Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа
Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.
Введение 3
Понятие гражданского общества 4
Структура гражданского общества 5
Признаки гражданского общества 7
Понятие правового государства 7
Признаки правового государства 9
Соотношение гражданского общества и государства 10
Заключение 12
Список литературы
В целом гражданская культура
определяет фундаментальные ценности
гражданского сознания, гражданского
общества, которое может быть сформировано
только при наличии высокой
Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.
Первое. Понятие «гражданское
общество» и «государство»
Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.
Третье. Гражданское общество
— первооснова политической системы,
им обусловливается и определяется
государство. В свою очередь, государство
как институт — эта система
учреждений и норм, обеспечивающих
условия бытия и
В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.
Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.
Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.
Такая ситуация, когда провозглашение
прав и свобод человека высшей ценностью
является чисто декларированным, во
многом определяется стихийностью процессов,
связанных с разрушением
Правовую культуру следует
формировать, в первую очередь, у
работников правоохранительных органов.
Например, обязанность органов
Надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.
Обобщая, можно сказать, что
в основе организации и деятельности
правового государства лежит
принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая
власть осуществляет свои строго очерченные
функции. И вместе они сдерживают
и уравновешивают друг друга, обеспечивая
тем самым гарантию против нарушения
демократических норм и злоупотребления
властью. Кроме того, сами граждане
через всеобщую избирательную систему
имеют возможность
Список литературы:
1 Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- С. 29.
2 Клименко С.В., Чичерин А.П. Основы государства и права. М., 1997.С.87
3 Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.С.114