Договор мены

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Договор мены — один из самых древних институтов гражданского права. Обращение вещей (переход их из хозяйства в хозяйство) имело место еще до появления денег и представляло собой непосредственный обмен вещи на вещь (так называемую мену). Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только что переходившего от натурального хозяйства к меновому. Роль договора мены ( permutatio) как предшественника договора купли-продажи (emptio et venditio) подчеркивалась еще римскими юристами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..1-2
I.ДОГОВОР МЕНЫ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ………………………………………………………………….3
1)Понятия и признаки договора мены…………………………….3-8

2)Соотношение понятий «договор мены» и «бартерная сделка»..8-12
II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА МЕНЫ…………………..12
1)Субъекты договора мены………………………………………..12-15
2)Предмет договора мены………………………………………….15-20
3)Права и обязанности сторон……………………………………..20-25
4)Форма договора мены…………………………………………….25-28
III. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА МЕНЫ……………………………………………………………………29-32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.07 Кб (Скачать)

Иллюстрацией к  сказанному могут служить положения, содержащиеся в известном Указе  Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном  регулировании внешнеторговых бартерных  сделок». В соответствии с данным Указом «под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при  осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен  эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (далее именуются - бартерные  сделки). К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие  использование при их осуществлении  денежных или иных платежных средств. Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены» (курсив наш. - В.В.).

Таким образом, Указ расценивает как договор мены не только сделки, по которым каждая из сторон обязуется передать в собственность  другой стороны один товар в обмен  на другой, как это предусмотрено  ГК (п. 1 ст. 567), но также и любые  иные сделки, не предусматривающие  использования денежных средств. Если следовать Указу, то в разряд договоров  мены попадут все договоры, по которым  расчеты за товары, работы, услуги производятся не путем их оплаты, а предоставлением  опять же товаров, работ, услуг. Однако такое необоснованное расширение сферы  действия договора мены противоречит нормам ГК об этом договоре. В ГК имеется  специальное положение, согласно которому в случае противоречия указа Президента  Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному федеральному закону подлежит применению Гражданский  кодекс или соответствующий закон (п. 5 ст. 3 ГК). Следовательно, в этой части  названный Указ не подлежит  применению, а так называемые бартерные сделки никак не могут совершаться «путем заключения двустороннего договора мены», как это предлагается в  Указе.

Как же квалифицировать  правоотношения, подпадающие под  используемое в Указе понятие  «внешнеторговая бартерная сделка»?  Очевидно, что в качестве договора мены могут рассматриваться только те сделки, которые предусматривают  обмен одного товара на другой. В  остальных же случаях, когда вместо расчетов за товары, работы, услуги предусматриваются  выполнение работ, оказание услуг, передача исключительных прав и т.п., сделки должны квалифицироваться как смешанные договоры. К таким правоотношениям подлежат применению положения, предусмотренные п. 3 ст. 421 ГК, согласно которым стороны могут заключить договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор); к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или сугцества смешанного договора.

Как видим, положения  ГК о смешанном договоре также  не оставляют места указам Президента и постановлениям Правительства  Российской Федерации в регулировании  таких договоров. Это немаловажное обстоятельство для правоприменительной  практики, учитывая, что в Указе  Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 предпринята  попытка регламентировать форму  и содержание таких договоров (т.е. внешнеторговых бартерных  сделок). Так, например. Указом предусмотрено, что  договор должен оформляться в  виде одного документа (что, ко всему  прочему, противоречит п. 2 ст. 434 ГК); что  он должен включать в себя следующие  условия: номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта  товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора (п. 2). Вероятно, имелось в виду сделать названные условия существенными условиями всех договоров, подпадающих под понятие «внешнеторговая бартерная сделка». Однако и эта попытка оказалась неудачной. Следует заметить, что в практике Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации так называемые бартерные контракты, предусматривающие обязательство одной из сторон по поставке товаров в счет оплаты полученных товаров (как особую форму расчетов за переданные товары), никогда не рассматривались и не рассматриваются в качестве договора мены. Так, например, одно из дел МКАС, по которому в счет бартерного контракта истец поставил ответчику товары, принятые по поручению ответчика третьим лицом без каких-либо замечаний по количеству и качеству. Свое обязательство по контракту о поставке истцу товаров на стоимость, равную стоимости поставленного истцом товара, ответчик не выполнил. В отзыве на иск ответчик заявил, что поставленный истцом товар был некачественным, в связи с чем он не мог быть использован по назначению. Соответствующих доказательств  своего утверждения он не представил. Вынося решение, МКАС признал, что невыполненное обязательство ответчика поставить товар в обмен на полученный им трансформировалось в денежное обязательство. Поэтому с ответчика взыскана стоимость поставленного ему истцом товара. В соответствии с условиями контракта с ответчика взыскана также неустойка за невыполнение им обязательства по поставке товара.

