В качестве гестора
рассматриваемого обязательства не
могут выступать физические и
юридические лица, для которых
действия в чужом интересе без
поручения являются одной из целей
их деятельности либо необходимость выполнения
которых прямо предусмотрена законом,
в частности, государственные и муниципальные
органы, опекуны (попечители), добровольные
пожарные, отдельные общественные организации
и т.д.
С учетом объема
дееспособности граждан, а также при отсутствии средств у
физических и юридических лиц - доминусов
возмещение реального ущерба гестору
полностью или частично может быть возложено
на других лиц (родителей, усыновителей,
опекунов, попечителей, учредителей (участников,
членов) юридических лиц соответствующих
организационно-правовых форм).
Малолетние и
недееспособные граждане могут быть
признаны гестором только в случаях
совершения ими действий по спасанию
жизни граждан и имущества физических и юридических
лиц, с учетом чего автором предлагаются
соответствующие дополнения нормы ст.980
ГК.
Блок-схема
Пояснительная
записка
Полномочие составляет
необходимую предпосылку для
возникновения и осуществления
представительства. Можно констатировать,
что полномочие представителя представляет
собой совокупность прав и обязанностей,
которые получает представитель в силу
своего статуса из договора, доверенности,
закона, обычаев делового оборота для
осуществления представительства.
Деятельность
без полномочий или с превышением
их пределов может иметь серьёзные юридические последствия
для лица, выступающего в качестве представителя.
Если представляемый впоследствии прямо
не одобрит сделку, она считается заключённой
от имени и в интересах представителя
(ст.183 ГК РФ). Поэтому именно он будет нести
перед контрагентом по данной сделке все
обязанности и ответственность за её неисполнение
или ненадлежащее исполнение.
Правовые последствия
одобрения принципалом действий,
совершённых в его интересах
без предварительных полномочий,
целиком совпадают с последствиями
действий должным образом уполномоченного
представителя.
Следует, однако,
отметить, что правоотношение представительства
в данном случае возникает лишь применительно к
одобренным действиям. На будущее время
правоотношение представительства не
может быть создано в результате такого
одобрения.
Одобрение может
быть выражено как в письменной форме,
например, в виде письма, телеграммы,
факса и т.п., так и путём конклюдентных
действий, например, принятием исполнения,
производством расчётов и т.п. При этом
важно лишь, чтобы из действий представляемого
однозначно следовало прямое одобрение
совершённой им сделки. Выполнение своих
обязанностей и реализация прав по сделке
свидетельствует о ее одобрении. Одобрение
сделки представляемым действует с обратной
силой, т.е. делает сделку действительной
с момента её совершения.
Для получения
одобрения необходимо, чтобы предполагаемый
принципал существовал в момент совершения сделки. Для действительности
последующего одобрения принципалом заключённой
от его имени сделки он должен не просто
существовать на момент её заключения,
но и обладать необходимой правоспособностью.
Изучение ряда
аспектов истории становления и развития института действий
в чужом интересе без поручения в российском
гражданском праве позволяет сделать
вывод о том, что институт действий в чужом
интересе без поручения был заимствован
российским гражданским правом из римского
частного права, при этом были учтены достижения
и опыт отечественных юристов.
Еще русские
цивилисты утверждали, что отношения
из действий в чужом интересе без
поучения существуют в "юридическом
быту», и поэтому необходимо его
закрепление в правовых нормах. Позднее
это же положение подтверждала и правоприменительная
практика судов. Применялась аналогия
закона, и данные правоотношения разрешались
на положениях смежных институтов: обязательств
из неосновательного обогащения или договора
поручения.
Советское гражданское
законодательство пыталось восполнить пробел
в Основах гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик 1961 г., а
затем в ГК РСФСР 1964 г., где впервые был
закреплен новый вид обязательств - обязательства,
возникающие вследствие спасания социалистического
имущества. Эти обязательства ранее были
признаны судебной практикой. Суды считали,
что такая обязанность возникает из особого
правового основания, и поскольку в гражданском
законодательстве отсутствовала норма,
регулирующая подобные отношения, опирались
на аналогию права. Но положения данного
института применялись лишь к отношениям,
возникающим между социалистической организацией
и гражданином. Отношения же между гражданами
регулировались ст.63 ГК РСФСР 1964 г., сводившей
весь сложный комплекс правоотношений,
возникающих из действий в чужом интересе
без поручения, к "сделке, совершенной
лицом, неуполномоченным или с превышением
полномочия».
