Единство принципов законности и справедливости в современном гражданском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Показана актуальность данной проблемы в современном гражданском обществе. Дано понятие юридической справедливости, её различие в политико-юридическом и морально-психологическом аспектах создания и реализации права.

Файлы: 1 файл

значение законности.pdf

— 137.51 Кб (Скачать)
Page 1
126
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2009. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 347
А.В. Черняева
ЕДИНСТВО ПРИНЦИПОВ ЗАКОННОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Показана актуальность данной проблемы в современном гражданском обществе. Да-
но понятие юридической справедливости, её различие в политико-юридическом и
морально-психологическом аспектах создания и реализации права.
Ключевые слова: принцип справедливости в праве, единство принципов законности и
справедливости, современное гражданское общество.
Одним из наиболее важных выводов истории правовых и политических
учений, от Платона до Ролза, можно считать признание того, что справедли-
вость и несправедливость, с одной стороны, оказывают влияние на право, а с
другой – нуждаются на каждом определенном этапе исторического развития
в большей или меньшей, но необходимой опоре на соответствующее право.
Как один из важных регуляторов поведения человека, эти категории служат
мерой прав, благ личности или социальной группы, основой требований и
оценок с точки зрения определенного класса или общества. В их содержании
закрепились и важнейшие общечеловеческие требования [1]. Право в жизни
общества, будучи государственно санкционированным, должно так или иначе
поддерживать правовыми нормами простые, элементарные требования спра-
ведливости.
Для установления правильного соотношения между справедливостью и
законностью следует прежде всего учитывать их значение как социальных
регуляторов гармоничного отношения личности и общества. Именно такой
характер понимания как справедливости, так и законности установился в
классическом правоведении еще со времен Платона и его диалога «Государ-
ство». Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что деятельность людей, от-
ношения, возникающие между ними, поведение каждого члена общества и
действия отдельных социальных групп требуют регулятивного воздействия,
установления общих правил. Цивилизация выработала множество различных
правил и норм, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вся совокуп-
ность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, со-
ставляет систему нормативного регулирования общественных отношений.
Социальные нормы складываются также в результате установления но-
вых правил поведения. В развитом обществе, в рамках которого функциони-
рует сложная система общественных отношений, путь установления государ-
ством, различными группами и объединениями таковых правил является пре-
обладающим [2].
Система социального регулирования складывается в конкретно-
исторических рамках, она изменяется и совершенствуется вместе с развитием
общества. От страха перед стихийными силами окружающей живой природы
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 2

