Цели и задачи государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:56, реферат

Краткое описание

Цели государственного управления должны быть признанными, привлекательными, популярными, поддерживаемыми гражданами и при этом – реальными. Чтобы все цели были поддержаны, опирались на возможности и силу управления, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов, цели, конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем, скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а наоборот, способствовала ее реализации.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи государственного управления.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

     Информационные  цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

     Важную  роль в государственном управлении играют разъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

     Представленный  горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические. Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Оперативные цели выдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.

     Цели  государственного управления могут  быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

  • общими, охватывающими весь комплекс государственного управления;
  • частными, охватывающими отдельные подсистемы.

     По  результатам: – конечные и промежуточные цели.

     По  времени выделяют:

  • долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);
  • среднесрочные цели (на 5 лет);
  • краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

     По  отношению к главным целям  могут возникнуть побочные (вторичные) цели, которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

Функции государственного управления

     Цели  государственного управления реализуются через систему функций. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач. Сущность функций государственного управления определяется той ролью, которую играет управляющая система в целом или ее отдельные элементы для достижения поставленных целей.

     Функция (лат. functio – отправление, деятельность) – это реальное, целенаправленное воздействие на управляемый объект.

     Существуют  различные классификации функций: общие и специальные, внутренние и внешние, и т.д.

     Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.

     Государство, как универсальная организация  общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его деятельность теряет всякий смысл, поэтому следует отражать и общественные функции государства.

     Можно выделить несколько внутренних и  внешних общественных функций государства, которые присущи ему в современный период. К внутренним функциям относятся:

  • Экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики;
  • Политическая – обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;
  • Социальная – определение социальной политики, обес- 
    печение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения;
  • Нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;
  • Экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

     Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

     Функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного министерства, уставе административной службы.

     Выполнение  политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Государственное учреждение может издавать нормативные акты, но они обязательны лишь для тех граждан (физических и юридических лиц) и в том случае, если они являются пользователями услуг данного учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.

     Административные  функции в отличие от политических, непрерывны в исполнении, и их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, норм, правил, норм порядка и предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам. Идеалом здесь может служить автоматизм принятия административных мер, например, по пресечению правонарушений. Именно таким образом обеспечивается правовой характер государства.

     Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые реализуются на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения. Специфическими, требующими профессиональной управленческой квалификации, являются квалификационно-управленческие функции. К ним относятся: планирование, прогнозирование, мотивация, организация, регулирование, координация, контроль.

     Прогнозирование и планирование – главное звено всей системы управления. Прогнозирование – это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование – это процесс определения достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это – постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

     Организация. Главная задача данной функции состоит в том, чтобы сформировать управляющую и управляемую системы, установить конкретные параметры, режим работы подразделений объекта и субъекта управления, взаимосвязей между ними, в том числе:

  • степени централизации и децентрализации управления;
  • разделения и кооперации труда в объекте и аппарате управления;
  • уровней организации рабочих мест и условий труда;
  • квалификации работающих;
  • регламентации и стимулирования работы подразделений и каждого работающего.

     Эта функция выступает как вид  деятельности, который направлен  на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных  инструкций, положений, других нормативных  документов.

     Координация обеспечивает согласованность работы всех звеньев системы управления. Благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур объекта и субъекта управления.

     Регулирование – это целенаправленная деятельность соответствующих государственных органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентирует хозяйственные отношения в обществе. Регулирование в широком смысле заключается в издании законов, подзаконных и судебных актов, устанавливающих общие правила для всех субъектов общественных отношений. В узком смысле регулирование является функцией государственного управления в определенной сфере общественной жизни. В социально-экономической сфере государство регулирует отношения посредством государственного бюджета, государственного заказа на товары и услуги, налогов, таможенных тарифов, пошлин, республиканских целевых программ, ценовой политики и т.д. Например, применяя процедуры банкротства, государство оказывает регулирующее воздействие.

     Государственное регулирование создает отношения  упорядоченности и устойчивости социально-экономической системы и в случае отклонения от заданных параметров приводит в действие весь ее персонал.

     Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и корректировка управленческих воздействий. Он призван выполнить обратную связь объектов управления с аппаратом управления с тем, чтобы оценить и дать информацию о реализации управленческих решений. Контроль должен удовлетворять следующим требованиям: оперативности, гласности, объективности, целесообразности. Контроль осуществляют различные государственные органы: парламент, правительство, министерства, суды, в том числе и конституционный, органы государственного контроля.

     Мотивация, как управленческая функция, чаще рассматривается применительно к локальным системам. Для управленца главное – уловить и познать мотивы деятельности людей с тем, чтобы учитывать их при руководстве.

     Специфические функции находят свое проявление в конкретных ситуациях, где необходимо действовать только от имени государства – это правоприменение, проведение выборов и референдумов, переписи населения, лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (введение президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и другие.

Принципы  государственного управления

     Реализация  государственного управления базируется на принципах – фундаментальных  положениях, проверенных теорией  и практикой.

     Принцип (от лат. – «principium» – первоначало, первооснова) отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы государственного управления. Принципы государственного управления – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система государственного управления.

     Анри  Файоль писал, что для того, чтобы  осуществлять управленческую деятельность, надо опираться на принципы, т.е. на признанные истины, считающиеся доказанными» (Файоль А. Общее промышленное управление. М., 1923, с. 24-25).

     Файоль  А. сформулировал 14 общих принципов управления:

  1. Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда.
  2. Власть, означающая право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности.
  3. Дисциплина – повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т.е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией.
  4. Единство распорядительства – служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
  5. Единство руководства – один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
  6. Подчинение частных интересов общим – в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
  7. Справедливое вознаграждение персонала – по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие.
  8. Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия.
  9. Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими.
  10. Порядок – определенное место каждого лица, его полномочий и функций.
  11. Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием.
  12. Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров.
  13. Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов.
  14. Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.

Информация о работе Цели и задачи государственного управления