Что же касается Указа  Президента РФ от 18 августа 1996 г., то его  основные цели лежат в сфере таможенного  законодательства. В этой области  он и подлежит применению.

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ  ДОГОВОРА МЕНЫ

Для характеристики договора мены с целью выявления  его существенных признаков по сравнению  с другими типами гражданско-правовых договоров, составляющих единую категорию  договоров на передачу имущества, используется, как и в случае с договором  купли-продажи, понятие «элементы  договора». Под элементами договора, как мы уже отмечали, обычно понимаются: субъекты договора, его предмет, форма договора, со­держание договора (права и обязанности сторон).

  СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА  МЕНЫ

Договор мены носит  универсальный характер и может  применяться для регулирования  правоотношений с участием любых  лиц, признаваемых субъектами гражданских  прав (прежде всего права собственности и иных ограниченных вещных прав, а также обязательственных прав); граждан, юридических лиц, а также публично-правовых образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Правда, в юридической  литературе высказывалось мнение о  недопустимости участия в договоре мены государства и иных публично-правовых образований; мнение это, надо сказать, ни на чем не основано и ничем  не аргументировано. В самом деле, разве можно признать в качестве серьезного аргумента, например, довод, выдвинутый И.В. Елисеевым: «выступление государства в гражданско-правовом договоре мены невозможно, поскольку  натуральный обмен противоречит основным принципам бюджетного устройства страны».

Напомним, что в  соответствии с ГК (п. 1 ст. 124) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения, - а также городские, сельские поселения и другие муниципальные  образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Исходя из этого, например, нередко осуществляется обмен зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в целях размещения соответствующих органов власти и управления, а также государственных и муниципальных учреждений. Как можно ставить под сомнение такого рода сделки?

ГК (гл. 31) не предъявляет  никаких специальных требований к субъектам договора мены. Однако нельзя не учитывать, что передача имущества  другому лицу в обмен на иное имущество  является одной из форм распоря­жения имуществом. Поэтому каждая из сторон, участвующая в договоре мены, по общему правилу должна быть собственником обмениваемого имущества либо обладать иным ограниченным вещным правом, включающим в себя правомочие по распоряжению соответствующим имуществом.

Например, таким правомочием  наделен субъект права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное  унитарное предприятие), которое  вправе распоряжаться (в том числе  путем обмена) закрепленным за ним  имуществом с учетом предусмотренных  законом ограничений. В частности, для заключения договора мены в отношении  недвижимого имущества требуется  согласие собственника (ст. 295 ГК); распоряжение имуществом должно осуществляться унитарным  предприятием в рамках его целевой  правоспособности (ст. 49 ГК). Напротив, учреждение как субъект права  оперативного управления, не вправе распоряжаться  закрепленным за ним имуществом.  Однако, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и может быть обменено последним на другое имущество по своему усмотрению (ст. 298 ГК). 