Единство принципов законности и справедливости…
127
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2009. Вып. 1
человек пришел к безотказному подчинению действий обычаям и запретам,
осознал жизненно необходимое соблюдение определенных правил. Табу, по
существу, выступало единственным механизмом регулирования. В дальней-
шем дифференциация классовой структуры общества обусловливает насы-
щение социальных норм специфичным содержанием и сущностью, определя-
ет их форму и направленность.
Социальные нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение лю-
дей в заранее фиксированных случаях в рамки определенных отношений. В
этом проявляется их неперсонифицированность. Как инструмент обществен-
ного регулирования они выступают внешним регулятором и имеют предпи-
сывающий характер. Эти свойства социальных норм раскрывают их социаль-
ное назначение. Именно в данном контексте и может быть поставлен вопрос
о характере взаимовлияния справедливости и законности.
Еще в XIX в. выдающийся русский правововед В. Г. Щеглов отмечал
взаимосвязь справедливости и права, раскрывающуюся в контексте социаль-
ных отношений: «Вся задача права в обществе, осуществляемая в нем госу-
дарством, сводится к тому, что все общественные отношения регулируются
правом на основании начала справедливости как принципа равной свободы
для всех граждан общества, в котором выражается идея альтруизма как об-
щего базиса личной и общественной жизни человека. Деятельность государ-
ства в юридической жизни общества на начале справедливости вносит во все
общественные отношения тот же альтруистический, нравственный идеал, ко-
торый должен проявляться и в личной жизни каждого. Так личная и общест-
венная жизнь сближаются и взаимно проникаются одним и тем же альтруи-
стическим характером, который сообщает всей деятельности общества и го-
сударства нравственное единство, целостность и гармоничность как условия
наилучшего достижения нравственных идеалов человека» [3. С.67,68].
Отметим, что в истории нравственное понятие справедливости оказы-
вало влияние прежде всего на те законы и правовые нормы, которые были
направлены на охрану элементарных прав и свобод личности, на обеспечение
равенства всех перед законом. Именно в них нравственное понятие справед-
ливости становится действительным фактом права, то есть реализуется в пра-
ве. И несомненно, что коренные этические принципы – справедливость и не-
справедливость – и право оказывают взаимное влияние друг на друга как ре-
гуляторы поведения людей в обществе.
Конечно, это взаимовлияние различно по степени, по формам, но в це-
лом можно признать, что соблюдение установленных правовых норм тем ус-
пешнее в обществе, чем выше убеждение всех (или большинства) членов об-
щества в справедливости господствующих в нем принципов законности и
правопорядка.
Следовательно, законность и правопорядок, в свою очередь, нуждаются
в опоре на принципы справедливости, как на свое моральное обоснование и
подкрепление. Этот вывод подтверждается еще и тем важным обстоятельст-
вом, что, с одной стороны, нравственные понятия справедливости и неспра-
ведливости должны лежать в основе правильной меры наказания и воздаяния,
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 3

128
А.В. Черняева
2009. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
выступая в качестве одного из важнейших критериев правомерности право-
вых норм, а с другой стороны, правосудие, правовое регулирование лишь то-
гда справедливы, когда соответствуют объективной истине. Таким образом,
взаимное влияние справедливости и законности друг на друга отнюдь не дает
оснований считать справедливость и несправедливость преимущественно
правовыми категориями. Они не перестают из-за этого оставаться важней-
шими категориями этики.
По своей форме и по роли, значению в развитии общества законность и
справедливость также существенно различаются. Установление режима за-
конности всегда неотделимо от государства и по форме выступает в виде
свода писаных законов данной государственной власти, охраняемых ее аппа-
ратом, тогда как справедливость и несправедливость в качестве важных эти-
ческих категорий по форме выступают в виде норм поведения, оценки, прин-
ципов, нигде не зафиксированных и охраняемых общественным мнением.
Право влияет на поступки людей путем прямого или косвенного внеш-
него принуждения. Закон, часто выступая или как гарантия против неспра-
ведливостей, или как средство, восстанавливающее справедливость, не всегда
при этом способствует нравственному совершенствованию личности. А
принцип справедливости, как и другие категории нравственности, всегда
действует как внутреннее убеждение, то есть влияет на поведение людей по-
средством морального воздействия. Строгое следование этому принципу все-
гда способствует нравственному совершенству личности.
Справедливость и несправедливость никогда не укладываются в рамки
закона, они охватывают такие человеческие взаимоотношения, которые дале-
ко не всегда находят свое отражение в праве. Например, ложь, клевета, зло-
словие, необоснованное оскорбление в частных разговорах – все это неспра-
ведливость, требующая решительного нравственного осуждения. Но юриди-
ческий закон зачастую остается к этому равнодушным.
Противоречие между справедливостью и законностью нередко возни-
кает и тогда, когда закон, будучи по своей природе справедливым, реализует-
ся формально, без всестороннего учета обстоятельств, жизненной ситуации,
особенностей личности. В этих случаях справедливый закон может высту-
пать в глазах людей как несправедливость. Справедливость требует также,
чтобы факты, к которым применяется норма права, устанавливались в стро-
гом соответствии с действительностью, чтобы к ним применялась именно та
норма, которая их предусматривает.
Сегодня целый ряд проблем и сложностей теоретического характера,
которые возникли при этом, побуждает правоведов вновь и вновь переос-
мысливать классическое философско-правовое наследие, пытаться решать
вопросы философско-правового порядка с учетом современного состояния
проблемы отношения законности и справедливости.
В последних философско-правовых дебатах, проводимых на Западе, ак-
тивно утверждается, что только специфическое содержание справедливости
привязано к характеристикам гражданского общества, поэтому всякая попыт-
ка оценить справедливость как независимую нормативную идею ошибочна
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 4

