Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

Оглавление

Введение 3
Понятие гражданского общества 4
Структура гражданского общества 5
Признаки гражданского общества 7
Понятие правового государства 7
Признаки правового государства 9
Соотношение гражданского общества и государства 10
Заключение 12
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по праву.docx

— 32.67 Кб (Скачать)

В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть сформировано только при наличии высокой гражданской  культуры его членов.

Обобщая различные представления  по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений  о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют  различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального  общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они  могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская  жизнь в той или иной степени  пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального  целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической  и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни —  с другой.

Третье. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство  как институт — эта система  учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических  исторических условиях, например, в  рамках господства более развитых в  политическом отношении обществ  над менее развитыми, возможен процесс  формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых  является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение  гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера  проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство  же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через  волю государства, чтобы в форме  законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и  гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито  гражданское общество в смысле прогресса  самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и  защищать индивидуальные и групповые  интересы людей, тем больший простор  для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее  политический строй, тем шире возможности  для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения  людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном  уровне человеческой цивилизации —  это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими  отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными  государством.

 

 

  1. Заключение

Правовое государство  – часть правового общества. В  нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая  такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство  и есть механизм разрешения социальных противоречий.

Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью  является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного  государства, отсутствием чётких представлений  о характере новой государственности, неподготовленностью общества к  произошедшим переменам, что привело  к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших  к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в  нравственном сознании.

Правовую культуру следует  формировать, в первую очередь, у  работников правоохранительных органов. Например, обязанность органов прокуратуры  действовать только по закону и этого  же требовать от всех, во многом зависит  от уровня правовой культуры, правосознания  каждого их представителя. Высококультурный в юридическом отношении работник прокуратуры никогда не оставит  без должной реакции любое  отступление от правопредписаний, кем  бы оно ни допускалось, ни в коем случае не поддастся шантажу, подкупу  и не позволит себе злоупотребление  властью, превышение служебных полномочий либо халатное отношение к ним. 

Надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить  правовое государство.

Обобщая, можно сказать, что  в основе организации и деятельности правового государства лежит  принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая  тем самым гарантию против нарушения  демократических норм и злоупотребления  властью. Кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему  имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости  корректировать их действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 1993.
  2. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый                   Юрист, 1998
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
  4. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис. - 1996.- № 6.- С. 29-38.
  5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.
  6. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.:    Зерцало, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29.

2 Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997.С.87

3 Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.С.114

 


Информация о работе Государство и гражданское общество