Граждане как субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы, проанализировать современное российское законодательство, посвящённое гражданам (физическим лицам).

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих задач:

- дать определение правоспособности, дееспособности;

- осветить вопросы опеки, попечительства. Эти и некоторые другие вопросы далее будут рассмотрены подробно.

Оглавление

Введение
1. Признаки, индивидуализирующие граждан (физических лиц)
2. Понятие и содержание правоспособности граждан
3. Понятие и виды дееспособности граждан
4. Опека и попечительство
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Граждане как субъекты гражданских правоотношений.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

   Закон устанавливает следующие основания  для назначения ребенку опекуна (попечителя), это -  факт отсутствия попечения со стороны родителей  или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного  Кодекса РФ), а именно:

смерть  родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом по правовым последствиям приравнивается к смерти);

    лишение их родительских прав;

    ограничение их в родительских правах;

    признание родителей недееспособными;

    болезнь родителей;

    длительное  отсутствие родителей;

уклонение родителей от воспитания детей или  от защиты их прав и интересов;

отказ родителей взять своих детей  из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений;

    пребывание  родителей (родителя) в местах лишения  свободы.

      Рождение  ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст. 62 Семейного Кодекса РФ) Назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства. Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения. При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка. Ребенок, находящийся в семье опекуна(попечителя), имеет право общаться со своими родителями.(ст.55 ГК)

      Отдельно  необходимо осветить установление опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами.

      Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

      Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках14.

      В соответствии со ст. 29 ГК РФ, гражданин  может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

      Дело  о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

      При подготовке дела к судебному разбирательству  судья назначает судебно-психиатрическую  экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

      1) Страдает ли обследуемое лицо  душевной болезнью, и какой;

      2) Может ли это лицо отвечать  за свои действия;

      3) Нуждается ли обследуемый по  своему психическому состоянию  в установлении над ним опеки?

      По  результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

      Дело  о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

   Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд  обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

   Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

   Над совершеннолетними гражданами может  быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.

   Дееспособность  лица может быть ограничена лишь судом  в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

   Гражданин, над которым после ограничения  дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

   Существенным  различием между опекой и попечительством  над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

   Подбором  кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя. 
 
 
 
 

Заключение 

     Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения и его составляющей – субъектов гражданского правоотношения.

     В данной курсовой работе рассмотрены  наиболее важные аспекты гражданско-правового  положения граждан, как субъектов  гражданских правоотношений, а так  же особенности, отличающие их статус от статуса юридических лиц.

     Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты данной темы. Поэтому были отмечены только основные моменты, характеризующие и классифицирующие граждан как субъектов гражданских  правоотношений.

     Мною  также были выделены, освещены и  рассмотрены такие вопросы, связанные  с темой работы, как:

  • так как субъектами гражданского права, кроме граждан физических лиц признаются еще юридические лица, а так же публично правовые образования, возникает вопрос о правовом статусе и месте гражданина в гражданских правоотношениях;
  • так как граждане – субъекты гражданских правоотношений, то уместен вопрос об их субъективных правах и обязанностях;
  • так как не все граждане могут в полной мере осуществлять свои права и исполнять обязанности, следует вопрос об опеке, попечительстве и патронаже над такими гражданами;
  • так как способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, неодинакова, а зависит от многих факторов, то “законен” вопрос о дееспособности граждан (ее объеме) и от чего она зависит;
  • так как способность иметь гражданские права и нести обязанности, хоть и признается законом в равной мере за всеми гражданами  то неминуем вопрос о правоспособности граждан;

     Итак,  в нашем современном российском законодательстве даны многие права и свободы, характерные для гражданского общества и демократического государства. Это широкий спектр экономических, политических и иных прав граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Список использованных нормативных актов и литературы 
 

    
  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным  голосованием от 12. 12. 1993. (с изм. и  доп., от 09. 06. 2002).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ части первая, вторая, третья и четвертая (принят ГД ФС РФ 22. 12. 1995) –М.: Проспект, 2008.-544 с.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008).
  4. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 «Об утверждении Перечня  заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. 06.05.1996 г. № 19, ст. 2304
  5. Федеральный закон от 31. 05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» (действ ред.) //СЗ РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
  6. Федеральный закон N 4528-1 от 19.02.1993 г. «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28.06.97 N 95-ФЗ)// СЗ РФ 20.02.1992 г.
  7. Федеральный закон  от 15. 11. 1997 г. № 143- ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об актах гражданского состояния»// СЗ РФ 20.11. 1997 г.
  8. Закон РФ “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"”// ВВС. 1993. №32.
  9. Правила регистрации и снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ // СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2939.
  10. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., Отв. ред. О. Н. Садиков.1995. С. 61.
  11. Словарь гражданского права  /Под ред. ВВ Залесского. М., 1997. с. 49.
  12. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. Москва. 1950.- 376 с.
  13. Букшина С. “Эмансипация: Проблемы и перспективы. // хозяйство и право. 2000, с. 49.
  14. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1990. С. 55-56.
  15. Гражданское право: в 2т. Том.1: Учебник Отв. ред. проф. ЕА Суханов. – 2- е издание перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2007.-720 с.
  16. Гражданское право. Учебник. Часть I Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. АП Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2004. – 96 с.
  17. Грибанов В.П. Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав. Автореф. Дисс. ..д-ра наук. М., 1970. С.11
  18. Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.// Государство и право. -2001.-№2
  19. Рясенцев В. Вопросы представительства в гражданском праве. // Советская юстиция, 1976, № 6.

Информация о работе Граждане как субъекты гражданских правоотношений