Дигесты Юстициана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Дигесты Юстиниана или иначе их называют Пандекты - монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это - неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права.

Файлы: 1 файл

дигесты юстиниана.docx

— 29.08 Кб (Скачать)

Тема 5. Дигесты Юстиниана.

 

1.Общая  характеристика и структура Дигест.

 

Дигесты Юстиниана или иначе их называют Пандекты - монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это - неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права1.

Покончив  с конституциями, Юстиниан решил  приступить к кодификации права, содержавшегося в сочинениях юристов  классического периода. Мысль об этой работе была еще у императора Феодосия II: он хотел выборки из сочинений  юристов присоединить к существующим титулам своего Кодекса. Но ему не удалось осуществить этого намерения. Его современник Валентиниан III, побуждаемый сходными стремлениями, издал упомянутый выше закон, устранивший лишь в небольшой степени трудность пользования сочинениями юристов. С тех пор в этой области не было сделано ничего, чтобы облегчить это пользование.

Главные затруднения при пользовании  классиками во времена Юстиниана  заключались в следующем: во-первых, не по силам людям того времени  было усвоение всего материала, содержавшегося в сочинениях классических юристов, даже при ограничениях, установленных  законом Валентиниана III; во-вторых, сочинения менее популярных авторов были малодоступны; в-третьих, некоторые институты или отдельные правила устарели и перестали применяться вполне или отчасти; в-четвертых, в сочинениях классических юристов было много спорных юридических вопросов (контроверз), оставшихся без разрешения. Чтобы взяться за их разрешение, а также, чтобы выбрать из сочинений то, что еще сохраняло силу, нужно было такое научное развитие, каким не обладали юристы времен Юстиниана.

По всем вышеперечисленным причинам Юстининан решился кодифицировать право. С этой целью он учредил в 530 г. (15 декабря) комиссию из 16 человек под председательством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых школ. Составители дигест позднее стали называться компиляторами. Этой комиссии поручено было составить сборник в 50 книг, который бы назывался Digesta, или Pandectae. В состав этого сборника должны были войти выдержки из сочинений классических юристов, которых, по словам самого Юстиниана, было собрано до 2000 книг (tibri). Этой комиссии даны были широкие полномочия изменять текст сочинений, выбрасывать то, что уже не применялось в жизни, и исключать места противоречивые2.

О работах  самой комиссии надо сказать следующее. Система, по которой был распределен  в Дигестах весь материал, была заимствована из Кодекса Юстиниана и преторского эдикта, или, вернее, из Комментария Ульпиана к преторскому эдикту. Согласно предписанию Юстиниана Дигесты разделялись на 50 книг, а каждая книга делилась на титулы. Титулы получили заглавия, соответствующие их содержанию. Каждый титул составлялся из отрывков (фрагментов), взятых из сочинений классических юристов. Отрывки эти снабжены указанием, из какого сочинения и какого юриста они взяты. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок.

Благодаря механическому характеру работы комиссии, они были приведены к  концу быстрее, чем ожидал Юстиниан: именно через три года сборник, названный  Digestu или Pandectae, был готов; 16 декабря 533 г. он был опубликован, а 30 декабря того же года он должен был уже вступить в силу и заменить собой все прежде бывшие в употреблении сочинения юристов. Юстиниан запретил ссылаться в судах на эти сочинения или на основании их делать в Дигестах или других его сборниках (Кодексе и Институциях) какие-нибудь поправки. Мало того: он запретил даже писать какие-нибудь толкования (commentarii, interpretationes) к этим сборникам. Во всех сомнительных случаях единственным толкователем законов мог быть только император, к которому судья и должен был обращаться за разъяснением.

Что касается структуры Дигестов Юстининана, то его можно представить следующим образом:

1. Общие  понятия, история источников права,  учреждения и лица с их правоспособностью  и дееспособностью (кн. 1);

2. Суд,  процесс, иски (кн. 2 - 4);

3. Наследство  и имущественные отношения (кн. 5 - 11);

4. Купля-продажа  (кн. 12 - 19);

5. Залоговое  право (кн. 20 - 22);

6. Имущественные  отношения супругов (кн. 23 - 25);

7. Опека  и попечительство (кн. 26 - 27);

8. Завещания,  наследование по закону (кн. 28-38), пятая часть текста;

9. О рабстве  (кн. 40);

10. Вербальные  контракты (кн. 45 - 46);

11. О преступлениях  и наказаниях - «страшные книги» (кн. 47 - 48);

12. Разъяснение  терминов и некоторых общих  понятий (кн. 50)3.

 

 

2. Общие понятия права по Дигестам.

 

Согласно  Дигестам Юстиниана, изучая право, «надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (ius). Право получило свое название от «правосудия» (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом»4.

По Дигестам право делиться на публичное и  частное. К публичному праву относится положению римского государства, а к частному относится польза отдельных лиц. Так же можно сказать, что существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, в первую входит, естественные предписания, во вторую, предписании народов и в третью, цивильные предписания. В данном случае речь идет о естественном праве, праве народов и о цивильном праве. Под естественным правом понимается, право по «…которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права»5. Под правом народов понимается, право которое распространяется только в отношении людей, а так же их взаимоотношение. Что же касается цивильного права, то из дигеста следует, что «цивильное право – это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов»6

Суть  права по Дигесту исходил из следующего постулата «жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит».