Впервые обязательства
из действий в чужом интересе без
поручения были закреплены в российском
законодательстве в Основах гражданского законодательства
Союза ССР и республик 1991 г. в ст.118 гл.16
"Поручение». Однако и здесь Основы
1991 г. объединяли принципиальные положения
двух достаточно отличительных институтов:
совершение сделок в интересах другого
лица без поручения и предотвращение угрозы
ущерба имуществу других лиц без соответствующих
полномочий.
Полноценным институт
действий в чужом интересе без
поручения стал лишь с принятием
части второй ГК Российской Федерации.
Спустя столько времени данный институт
наконец-то получил должное закрепление в российском
законодательстве. На наш взгляд, это было
обусловлено стремлением законодателя
как можно быстрее закрепить в ГК РФ не
только исходные начала для правового
регулирования отношений в сфере экономического
оборота, но и ряд новых принципов, связанных
с признанием равенства всех участников
регулируемых им отношений, неприкосновенности
собственности, свободы договора, недопустимости
произвольного вмешательства кого-либо
в частные дела, необходимости беспрепятственного
осуществления гражданских прав, обеспечения
восстановления нарушенных прав, их судебной
защиты и др.
Говоря о правовой
природе действий в чужом интересе
без поручения, необходимо отметить,
что основным началом (принципом), определяющим
дух института действий в чужом интересе без поручения, его
особенности и отличие от смежных с ним
гражданско-правовых институтов, является
принцип солидарности интересов и делового
сотрудничества. В соответствии с указанным
принципом, во-первых, осуществление гражданских
прав управомоченным субъектом не должно
нарушать права и законные интересы других
лиц; во-вторых, субъекты гражданско-правовых
отношений должны содействовать друг
другу с целью достижения интересующего
их результата; в-третьих, если в результате
виновных действий обязанных лиц у управомоченных
субъектов могут возникать убытки, то
такие субъекты должны предпринимать
меры, предотвращающие возможность возникновения
убытков или уменьшающие их. Также к последнему
аспекту действия принципа солидарности
интересов и делового сотрудничества
можно добавить еще одну особенность,
относящуюся непосредственно к исследуемому
институту: гражданское право содействует
субъекту, предпринявшему действия по
предотвращению вреда другому субъекту
гражданского права. Главное проявление
этого содействия заключается в том, что
доминус, во всяком случае, имеет обязанность
возместить гестору понесенные им расходы.
В соответствии с принципом солидарности
интересов эта обязанность имеет своей
основой не только конкретные отношения
гестора и доминуса, но и общественный
интерес действий гестора, заключающийся
в поощрении гражданским правом проявлений
взаимопомощи и чувства гуманизма.
Рассматривая
вопрос о юридической природе
действий в чужом интересе без
поручения можно сделать вывод,
что институт действий в чужом интересе без поручения
имеет определенную двойственность, связанную
с тем, что гестор может предпринимать
как юридические, так и фактические действия.
Если в чужом интересе без поручения выполняются
юридические действия, получившие одобрение
заинтересованного лица, то, как правило,
возникает отношение представительства
с участием гестора, доминуса и третьего
лица. При этом данное отношение представительства
предполагает наличие или возникновение
договорного отношения, субъектами которого
являются доминус и третье лицо. Если же
в чужом интересе совершаются фактические
действия по предотвращению или уменьшению
вреда заинтересованному лицу, то субъектами
складывающегося отношения являются только
гестор и доминус.
Действия в
чужом интересе без поручения должны совершаться не по
произвольному желанию любого лица, а
лишь с соблюдением установленных законом
требований (ст.980 ГК РФ). В ином случае
они не получат признания закона и, следовательно,
не повлекут юридических последствий.
Совершившее их лицо сможет в этом случае
рассчитывать лишь на применение правил
о неосновательном обогащении (глава 60
ГК РФ). Также следует отметить, что правила
главы 50 ГК РФ не применимы к действиям
специализированных государственных
и муниципальных организаций, совершающих
их в силу своих уставных задач.
Несмотря на
то, что к действиям в чужом
интересе без поручения могут
быть причастны в том или ином
качестве третьи лица, субъектами исследуемых
обязательств являются лишь заинтересованное
лицо (доминус) и лицо, действующее в чужом интересе (гестор). В
качестве как одной, так и другой стороны
в этих обязательствах могут выступать
и граждане, и юридические лица (как российские,
так и иностранные), хотя в подавляющем
большинстве случаев в качестве гестора
выступают совершеннолетние дееспособные
граждане, совершающие действия в интересах
других лиц. В качестве заинтересованного
лица - субъекта обязательства из действий
в чужом интересе без поручения иногда
может выступать и государство.
