирного вещания разрешается
без согласия автора и без выплаты дополнительного
вознаграждения делать запись в целях
краткосрочного использования того произведения,
в отношении которого эта организация
получила право на сообщение в эфир, при
условии, что такая запись производится
с помощью собственного оборудования
организации эфирного вещания и для ее
собственных передач. Организация должна
уничтожить запись в течение шести месяцев
со дня ее изготовления, если более продолжительный
срок хранения не был согласован с правообладателем
или не был установлен законом (например,
в отношении документов, подлежащих хранению
в архивах). Запись может быть сохранена
без согласия правообладателя в государственных
или муниципальных архивах, если она носит
исключительно документальный характер.
Лицо, правомерно владеющее экземпляром
программы для ЭВМ или базы данных, т.е.
пользователь, вправе без разрешения автора
или иного правообладателя и без выплаты
дополнительного вознаграждения: а) произвести
адаптацию такой программы или базы данных,
т.е. внести в нее изменения, исключительно
для того, чтобы обеспечить ее функционирование
на конкретных технических средствах
пользователя, и осуществлять действия,
необходимые для функционирования такой
программы или базы, в том числе запись
и хранение в памяти ЭВМ, а также исправить
явные ошибки в программе или базе, если
иное не предусмотрено договором с правообладателем;
б) изготовить копию программы для ЭВМ
или базы данных, предназначенную для
архивных целей и для замены правомерно
приобретенного экземпляра, если он уничтожен
или стал непригоден для использования;
в) декомпилировать программу для ЭВМ
(воспроизвести и преобразовать объектный
код в исходный текст) для достижения способности
к взаимодействию независимо разработанной
пользователем программы для ЭВМ с другими
программами, которые могут взаимодействовать
с декомпилируемой программой.
Завершая анализ случаев свободного использования
произведений, необходимо рассмотреть
вопрос, который иногда возникает на практике,
но в действующем российском законодательстве
прямо не решен. Речь идет о возможности
автора объявить свое произведение общественным
достоянием, т.е. предоставить доступ к
произведению любым заинтересованным
лицам без несения последними каких-либо
имущественных обязанностей перед автором.
Такая практика достаточно широко распространена
в ряде западных стран, особенно в сфере
применения компьютерных программ и баз
данных[41]. Иногда вопрос о превращении
произведений в общественное достояние
возникает при предоставлении создателям
будущих произведений грандов различными
общественными организациями и фондами.
Данный вопрос актуален также для многих
начинающих авторов, желающих получить
известность за счет максимально широкого
использования созданных ими произведений.
К сожалению, затронутая проблема в ГК
РФ не решена. Конечно, ничто не мешает
автору выдавать разрешения конкретным
лицам на бесплатное использование его
произведений, однако такие разрешения
будут действовать только в отношении
тех лиц, которым они выданы. Открыть же
доступ к произведению для любых заинтересованных
в этом лиц автор в настоящее время не
в силах. Поэтому до тех пор, пока в Законе
Российской Федерации такая возможность
авторов не будет прямо предусмотрена,
пользователи произведений, объявленных
авторами общественным достоянием, несут
риск того, что авторы изменят свою позицию
и потребуют выплатить им вознаграждение
за использование их произведений. Как
представляется, рассматриваемый вопрос
достаточно актуален и в связи с этим мне
кажется, что он должен быть решенным в
законе в положительном смысле.
Заключение
В данной работе были исследованы нормы гражданского и международного
законодательства, регулирующие авторские
права, практика их применения, вопросы
эффективности этих норм, целесообразности
и оправданности отдельных положений
ГК РФ. Исследован вопрос о понятии и правовой
природе авторских прав, а также имущественных
прав авторов.
Полученные в процессе исследования результаты
и основанные на них выводы могут быть
полезны в процессе дальнейшего изучения
гражданского законодательства в области
авторских прав и практики их применения,
повышения эффективности деятельности
государственных организаций в области
авторских и смежных прав и обеспечения
эффективности судебной защиты прав и
законных интересов правообладателей.
Проанализировав научные труды известных
юристов, выполнив цель и задачи исследования,
можно сделать следующие выводы.
Впервые положения об авторском праве
в России получили своё отражение в Цензурном
уставе 1828 г. в главе «О сочинителях и издателях
книг».
Все субъективные авторские права в силу
самой их природы являются исключительными.
Иными словами, признак исключительности
имманентен любому субъективному авторскому
праву и выражает одну из главных присущих
им черт, а именно принадлежность данного
права только его обладателю и никому
другому. Создатели произведений обладают
единым авторским правом, которое, подобно
праву собственности, является сложным
по составу и состоит из отдельных авторских
правомочий.