Единство принципов законности и справедливости…
129
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2009. Вып. 1
[4. Р.114]. «Онтология» справедливости - это лишь образ жизни гражданского
общества. Ее смысл обнаруживается в ценностях общества и не имеет отно-
шения к чему-либо иному.
Для поликультурного общества оптимально понимание права как ин-
ститута, предусматривающего и обеспечивающего сосуществование всех
граждан общества, какими бы они ни были, и принятого всеми членами об-
щества в силу его соответствия в каждом конкретном случае идее справедли-
вости [5. С. 282]. Право перестает быть жесткой системой обеспечения
«средней нормы» добра и справедливости, а превращается в процесс непре-
рывного творчества, органично соединяющего общее и особенное, государ-
ственный и местный уровень [6. С. 224-226].
Результатом этого творчества является компромиссная формула спра-
ведливости. От профессионального юриста требуется не только знание зако-
на, но и контекста, в котором тот применяется. Он должен знать не только
писаное, но и обычное право, традиции и историю местности, в которой вер-
шит суд. Он должен быть всесторонне образованным человеком, обладать
гуманистическим мировоззрением, в основе которого лежит убеждение в том,
что альтернативой гражданского общества в современных условиях является
только тоталитаризм со всеми вытекающими последствиями.
Эти аргументы правоведов преимущественно опираются на понятие
полностью социализированной личности, хотя и не привязывают его кон-
кретно к антиномии между заслугой и правомочием в полной идее справед-
ливости. Они обычно утверждают, что нет определимых человеческих целей,
оторванных от сообщества. Фактический образ жизни в рамках сообщества
не изменяет полностью сформированную, социализированную личность. Со-
общество, скорее, сообщает абстрактной личности форму и содержание, ко-
торых она в противном случае не имеет и без которых все с нею связанное
также является абстрактным, общим и неточным. Хотя личность имеет раз-
ные характеристики в разных сообществах, нет личности вне сообщества.
Человеческое существо, выросшее в изоляции от других человеческих су-
ществ, подобно до-общественному существу Гоббса, приобретает норматив-
ное понятие личности, порождающее идею справедливости, только в резуль-
тате постоянного общения с другими человеческими существами.
Следовательно, как утверждают правоведы этого направления, спра-
ведливость правильно и «не парадоксально» рассматривается с позиции дан-
ного сообщества, так что в принципе не существует более нейтральной и
объективной позиции для ее рассмотрения. Тем не менее, справедливость
сохраняет нормативную значимость, ибо это просто способ нормативного
рассмотрения практики и принципов. И хотя ее содержание составлено из
материала, обнаруживаемого в сообществе, она не просто собирает и включа-
ет все возможные ценности сообщества, но рассматривает и критикует тот
или иной аспект жизни сообщества в контексте целого. Критический настрой
может заставить человека отвергнуть нынешний образ жизни собственного
сообщества, потому что оно отошло от более крупной, более прочной мо-
ральной традиции сообщества или потому, что он распространяет уроки, по-
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 5

