Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности защиты прав потребителей в договоре розничной купли-продажи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие договора купли-продажи и его условия;
- рассмотреть понятие договора розничной купли-продажи;
- проанализировать виды договоров розничной купли-продажи;
- охарактеризовать особенности защиты прав граждан-потребителей по договору розничной купли-продажи;
- раскрыть права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи.

Файлы: 1 файл

Договор розн купли-продажи.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное  наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять  потребителю необходимую и достоверную  информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- сведения о качестве  и безопасности товаров, работ  или услуг;

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых  должны соответствовать товары (работы, услуги);

- сведения об основных  потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если  он установлен;

- указания на цену  и условия приобретения товаров  (работ, услуг);

- правила и условия  эффективного и безопасного использования  товаров (работ, услуг);

- срок службы или  срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей;

- место нахождения  изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации  (организаций), уполномоченной изготовителем  (продавцом) на принятие претензий  от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

- информацию о сертификации  товаров (работ, услуг), подлежащих  обязательной сертификации, а также  о правилах продажи товаров  (выполнения работ, оказания услуг).

Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), а информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации.

Согласно п. 3 ст. 495 ГК покупатель, которому не предоставлена  возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.15

В ст. 12 Закона о защите прав потребителей ответственность  изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) установлена в зависимости от вида правонарушения. Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

- приобретение товара (работы, услуги), не обладающего  необходимыми потребителю свойствами, - потребитель вправе расторгнуть  договор и потребовать полного  возмещения убытков;

- невозможность использования  приобретенного товара (работы, услуги) по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;

- причинение вреда  жизни, здоровью и имуществу  потребителя - он вправе требовать  от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда в порядке,  предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона о защите прав потребителей. Пунктом 1 ст. 16 Закона о защите  прав потребителей предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными;16

- возникновение недостатков  товара (работы) после передачи его  потребителю - он вправе предъявить  продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные  п. 1-4 ст. 18 Закона о защите прав  потребителей, а исполнителю - требования, предусмотренные п. 1 ст. 29 данного Закона.

Убытки, возникшие у  потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные им, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, исполнителем) в полном объеме. При этом не обязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК).

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 16 рассматриваемого Закона запрещается  обусловливать приобретение одних  товаров (работ, услуг) обязательным приобретением  иных товаров (работ, услуг). Имеется  в виду навязывание потребителю товаров "в наборе", "заказе" или услуг "в комплексе". Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - "комплектом" согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров (работ, услуг) за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют "ущемление" прав потребителей. С другой стороны, продавцу (исполнителю) запрещается без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги за плату. Закон в данном случае предоставляет право потребителю, получившему подобные услуги без согласования дополнительных условий, требовать возврата уплаченных продавцу (исполнителю) сумм. 

Например:

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации  С., рассмотрев жалобу Ю. на решение  Центрального районного суда г. Челябинска от 6 июня 2011 года и решение судьи Челябинского областного суда от 24 июня 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Ю., установил:

Постановлением  руководителя Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ № 1 по Центральному административному округу г. Челябинска директор ООО «Голд-2002» от 22 апреля 2011 года Ю. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных праве нарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда в сумме 3000 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 6 июня 2011 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 24 июня 2011 года, указанное выше постановление оставлено без изменения.

Постановление руководителя Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ № 1 по Центральному административному округу г. Челябинска от 22 апреля 2011 и вышеуказанные судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

Как усматривается  из материалов дела, в отношении  директора ООО «Голд-2002» в отношении  Ю. был составлен акт от 14 апреля 2011 года и протокол от 17 апреля 2011 года об административном правонарушении за продажу одного золотого крестика на сумму 1000 рублей приемщиком-кассиром без применения контрольно-кассовой машины.

Принимая решение  по делу, суд указал, что по данному  правонарушению к административной ответственности привлекается должностное  лицо за невыполнение правил применения контрольно-кассовой машины приемщиком-кассиром ООО «Голд-2002».

Факты, свидетельствующие  о неисполнении или ненадлежащем исполнении Ю. своих обязанностей, повлекшие  неприменение приемщиком-кассиром контрольно-кассовой машины при продаже товара, в материалах дела не имеется.

Из материалов дела видно, что контрольно-кассовая машина в ломбарде имелась и находилась в исправном состоянии. Была допущена к использованию, соответствовала  техническим требованиям, зарегистрирована в налоговом органе.

Доказательств того, что Ю. давала указание приемщику-кассиру в неприменении кассового аппарата, в материалах дела не имеется.

В связи с  изложенным постановление Инспекции  Министерства по налогам и сборам РФ № 1 по Центральному административному округу г. Челябинска  от 22 апреля 2011 года, решение Центрального районного суда г. Челябинска от 6 июня 2011 года и решение судьи Челябинского областного суда от 24 июня 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Ю. нельзя признать законными.

Руководствуясь  п. 2 ст. 24.5, ст. 30.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: постановление Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ № 1 по Центральному административному округу г. Челябинска от 22 апреля 2011 года, решение Центрального районного суда г. Челябинска от 6 июня 2011 года и решение судьи Челябинского областного суда от 24 июня 2011 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Ю. состава административного правонарушения.17

Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 данного закона требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Правила, касающиеся установления гарантийных сроков и сроков годности, определены ст. 5 Закона о защите прав потребителей. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы, под которым понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей.

Если товар  длительного пользования, в том  числе комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), по истечении определенного  периода может представлять опасность  для жизни, здоровья потребителя  или причинять вред его имуществу либо окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать срок службы. Изготовитель также обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, поскольку по его истечении данные товары считаются непригодным для использования по назначению. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

Изготовитель  вправе устанавливать на товар гарантийный  срок, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.18

Продавец  может установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем, а также принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем. Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.

 

3. Права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи

 

Согласно ст. 454 и 492 ГК основной обязанностью продавца является передача покупателю в собственность вещи (товара). Закон предъявляет единые требования к передаваемой вещи с точки зрения ее качества и комплектности, а если передаче подлежат вещи, определяемые родовыми признаками, - также количества и ассортимента. Вместе с тем, учитывая особенности договора розничной купли-продажи, ГК и Закон о защите прав потребителей устанавливают ряд дополнительных гарантий охраны прав покупателей.

Качество товара должно соответствовать договору, а если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. При этом по соглашению сторон продавец может передать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец должен руководствоваться обычно предъявляемыми требованиями.

В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных  ст. 503 ГК и ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Он вправе по своему выбору потребовать:

- либо замены недоброкачественного  товара товаром надлежащего качества;

Информация о работе Договор розничной купли-продажи