В большинстве научных и учебных работ
авторские права традиционно подразделяются
на личные неимущественные и имущественные.
Четвертая часть ГК РФ не только признает
такое деление, но и указывает на то, какие
из авторских прав носят личный неимущественный
характер, а какие имеют имущественное
содержание. К личным неимущественным
правам относятся: право авторства, право
на имя, право на обнародование произведения,
включающее право на его отзыв, а также
право на защиту репутации автора. Имущественными
правами автора являются его права на
использование произведения в любой форме
и любым способом, которые включают право
на воспроизведение, право на распространение,
право на импорт, право на публичный показ,
право на публичное исполнение, право
на передачу в эфир, право на сообщение
для всеобщего сведения по кабелю, право
на перевод и право на переработку.
Только сам обладатель авторского права
на произведение может решать вопрос о
реализации своих авторских правомочий.
Обладатель авторских прав может использовать
произведение по своему собственному
усмотрению, но с учетом юридически признанных
прав и интересов других лиц, а также может
запрещать другим использовать произведение
без его согласия.
Приводя российское законодательство
в соответствие с международными стандартами
охраны интеллектуальной собственности,
российский законодатель нашел решение,
альтернативное государственному регулированию
данной сферы отношений, - создание обществ
по управлению правами на коллективной
основе. Данные организации действуют
в соответствии с полномочиями, предоставленными
им правообладателями и должны получить
государственную аккредитацию. В связи
с этим возникает много вопросов и все
они остаются открытыми, так как введя
норму о государственной аккредитации
организаций по управлению правами на
коллективной основе, законодатель до
конца не продумал сферу действия таких
организаций, их права и обязанности, способы
осуществления своих полномочий и многое
другое.
Проведенный анализ указывает на то, что
имеют место определенные пробелы правового
регулирования авторских и смежных прав.
Судебная практика по защите прав интеллектуальной
собственности еще недостаточно сформирована.
Остается много открытых вопросов в сфере
применения новых норм ГК РФ, которые возможно
со временем будут скорректированы практикой
их применения, а возможно и потребуют
внесения каких-то изменений и в сам Кодекс.
Так, решение проблемы в связи с использованием
произведения как общественного достояния
предполагается ввести в норму, регулирующую
данный вопрос. Законодательно уточнить
сферу действия и принцип работы организаций
по управлению правами на коллективной
основе. Проанализированная судебная
практика показывает, что необходимо ввести
дополнительные нормы по защите авторских
и смежных прав и дополнительные штрафные
санкции за их нарушение, так как это является
одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего
дня.
Список использованных
источников
Законы и иные нормативные
акты
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
2. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004)
«Об авторском праве и смежных правах»
// «Российская газета», № 147, 03.08.1993. (Документ
утратил силу с 01 января 2008 года в связи
с принятием Федерального закона от 18.12.2006
№ 231-ФЗ).
3. Комментарий к части четвертой Гражданского
кодекса Российской Федерации (поглавный)
/ Г.Е. Авилов, К.В. Всеволожский, В.О. Калятин
и др.; под ред. А.Л. Маковского. – М.: Статут,
2008. – 715 с.
4. Комментарий к Постановлениям Пленума
Верховного суда Российской Федерации
по гражданским делам / под ред. В.М. Жуйкова.
– Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Норма, 2008.
5. «Бернская Конвенция по охране литературных
и художественных произведений» от 09.09.1886
(ред. от 28.09.1979) // «Бюллетень международных
договоров», № 9, 2003
6. «Всемирная конвенция об авторском праве»
от 06 сентября 1952 г. // «Международные нормативные
акты ЮНЕСКО». – М., 1993.
7. Законодательство Европейского союза
об авторском праве и смежных правах: Сборник
директив Европейского парламента и Совета
в области авторского права и смежных
прав. – М., 2002.
8. Информационное письмо Президиума ВАС
РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения
споров, связанных с применением Закона
Российской Федерации «Об авторском праве
и смежных правах» // «Вестник ВАС РФ»,
№ 11, 1999,
Книги, статьи
1. Абдулхакова Е.М. Коллективное управление
авторскими и смежными правами: Учебное
пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2007 – 173 с.
2. Бакунцев А.В. Основные проблемы авторского
права в русской цивилистике второй половины
XIX века / А.В. Бакунцев // Вестн. Моск. Ун-та.
Сер. 10, Журналистика, 2007. – № 1. – С.46.
