Федеративное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение федеративного устройства Российской Федерации, особенностей ее конституционно-правового статуса, а также статуса субъектов, входящих в состав РФ, в т.ч. республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• изучить федеративное устройство Российской Федерации и его особенности;
• рассмотреть конституционно-правовой статус государства;
• рассмотреть особенности конституционно-правового статуса субъектов, входящих в состав РФ, в т.ч. республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Конституционно-правовой статус и особенности
федеративного устройства РФ …………………………………………………..5
§ 1. Особенности федеративного устройства РФ ………………………………5
§ 2. Конституционно-правовой статус РФ ……………………………………..12
Глава 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ ……………………21
§ 1. Конституционно-правовой статус республик в составе РФ ……………...21
§ 2. Конституционно-правовой статус краев, областей и городов
федерального значения …………………………………………………………..26
§ 3. Конституционно-правовой статус автономных образований …………….31
Заключение ………………………………………………………………………..34
Библиографический список ………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

- в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

- в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

- в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.[8]

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам, теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что федеративная природа Российского государства отличается следующими признаками:

1.                       Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федерации, имеют свои конституции, а иные субъекты свои уставы и законодательства. В данных актах закрепляется правовой статус субъектов Федерации.

2.                       Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними.

3.                       Российская Федерация характеризуется наличием единого гражданства.

4.                       Российская Федерация имеет общие для всей страны органы государственной власти.

5.                       Российская Федерация имеет единую денежную и кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

6.                       Российская Федерация, как суверенное государство, строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно с этим, субъекты Российской Федерации так же имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей.

7.                       Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения.

 

§ 2. Конституционно-правовой статус РФ

 

Российская Федерация – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.[9]

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».[10] Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства. Защита прав граждан РФ за границей осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган власти; Правительство, осуществляющее исполнительную власть; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России.[11] Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системы права. Основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы.[12]

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Введение на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Организация денежного обращения возлагается на Центральный банк России, который планирует объем производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, устанавливает признаки платежности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; определяет порядок ведения кассовых операций в РФ.

Расчеты на территории Российской Федерации осуществляются в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Порядок и условия расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации определяются Центральным банком России в соответствии с законодательством.

В Российской Федерации существуют единые правила кредитования и кредитных расчетов.

К числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ.[13] Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса РФ относится ее право на международные отношения с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.[14]

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотъемлемое право на самоопределение, принципы равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципы мирного урегулирования споров, права и свободы человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепризнанные принципы и нормы международного права.

Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с бывшими союзными республиками Союза ССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств.

Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч. 1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.[15]

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР», согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков. Российская Федерация гарантирует всем народам и каждой личности право на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, обучения, воспитания, интеллектуального творчества; равные возможности для сохранения, изучения и развития, равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации; особую заботу и внимание к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований; желательность овладения языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на одной территории.[16]

Важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы – государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральное единство страны и конститу­ционно-правовой статус РФ получили более конкретное и полное за­крепление в конституционном распределении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Исключительную компетенцию РФ, согласно ст. 71 ее Конститу­ции, составляют:

а) в области государственного строительства:

— принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль их соблюдения;

— федеративное устройство и территория РФ;

— регулирование и защита прав и свобод человека; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятель­ности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба;

— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и по­милование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллек­туальной собственности; федеральное коллизионное право;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области государственного развития РФ;

б) в области экономики, социального и культурного развития:

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области экономического, экологического, социального, куль­турного и национального развития РФ;

— установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, ос­новы ценовой политики, федеральные экономические службы, вклю­чая федеральные банки;

— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федераль­ные фонды регионального развития;

— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, рас­щепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

Информация о работе Федеративное устройство РФ