В связи с
тем, что положения статьи 989 ГК РФ "Отчет лица, действующего
в чужом интересе» форма и содержание
данного документа не определены, в работе
предложена следующая форма и содержание
отчета лица, действующего в чужом интересе
без поручения, где предусмотрены следующие
разделы, включающие:
Ф. И.О. лица, действующего в чужом
интересе без поручения, его место жительства
и (или) место работы, номера контактных
телефонов, ИНН, номер страхового полиса,
номер расчетного счета;
Ф. И.О. заинтересованного
(одобряющего) лица, его место жительства
и (или) место работы или, если таковым
лицом является юридическое лицо, его
почтовый адрес, номер расчетного счета,
номера контактных телефонов и другие
реквизиты;
содержание действий,
совершенных в интересах заинтересованного
лица без поручения;
полученные результаты от предпринятых действий;
указание о
размере полученных доходов и
понесенных расходов и иных убытков;
перечень документов,
прилагаемых к отчету:
документы, удостоверяющие
размеры убытков, понесенных лицом,
действующим в чужом интересе
без поручения (квитанции, тексты договоров,
справки, чеки и т.п.);
документы, удостоверяющие
приобретенные для заинтересованного
лица какие-либо имущественные права
или возложенные обязанности.
В работе отстаивается
тезис о том, что после получения
уведомления от гестора о совершенных действиях
в интересах этого заинтересованного
лица без поручения оно обязано выразить
свою волю. При одобрении данных действий
заинтересованным лицом, в интересах которого
совершаются действия без поручения, к
возникшим в связи с этим отношениям применяются
правила о договоре поручения или ином
договоре, соответствующем характеру
предпринятых действий, даже если одобрение
было устным (ст.982 ГК РФ). Положения ст.982
ГК РФ применяются только к случаям, когда
заинтересованное лицо одобряет еще не
до конца совершенные, а находящиеся в
процессе исполнения действия без поручения.
Если же действия в чужом интересе без
поручения предприняты до конца, например
в ситуации, когда ожидание одобрения
или неодобрения доминусом этих действий
могло повлечь серьезный ущерб для доминуса,
то руководствоваться правилами ст.982
ГК РФ оснований нет.
В ст.1109 ГК РФ приводится
перечень случаев, когда имущество,
переданное другому лицу без правовых
оснований, не может быть истребовано
обратно как неосновательно приобретенное, т.е. когда не возникает
обязательства из неосновательного обогащения.
Перечисленные
случаи различны по своей юридической
характеристике. Так, например, основывается
на сделке и не может влечь последствий,
предусмотренных ст.1102 ГК РФ, передача имущества во исполнение обязательства
до наступления срока исполнения. Не противоречит
также закону передача имущества во исполнение
обязательства по истечению срока исковой
давности. В этих случаях действительно
имеет место передача имущества, которое
не должно передаваться в данный момент.
Но в одном - обязанность все же должна
быть исполнена позднее, а в другом - она
без законных оснований не была исполнена
ранее. Здесь нет потерпевших и нет неосновательного
приобретения. Напротив, неосновательно
выплаченная заработная плата и приравненные
к ней платежи, пенсии, пособия и др. приводят
к неосновательному приобретению имущества
получившими его лицами. Однако обязательства
по его возврату в силу содержащегося
в ст.1109 ГК РФ правила в этих случаях не
возникает.
Сравнительный
анализ различных видов деятельности
по предотвращению вреда, а именно:
действия в чужом интересе без
поручения, в состоянии крайней
необходимости и необходимой
обороны, а также обязательства
вследствие неосновательного обогащения,
позволяет определить действия в чужом
интересе без поручения как такой вид
этой деятельности, при котором намеренно,
добровольно совершаются юридические
и фактические действия, направленные
на предотвращение опасности, грозящей
имущественным и иным интересам граждан,
юридических лиц и государства, лицом,
не обязанным к этому договором или специальным
указанием закона.
Судебная
практика
Исследовательская
часть
Институт действия
в чужом интересе без поручения
был введен в российское гражданское
законодательство в целях регламентации отношений,
возникших вследствие совершения одним
лицом без соответствующего поручения
каких-либо юридических или фактических
действий одним лицом (гестором) в интересах
другого лица.
Данные отношения
регламентируются главой 50 ГК РФ. Данные действия осуществляются
чаще всего по моральным соображениям
в целях предотвращения вреда, угрожающего
личности или имуществу других лиц, когда
последние временно отсутствуют или сами
по каким-либо причинам не могут позаботиться
об охране своих интересов. К примеру,
осуществление действий по защите ребенка
от напавшего на него животного или человека,
по выносу вещей из горящего дома и т.п.
В некоторых случаях в интересах другого
лица могут осуществляться не только фактические,
но и юридические действия, в частности
исполняться их обязанности перед третьими
лицами (оплата обязательных платежей,
сборов, пошлин и т.д.).