Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:13, контрольная работа
Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.
Ведение 2
Гражданское общество 3-6
Правовое государство 7-10
Проблемы становления гражданского общества и правового государства в современной России 11-12
Список литературы 13
Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.
Характеристика
государства как светского озна
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность
органов правового государства
базируется на принципе
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический
и идеологический плюрализм,
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
Особенности механизма
правового государства
На
сегодняшний день идеи господства права
в масштабе того или иного и приоритета
защиты прав личности получили широкое
распространение практически во всем
мире, порицаются насильственные методы
властвования и государственного управления,
нарушения буквы закона.
Поэтому одной из основополагающих целей
российских реформ является построение
правового государства и гражданского
общества.
Россия, преодолев тяжелейший период
постсоветской реформации, является очень
молодой преемницей основ правовой государственности.
Устоявшийся термин «гражданское общество»
восходит к древнеримскому слову civitas,
обозначавшему гражданскую общину римлян,
сообщество римских граждан. Вплоть до
конца XVIII в. отсутствовало четкое различение
неполитического (гражданского) общества
и политического государства. Идея правового
государства, при этом, была актуальной
и волновала умы передовых людей всегда.
Сам же термин «правовое государство»
сформировался и утвердился довольно
поздно - в немецкой юридической литературе
в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера,
Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового
государства ведутся с самого зарождения
этой политико-юридической конструкции.
При этом, не подлежит никакому сомнению,
что теория правового государства занимает
достойное место среди достижений человеческой
цивилизации, потому, что она сориентирована
на утверждение такого государственного
союза, в котором взаимоотношения личности
и государства строились бы на строгих
основах права и исключали бы взаимный
произвол.
Правовое государство - это и определенная
философско-правовая теория, и соответствующая
практика организации политической власти
и обеспечения прав и свобод человека.
Его общечеловеческая ценность определяет
и современные установки, устремления
и усилия по формированию и развитию начал
правовой государственности в посттоталитарной
России.
В исследование проблем правового государства
определенный вклад внесли российские
дореволюционные юристы - Гессен, Кистяковский,
Палиенко. В СССР концепция правового
государства не признавалась. Современная
Конституция РФ провозглашает Россию
правовым государством. Процесс становления
правового государства занимает длительное
историческое время, не вводится единовременным
актом. Россия в современный период находится
в состоянии кризиса, что обостряет трудности
и препятствия, которые стоят на пути движения
к правовому государству. Среди них особое
беспокойство у общественности вызывает
бесперспективное положение в области
прав человека, рост преступности, коррупция,
расцвет бюрократизма.
Для России путь к правовому государству
не был и никогда не будет простым и быстрым.
Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей
стране еще только формируется, его структура
аморфна, нестабильность общественных
отношений порождает у населения безразличие
к решению соответствующих проблем. Процедура
перехода от сложившейся социальной структуры
к новой болезненна и требует времени,
к тому же у многих в настоящее время отсутствует
четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются
дискретно и непоследовательно с точки
зрения здравого смысла и формальной логики,
в результате чего мы имеем однобокость
процессов разгосударствления и приватизации,
отсутствие среднего класса собственников,
рост люмпенизированного слоя населения,
поляризацию доходов социальных групп
и слоев населения, замедленный выход
к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние
российской политической системы, а именно:
нестабильность и неопределенность властных
отношений, политическая неструктурированность
общества (политические партии мелки и
не имеют четкой социальной ориентации),
затянувшийся процесс реализации принципа
разделения властей, низкий уровень политической
культуры населения в целом и власть имущих
в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего
разрешения чисто правовые вопросы. Причем
наличие противоречивого законодательства,
спешка при издании нормативно-правовых
актов и даже принятие неправовых законов
— это не самое главное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демократическое реформирование
общества идет по пути к правовому
государству, гражданскому обществу, которые
призваны быть на страже интересов
и потребностей людей, их прав и свобод.
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Гражданское общество: исторический опыт развития