3. Еременко В.И. Об имущественных правах
на произведения науки, литературы и искусства
// Адвокат. 2010. N 9. С. 64–77.
4. Липцик Д. Авторское право и смежные
права. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО,
2002. – 788 с.
5. Крашенинников П.В. Авторские и смежные
с ними права: постатейный комментарий
глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской
Федерации / М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников,
О.А. Рузакова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова.
– М.: Статут, 2010. – 480 с.
Электронные ресурсы
1. www.wipo.int/treaties.
[1] Комментарий к Постановлениям
Пленума Верховного суда Российской
Федерации по гражданским делам
/ под ред. В.М. Жуйкова. - Изд. 2-е,
перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. – С. 15.
[2] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
[3] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ
24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская газета»,
№ 289, 22.12.2006.
[4] См.: Абдулхакова Е.М. Коллективное
управление авторскими и смежными
правами: Учебное пособие. -М.: Изд-во
МГОУ, 2007. С. 11.
[5][5] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006
№ 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от
04.10.2010) // «Российская газета», № 289, 22.12.2006.
[6] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве
и смежных правах» // «Российская газета»,
№ 147, 03.08.1993. (Документ утратил силу с 01
января 2008 года в связи с принятием Федерального
закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[7] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010)
// «Российская газета», № 289, 22.12.2006.
[8][8] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве
и смежных правах» // «Российская
газета», № 147, 03.08.1993. (Документ
утратил силу с 01 января 2008 года в связи с принятием
Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[9] Пункт 12 информационного письма
Президиума ВАС РФ от 28 сентября
1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения
споров, связанных с применением
Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных
правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. « 11.
[10] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
[11] Указанный Договор вступил
в силу в отношении Российской Федерации
5 февраля 2009 г. См.: www.wipo.int/treaties.
[12] Еременко В.И. Об имущественных
правах на произведения науки,
литературы и искусства // Адвокат.
2010. № 9. С. 64 - 77.
[13] «Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
[14] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве
и смежных правах» // «Российская газета»,
№ 147, 03.08.1993. (Документ утратил силу с 01
января 2008 года в связи с принятием Федерального
закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[15] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010)
// «Российская газета», № 289, 22.12.2006.
[16] Комментарий к части четвертой
Гражданского кодекса Российской
Федерации (поглавный) / Г.Е. Авилов,
К.В. Всеволожский, В.О. Калятин
и др.; под ред. А.Л. Маковского.
М.: Статут, 2008. С. 67.
[17] «Всемирная конвенция об авторском
праве» от 06 сентября 1952 г. // «Международные
нормативные акты ЮНЕСКО». - М., 1993.
С. 2.
[18] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010)
// «Российская газета», № 289, 22.12.2006.
[19] См.: Там же.
[20] См.: Там же.
[21] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
[22] См.: Там же.
[23] Еременко В.И. Об имущественных
правах на произведения науки,
литературы и искусства // Адвокат.
2010. N 9. С. 64 - 77.
[24] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)» от
18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред.
от 04.10.2010) // «Российская газета», № 289,
22.12.2006.
[25] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве
и смежных правах» // «Российская
газета», № 147, 03.08.1993. (Документ утратил
силу с 01 января 2008 года в связи с принятием
Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[26] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС
РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // «Российская
газета», № 289, 22.12.2006.
[27] Законодательство Европейского
союза об авторском праве и
смежных правах: Сборник директив
Европейского парламента и Совета
в области авторского права
и смежных прав. - М., 2002. С. 89 - 100.
[28] «Бернская Конвенция по охране литературных
и художественных произведений» от 09.09.1886
(ред. от 28.09.1979) // "Бюллетень международных
договоров", N 9, 2003
[29] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве
и смежных правах» // «Российская
газета», № 147, 03.08.1993. (Документ утратил
силу с 01 января 2008 года в связи с принятием
Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[30] Липцик Д. Авторское право
и смежные права. - М.: Ладомир;
Издательство ЮНЕСКО, 2002. С.241.
[31] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006
№ 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от
04.10.2010) // «Российская газета», № 289, 22.12.2006.
[32] См.: Там же.
[33] Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред.
от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных
правах» // «Российская газета», № 147, 03.08.1993.
(Документ утратил силу с 01 января 2008 года
в связи с принятием Федерального закона
от 18.12.2006 № 231-ФЗ).
[34] «Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть четвертая)»
от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006)
(ред. от 04.10.2010) // «Российская газета»,
№ 289, 22.12.2006.
[35] См.: Там же.
[36] См.: Там же.