130
А.В. Черняева
2009. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
лученные в сообществе, за его пределы. И все же нет и не может быть кон-
цепции личности, а следовательно, и концепции справедливости полностью
вне сообщества.
В отечественной правоведческой науке понятию справедливости,
включая и его отношение с законностью, также уделяется достаточно внима-
ния (см. работы Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца, Д.И. Луковской и др.). Во
многом это связано с преодолением наследия юридического позитивизма,
которое было характерно для развития правоведения в советскую эпоху, ко-
гда работ по вопросам отношения справедливости и законности выходило в
свет сравнительно мало [7-9]. При этом в качестве интегративного понятия,
выражающего взаимозависимость права и нравственности, справедливости и
законности, выступает понятие юридической справедливости.
Как свидетельствует история права, справедливость в сфере правового
регулирования, и особенно в правореализационных процессах, созвучна за-
конности, правильному и юридически обоснованному внедрению правовых
предписаний в жизнь. Законность выступает здесь официальным показателем
совпадения нравственной и правовой оценок в акте реализации права. Вместе
с тем нетрудно заметить (а анализ юридической практики еще более под-
тверждает эту мысль), что законность правоприменительных актов автомати-
чески не вызывает их соответствия человеческим представлениям о справед-
ливости. Нередки случаи вынесения юридически обоснованных, законных
судебных и иных индивидуальных решений, которые с точки зрения общест-
венного мнения и самих правоприменителей не отвечают требованиям нрав-
ственности и морали. А это находит свое выражение в таких показателях, как
стабильность юридической практики, единство понимания и применения
правовых норм, контрольно-надзорная деятельность правоохранительных
органов и т.д. [10. С.15].
Все это позволяет заметить, что законность — основной, ведущий, но
не единственный элемент содержания юридической справедливости. И если
попытаться представить этот элементный состав, то он будет выглядеть как
законность плюс то, что придает нравственную обоснованность правовому
решению. Разумеется, такой чисто количественный подход едва ли всегда
уместен и точен при анализе юридической справедливости, содержание кото-
рой намного сложнее и не во всех случаях способно укладываться в рамки
предлагаемой логической формулы. Но важно учитывать, что справедливость
в сфере права не может замыкаться на законности, ограничиваться формаль-
но правильным как в целом, так и применительно к конкретным юридиче-
ским делам. Очевидно, то «нечто», что придает справедливый характер за-
конному правоприменительному решению, раскрывается в виде нравственно
правильной, обоснованной квалификации общественного отношения. Следо-
вательно, юристу необходимо помнить, что в процессе правоприменения
осуществляется двусторонняя нормативная квалификация общественных от-
ношений – юридическая и нравственная. И только совпадение правовой и
нравственной оценок в правоприменительном решении сообщает последнему
качество юридической справедливости.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 6

Единство принципов законности и справедливости…
131
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2009. Вып. 1
Таким образом, юридическая справедливость представляет собой пра-
вовое закрепление нравственно обоснованного решения по делу. В нем вы-
ражается совпадение режимов законности и справедливости в регулировании
общественных отношений. Это совпадение юридически и морально правиль-
ной оценки в правовом регулировании. Основные параметры, границы юри-
дической справедливости запрограммированы правотворческой деятельно-
стью и находят свое конкретное выражение в источниках права, а также под-
крепляются правоохранительной работой компетентных органов государства
[11. С.11].
Следует различать юридическую справедливость как политико-
юридический и морально-психологический режим создания и реализации
права и справедливость конкретных правотворческих и правоприменитель-
ных актов. В первом значении юридическая справедливость рассматривается
как основанный на нравственных идеалах политико-правовой режим право-
творческой и правореализационной деятельности субъектов права. Это свое-
образная атмосфера политико-правовой жизни общества, складывающаяся на
основе реального претворения в жизнь требований законности и справедли-
вости. Основные параметры этой атмосферы определяются экономической
основой, основными принципами демократии и нравственными идеалами
правового государства. Можно заметить, что это юридическая справедли-
вость, взятая на ее официальном уровне в масштабах гражданского общества.
Во втором значении юридическая справедливость представляет собой
нравственно-правовую оценку урегулирования правом конкретного общест-
венного отношения, то есть реальную меру правильности, истинности юри-
дической и моральной квалификации жизненного случая. Она обеспечивается
точным и последовательным применением законодательства, высоконравст-
венной атмосферой правоприменительного творчества, требованием законно-
сти и справедливости, конкретизированных в субъективных правах и обязан-
ностях участников правового отношения.
Таким образом, справедливость выступает как качественная характери-
стика юридической формы общественных отношений.
В своих трудах Ролз показывает, что принцип справедливости особенно
важен в деятельности правового государства. Определяя роль справедливо-
сти, Ролз утверждает, что «справедливость есть главная добродетель общест-
венных институтов, подобно тому как истина есть главная добродетель науч-
ных систем» [12. Р.5], то есть справедливость – это «главная добродетель»
социальной деятельности человека. В период совершенствования граждан-
ского общества осуществление принципов справедливости выдвигается на
первый план. Справедливость как состояние общества многогранна, она ох-
ватывает формальное равенство граждан в сфере экономики и политики, прав
и обязанностей. Несоответствие в этих отношениях оценивается как неспра-
ведливость, которая, как известно, вызывает пассивность и другие негатив-
ные явления. Чувство же справедливости повышает активность личности, ее
инициативу, служит показателем благополучия общества.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 7