Слово «право»  употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что  всегда является справедливым и добрым – каково естественное право. В другом смысле «право» – это то, что  полезно всем или многим в каждом государстве – каково цивильное  право.

 

3. Правовое  положение лиц по Дигестам.

 

По Дигестам Юстиниана следует, что «основное деление, относящееся к праву лиц, заключается в том, что все люди суть или свободные, или рабы», таким образом люди делились на свободных и рабов.  Итак, главный принцип определения статуса личности по Дигестам, это то, что одни люди выступают как субъекты права (свободные), другие - как объекты права (рабы). В связи с этим вырабатывались определения свободы и рабства: 

  1. Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.
  2. Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе.

         Отсюда - свобода есть мера автономного поведения, рабство - мера дозволенного поведения. Юридическим выражением и того и другого выступает категория правоспособность. Иными словами, правоспособность - это мера свободы или зависимости человека, причем наличие или отсутствие правоспособности означало наличие или отсутствие свободы. Более того, полнота правоспособности обеспечивала ту или другую степень независимости человека в римской общине, ибо она была связана с правовыми состояниями (status) человека: состоянием свободы ( status libertatis ), состоянием гражданства ( status civitatis ), семейным состоянием ( status familiae )7.  

Только тот, кто обладал всеми тремя состояниями был полностью правоспособным. Отпадение какого-либо состояния уменьшало объем правоспособности. Отсутствие всех трех состояний означало, что человек является рабом.

Как было отмечено, с точки зрения состояния свободы, все население делилось на свободных и рабов. Причем в положении рабов не было различий, а вот свободные люди делились на свободнорожденных и вольноотпущенных. Следовательно, рассматривая объем правоспособности с точки зрения данного статуса, необходимо знать правила, регулирующие положение указанных групп населения.

Свободнорожденные ( ingenue ) - это те, кто рождаются свободными. Они могут быть рождены как от свободнорожденных, так и от вольноотпущенных, причем и те, и другие будут считаться свободнорожденные.

Если же один из родителей раб, то действует принцип, что дитя следует состоянию матери: если она свободна, то свободен родившийся. Дигесты содержат правила, детализирующие этот принцип применительно к возможному изменению состояния матери в период от зачатия до родов. Свободнорожденные - это родившиеся от свободной матери; достаточно, чтобы она была свободной во время рождения, хотя бы она зачала, будучи рабыней. И наоборот, если она зачала, будучи свободной, а ко времени родов сделалась рабыней, то признано, что рожденный является свободным независимо от того, зачала ли она, состоя в законном браке или вне брака, ибо бедствия матери не должны вредить тому, кто находится во чреве8.

Что же касается вольноотпущенных, Дигесты не раскрывают правовое положение этих лиц, однако институция Юстиниана говорит нам, что Вольноотпущенные (libertinis) - это люди, отпущенные на свободу из законного рабства. Институции следующим образом описывают способы отпущения на свободу: «Производится отпущение на свободу многими способами: именно, или согласно священным постановлениям, в церковных собраниях, или посредством виндикты, или в присутствии друзей, или письменно, или посредством духовного завещания, или посредством другой какой угодно последней воли».

Согласно Дигестам рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе.

Основания возникновения рабского состояния бывали различны в разные эпохи: для древности характерна продажа в рабство за долги, обращение в рабов общины лиц, совершивших тяжкие преступления; с течением времени главным основанием становится захват в плен в условиях войны. 

Основаниями же прекращения рабского состояния является смерть или отпущение  на свободу.

Основные принципы регулирования личного и имущественного аспектов рабского состояния ясно изложены в следующем фрагменте Дигест (Д.1.VI.1.): «(Гай) #19. Находятся во власти хозяев рабы, и эта власть относится к праву народов: ибо у всех народов мы можем одинаково наблюдать, что хозяева имеют над рабами власть жизни и смерти; и то, что приобретается посредством раба, приобретается господином».

Из приведенного следует, что право  не признает за рабом атрибутов личности: раб есть вещь ( servi res sunt); право хозяина - это право собственности на “говорящее орудие”. Следовательно раб не может иметь семьи, не может создать брака, не может иметь детей. Даже если господин за ненадобностью оставляет раба, он не обретает личности, но становится бесхозяйной вещью ( res nullis ), и любой вправе завладеть ею. В древности господство над рабом ничем не было ограничено: раба можно было продать, подарить, сдать в наем, обменять на что угодно; можно было убить и по любому поводу наказывать (Катон Старший, при всем величии этой незаурядной личности, наказывал ремнем прислуживающего за столом всякий раз, когда допускалась малейшая оплошность и держал рабов в такой строгости, что один из них повесился, когда узнал, что хозяин не одобрил совершенную им сделку).

 

1 Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., Юридическая литература, 1988. Стр . 87..

2 Сборник документов по всеобщей истории государства и права. // Сост. К.Г. Ливанцев. - Л. 1977.

3 Учебник для вузов//Всеобщая история государства и права. Под редакцией Графского. М., 2007. Стр. 120..

4 Дигесты Юстиниана. М., 2002.

5 См. там же.

6 См. там же.

7 Хрестоматия   по   истории   государства   и   права  зарубежных  стран.   //   Под   ред.  З.М. Черниловского.  М., 2007.

8 Памятники римского права. Институции Юстиниана. М., 1998.

9 Дигесты Юстиниана. М., 2002.


Информация о работе Дигесты Юстициана