В случаях, предусмотренных  законом или договором, правомочия по распоряжению имуществом могут быть предоставлены лицу, не являющемуся  субъектом права собственности  или иного ограниченного вещного  права на это имущество. В частности, при осуществлении обмена имущества во исполнение договора комиссии стороной по договору мены этого имущества является комиссионер, действующий от своего имени (ст. 990 ГК); в таком же порядке заключает договор мены агент, действующий от своего имени по поручению и за счет принципала на основании агентского договора (п. 1 ст. 1005 ГК); право на заключение сделок от своего имени (в том числе в качестве стороны договора мены) предоставлено также доверительному управляющему в отношении имущества, переданного ему по договору доверительного управления (п. 3 ст. 1012 ГК).

Как уже отмечалось, в качестве стороны по договору мены могут выступать государство (Российская Федерация и субъекты Российской Федерации), а также муниципальные  образования в части обмена государственного или муниципального имущества, не закрепленного  за юридическими лицами. Возникающие  при этом правоотношения будут регулироваться нормами, определяющими участие  юридических лиц в гражданских  правоотношениях (ст. 124 ГК), а стало  быть, и нормами о договоре мены.

Граждане могут  заключать договоры мены с учетом общих требований, предъявляемых  к их правоспособности и дееспособности.

Таким образом, стороной по договору мены может быть всякое физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом гражданских  прав и обязанностей. Приобретая товар  у контрагента по договору мены, каждая из сторон этого договора по общему правилу становится его собственником. Однако в некоторых случаях, предусмотренных  законом или договором, субъект  договора мены не приобретает права  собственности на полученный товар.

К числу таких  субъектов относятся, во-первых, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения  либо оперативного управления (казенные предприятия) на закреп­ленное за ними имущество, а также учреждения (субъекты права оперативного управления). Совершая договоры мены какого-либо имущества, они приобретают на имущество, полученное в обмен на то, которое было передано контрагенту, соответствующее ограниченное вещное право, собственником же товара становится лицо, являющееся собственником имущества, закрепленного за указанными юридическими лицами.

Во-вторых, не становятся собственниками приобретенных по договору мены товаров также граждане или  юридические лица, наделенные полномочиями на совершение указанных действий от своего имени в силу договора комиссии, агентского договора или договора доверительного управления.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА МЕНЫ

Предметом договора мены являются действия  каждой из сторон по передаче в собственность (хозяйственное  ведение, оперативное управление) другой стороны обмениваемого товара. Как  и в случае с договором купли-продажи, мы исходим из того, что предмет  договора мены включает в себя два  рода объектов: объектом первого рода служат действия обязанных лиц по передаче друг другу обмениваемых товаров; объектом второго рода являются сами обмениваемые товары.

ГК (гл. 31) не содержит специальных правил, регламентирующих предмет договора мены, поэтому его  регулирование осуществляется нормами  о купле-продаже (гл. 30 ГК), если это  не противоречит существу мены (п. 2 ст. 567 ГК).

Условия о предмете договора мены относятся к числу  существенных условий этого договора, как, впрочем, и всякого гражданско-правового  договора (п. 1 ст. 432 ГК).  

Если говорить об отдельных объектах, составляющих предмет  договора мены, то необходимо подчеркнуть, что отсутствие в тексте договора условий (пунктов), определяющих объект первого рода (действия обязанных  сторон), которые, безусловно, относятся  к числу существенных условий  договора мены, не влечет за собой признание  договора мены незаключенным, поскольку  указанные условия будут определяться соответствующими диспозитивными нормами  о купле-продаже.

Так, в случаях, когда  из договора мены не вытекают обязанности  сторон по доставке или передаче обмениваемых товаров в месте нахождения контрагента, обязанность каждой из сторон передать обмениваемый товар считается исполненной  в момент сдачи товара перевозчику  или организации связи для  доставки его контрагенту, если договором  не предусмотрено иное (п. 2 ст. 458 ГК). Срок исполнения обязанности передать обмениваемый товар определяется договором мены, а если договор не позволяет определить этот срок, - в соответствии с правилами, предусмотренными  ст. 314 ГК, т.е. в разумный срок после возникновения обязательства, а по его истечении - в семидневный срок со дня предъявления требования о передаче товара (п. 1 ст. 457 ГК).

Информация о работе Договор мены