132
А.В. Черняева
2009. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
«Справедливость» имеет парную категорию — «несправедливость».
Устранение несправедливости — одно из средств утверждения справедливо-
сти. Именно по этому пути идут сегодня законодательство и практика. Этим
«замыкается» и большинство теоретических работ. Юридическая справедли-
вость может стать действительной при неуклонном соблюдении всех объек-
тивно присущих правовому государству и провозглашенных обществом
принципов. Именно в соответствии деклараций и реальности — высшая
справедливость. В институте юридической справедливости сфокусированы
принципы и нормы, утверждающие равенство субъектов. Сегодня нормы
права — средство, метод, способ борьбы за справедливость, ее гарантия. Не
меньшее значение имеют и иные социальные нормы, а их роль юристами
учитывается явно недостаточно. В конечном же итоге предназначение права
видится в поддержании такого порядка, такого режима, когда для несправед-
ливости не оставалось бы места ни в одной сфере общественной жизни.
В современных условиях развития российского государства в связи с
возрастающим значением общечеловеческих факторов юридическая справед-
ливость возведена в основополагающий и по существу конституционный
принцип организации и функционирования всех звеньев демократии, органи-
зации и осуществления взаимосвязей государства, общества и личности.
Именно в условиях правового государства юридически признанная и гаран-
тированная справедливость существует как социальное явление в форме за-
кона, находит в нем свое выражение и закрепление [13. С.77,78].
Принцип юридической справедливости лежит в основе системы право-
вых форм деятельности государства. Проблема этих форм чрезвычайно дис-
куссионна. Нет единства не только в их количественном, но и в терминоло-
гическом обозначении и наименовании. Правовые формы деятельности госу-
дарства связаны с обслуживанием сугубо «правовых» сторон функциониро-
вания государственной власти. Они не связаны с непосредственным и опера-
тивным социально-политическим и хозяйственным строительством. В обоб-
щенном виде их особенность заключается в том, что они: 1) реализуются
специальным кругом субъектов; 2) функционально ограничены фактическим
проведением в жизнь требований правовых норм; 3) основываются на нор-
мах, функционально предназначенных регламентировать их деятельность;
4) реализуются в рамках специфических правоотношений, нацеленных на
осуществление властных полномочий; 5) имеют «надведомственный» харак-
тер пределов функционирования и могут распространяться на все звенья ме-
ханизма государства; 6) выражаются в сугубо правовых или организационно-
правовых последствиях (правовых актах) как результатах их деятельности.
С точки зрения этих особенностей можно выделить лишь три правовые
формы, в рамках которых государство непосредственно взаимодействует с
правом, претворяя в жизнь свои веления посредством издаваемых (прини-
маемых) актов: а) правотворческую деятельность; б) учредительную деятель-
ность; в) правоприменительную деятельность. Юридическим последствием
первой формы является издание нормотворческих актов, второй – создание
(учреждение) новых звеньев государственных органов, третьей – фактическое
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 8

