Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:52, контрольная работа
Этот человек способен к борьбе за свои интересы, проявляет активность в политической жизни страны, следит за принимаемыми государственно важными решениями и его с полной уверенностью можно назвать особой личностью отстаивающей свои права и свободы. 2. Гражданское общество – это автономное и самостоятельное образование. Гражданское общество не нуждается в принуждении государства, оно вполне может существовать автономно, в противном случае оно потеряло бы свое предназначение, так как оно и появляется для оказания ограничения и контроля за деятельностью государства.
Что такое гражданское общество? Как соотносятся понятия «правовое государство» и «гражданское общество»?............................................................. ...............................3
Что такое политическая культура и ее структурные компоненты?........................................................................................11
Как соотносятся понятия «власть» и «насилие»?...........................................................................................19
Какую роль играет оппозиция в политической системе общества?.............................................................................................29
Принято считать, что республиканская политическая система априори более демократичная, чем монархическая. Англия и ряд европейских стран являются конституционной монархией, в то время как гитлеровская Германия была республиканской. Чем определяется уровень демократической страны: политической системой или политическим режимом? Объяснить ответ………...........................................................................................35
Используемые ресурсы…………………………………………………39
• формы и средства взаимодействия граждан с государством и другими политическими институтами.
В структуру политической культуры на уровне политической системы входят:
1) методы принятия политических решений (кем, в какой форме, на основе закона или нет);
2) формы и методы регулирования
социально-политических
3) тип электорального процесса (выборов) и т.д.
Политическая культура оказывает троякое воздействие на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием воспроизводятся традиционные формы политической жизни и происходит это даже при условии изменения политического режима. Во-вторых, политическая культура порождает новые для общества формы политической жизни. В-третьих, она может комбинировать традиционные и новые формы политической жизни.
Роль и значение политической
культуры в политической системе
общества характеризуют также ее
функции: познавательная - формирование
у граждан необходимых знаний,
взглядов, убеждений; интеграции - обеспечение
возможности сосуществования
Типы политических культур. Политическая культура любой страны формируется под воздействием многочисленных и разнообразных факторов (в т.ч. исторических, географических, экономических), что, очевидно, и предопределяет многообразие типов политической культуры. Понятие «тип политической культуры» используется для отражения специфики политической культуры определенной исторической общности и фиксирует наиболее общие черты политического сознания и поведения людей, живущих в определенный момент истории и в одной исторической среде.
В основании типологии политических культур могут лежать различные критерии. В современной политологии особую известность получила классификация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Верба в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Авторы сосредоточили внимание на ценностях, образцах поведения и способах организации власти. Они выделили три основных типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие в обществе, где он господствует, интереса граждан к политической жизни; отличающийся сильной ориентацией на политическую систему, но невысоким уровнем активности граждан; активистский с заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней. На практике эти типы политической культуры в чистом виде встречаются редко, а образуют, взаимодействуя между собой, смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Самой массовой и оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является, по мнению авторов, комбинация культур - гражданская или культура «гражданственности», в которой преобладают черты культуры подданнического типа.
В качестве еще одного критерия для типологии политической культуры выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Здесь можно говорить о рыночной и бюрократической политических культурах.
Рыночная политическая культура понимает политику как разновидность бизнеса, политика как «товар», политические решения - результат «торговой сделки». Высшей целью являются частные интересы, а государство и другие политические структуры рассматриваются как средство реализации интересов.
Этатистская политическая культура демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и регулировании политического участия граждан.
Существуют и более общие критерии типологии, заданные, в частности, цивилизованными особенностями Запада и Востока, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
Что представляет собою политическая культура России?
В России сложилась политическая
культура, особенности которой
В результате политическая
культура современной России представляет
собой культуру весьма противоречивую,
внутренне расколотую, с безоговорочным
преобладанием норм и ценностей
патриархального, традиционалистского
типа. Большинство граждан
Преобладание таких норм
и ценностей препятствует утверждению
в обществе демократических форм
организации власти, в ряде случаев
способствует активизации движений
националистического и
Таким образом, одной из насущных задач реформирования российского общества является преобразование политической культуры на основе демократических ценностей. Политика властей должна быть направлена на утверждение правовых, цивилизованных отношений между гражданами и государством, реальное изменение гражданского статуса личности, создание механизмов, с помощью которых люди могли бы влиять на политику властей и сделать их подконтрольными народу, преодолеть безответственность политических лидеров, а государству быть защитником общих интересов.
Политическая социализация. Политическая культура не передается путем прямого обучения. В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные организации, религиозные и общественные объединения, отдельные политические события.
Политическая социализация
представляет собой двуединый процесс:
с одной стороны, это усвоение
новыми поколениями существующей политической
культуры, а с другой - ее изменение,
трансформация за счет избирательного
освоения личностью этих традиций,
норм и закрепления их в формах
политического поведения. Процесс
этот непрерывен и идет на протяжении
всей жизни человека. Естественно, что
под влиянием различных социальных
и политических обстоятельств человек
может воспринимать одни ориентиры
и навыки и поступаться другими,
т.е. политическая социализация является
процессом одновременного обретения
и утрачивания человеком
В зависимости от возраста,
политического опыта и
Первичная политическая социализация (с трех-пяти лет) - первоначальное, непосредственное восприятие ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. Особенность этого этапа в том, что человек еще не понимает сущности и значения политического мира. Поэтому естественность и постепенность включения в него предусматривает первоначальное восприятие информации в формах, неразрывно связанных с бытовым опытом, авторитетом учителя, примером деятельности старших.
Вторичная политическая социализация
выступает тогда, когда человек
усвоил формы и способы переработки
политической информации, осуществления
ролей в сфере власти и способен
к индивидуальному и
Различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах позволяет выделить следующих типы политической социализации:
• гармонический, отражающий психологически нормальные отношения человека и институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданским обязанностям;
• гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей»;
• плюралистический, который
свидетельствующий о признании
человеком равноправия с
• конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.
Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (т.е. типы вертикальной социализации).
Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Считается, что власть появилась
с возникновением человеческого
общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать
его развитию. Она необходима для
организации общественного
Специфической разновидностью
является политическая власть — способность
определённой социальной группы или
класса осуществлять свою волю, оказывать
воздействие на деятельность других
социальных групп или классов. В
отличие от иных видов власти (семейной,
общественной и др.), политическая власть
оказывает своё влияние на большие
группы людей, использует в этих целях
специально созданный аппарат и
специфические средства. Наиболее сильным
элементом политической власти является
государство и система
Источники власти
М. Вебер источниками власти считал:
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)
Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).
К методам прямого насилия
нередко прибегает и
В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.
Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.
Физические, интеллектуальные,
психологические и нравственные
возможности
Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.
В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.
Насилие — применение физической силы или других средств, дающих физическое превосходство (например, оружия), с целью причинения боли, нанесения травм, повреждений или смерти.
Во всем мире насилие используется как инструмент манипуляций и является заботой правоохранительных органов, которые пытаются остановить его. Слово насилие охватывает широкий спектр. Его значение может варьироваться от споров между двумя людьми до войны и геноцида, в результате которых могут умирать миллионы людей. В моральных теориях (в Принципе неагрессии (англ.), Дискурсионной этике (англ.)) причиной насилия считается агрессия.