Единство принципов законности и справедливости…
133
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2009. Вып. 1
разрешение от имени государства конкретных дел и правовых ситуаций на
основе принимаемых индивидуальных актов. Все эти формы функционально
опосредуются специфическим кругом норм материального и процедурно-
процессуального характера, которые условно можно именовать нормотворче-
скими, учредительными, правоприменительными.
Особенно четкое выражение принцип справедливости находит в право-
вом регулировании, где такие его требования, как объективность, бескорыст-
ность, беспристрастность, уважение к закону и законности, индивидуализа-
ция оценки деяния обязанных лиц, честность, уважение к правам личности,
незыблемость и обеспечение интересов общества, государства и личности и
т. д., находят свое осуществление и служат нормой деятельности по упорядо-
чению конкретных отношений [14. С.44].
Подводя некоторые итоги и в целом характеризуя нормативную систе-
му, действующую в обществе, следует отметить, что законность и справедли-
вость как социальные регуляторы имеют общее содержание. Это их норма-
тивность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом,
мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нор-
мативные регуляторы в систему, позволяет осуществить их комплексное изу-
чение и усовершенствование. Действенность этих регуляторов (и здесь мы
также возвращаемся к точке зрения Ролза) является следствием общих прин-
ципов нравственности, их своего рода воплощением. И в то же время единст-
во законности и справедливости в системе нормативного регулирования об-
щественных отношений позволяет сделать принципы справедливости осуще-
ствимыми в реальных условиях.
Нормативная система в обществе – это действительно целостная систе-
ма, так как кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет
четкие связи между ними, а эти связи в свою очередь имеют соответствую-
щие характеристики. Характер этих связей проявляется с наибольшей полно-
той в действии нормативной системы. При этом вся система нормативных
регуляторов выполняет вполне определенные, необходимые обществу функ-
ции. Она всегда обладает функциональной целесообразностью и прежде все-
го рассматривается как средство регуляции поведения личности, средство
влияния на сознание человека. С помощью социальных норм общество фор-
мирует, оценивает, поддерживает, защищает необходимый, обеспечивающий
его существование и развитие тип общения, поведения и сознания личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгаков В.В. Концепция справедливости в праве: автореф. дис. … канд. юрид.
наук. – Белгород, 2002.
2. Власова М.В. Право собственности и социальная справедливость: теоретико-
историческое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
3. Щеглов В. Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях. – Ярославль,
1888.
4. Dworkin R. Law`s Empire. – Cambridge, 1986.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Page 9

134
А.В. Черняева
2009. Вып. 1
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
5. Галиндо Ф. Культурная среда и понятие права / Ф. Галиндо, А.И. Александров,
Э.В.Кузнецов // Вызов закону XXI века: сб. науч. ст. – М., 1998.
6. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. – М., 1994.
7. Сергейко П. И. Законность, обоснованность и справедливость судебных актов. –
Краснодар, 1974.
8. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. – М., 1977.
9. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. – Л., 1980.
10. Вязов А.Л. Принцип справедливости в современном российском праве и право-
применении: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2001.
11. Беланова Г.О. Понятие юридической справедливости как основания правопри-
менительного акта: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2003.
12. Rawls J. A Theory of justice. – London: Oxford univ.press, 1971.
13. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
14. Дмитриев Ю.А. Гражданин и власть. / Ю.А. Дмитриев, А.А. Златопольский. – М.,
1994.
Поступила в редакцию 15.12.08
A.V. Chernyayeva, senior staff member
Unity of principles of legality and justice in the modern civil society
The urgency of this problem in the modern civil society is shown. The author gives the
concept of legal justice, differentiating it as legal and psychological systems of making and
implementing law.
Черняева Анна Викторовна, ведущий специалист ОАО «Русал»
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: Anna.Chernyayeva@rusal.com
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

Информация о работе Единство принципов законности и справедливости в современном гражданском обществе