Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего гражданского законодательства и судебной практики рассмотреть наиболее значимые теоретические и практические проблемы, связанные с применением банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств, и сделать предложения по совершенствованию гражданского законодательства.
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института гражданского права ………………………………..…………………6
1.1. Понятие и признаки банковской гарантии …………………………………6
1.2. Виды и значение банковской гарантии …………………………………….9
Глава 2. Обеспечительный механизм банковской гарантии ………...……….17
2.1. Понятие, правовая природа, предмет соглашения о предоставлении банковской гарантии …………………………………..………………………..17
2.2. Исполнение по банковской гарантии……………………………………...21
2.3. Право гаранта, исполнившего обязательство, на регресс………………..26
2.4. Прекращение обязательств из банковской гарантии………….………….31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников
45
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института гражданского права ………………………………..…………………6
1.1. Понятие и признаки банковской гарантии …………………………………6
1.2. Виды и значение банковской гарантии …………………………………….9
Глава 2. Обеспечительный механизм банковской гарантии ………...……….17
2.1. Понятие, правовая природа, предмет соглашения о предоставлении банковской гарантии …………………………………..………………………..17
2.2. Исполнение по банковской гарантии……………………………………...21
2.3. Право гаранта, исполнившего обязательство, на регресс………………..26
2.4. Прекращение обязательств из банковской гарантии………….………….31
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников
Введение
Вопросы обеспечения исполнения обязательств являются весьма актуальными в условиях российского гражданского оборота, где деловая этика ещё не вполне соответствует международным стандартам. При принятии Гражданского кодекса РФ законодатель расширил ранее известные отечественному правопорядку способы обеспечения исполнения обязательств, дополнив новым обеспечительным механизмом – банковской гарантией. Данный способ обеспечения исполнения обязательств успешно применяется в международном банковском праве, так как при помощи этого правового механизма обеспечивается быстрая реализация прав кредитора при нарушении основного обязательства должником, а потому и надёжная защита его интересов.
Поскольку банковская гарантия существует в отечественной практике сравнительно недавно, в настоящее время она ещё не получила должного распространения во внутреннем хозяйственном обороте. Однако потребность в данном экономическом и правовом инструменте объективно существует и связана она с устойчивым экономическим ростом в России.
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Применение банковской гарантии как финансового инструмента является актуальным в тех случаях, когда предпринимателям для осуществления бизнес-проекта не нужен кредит как таковой, а необходима уверенность в том, что банк предоставит денежные средства на погашение обязательств должника в случае возникновения проблем. При этом ценность именно конструкции банковской гарантии заключается в независимости платёжного обязательства гаранта от основного обязательства между принципалом и бенефициаром. Несмотря на постоянное развитие науки гражданского права в области исследования способов обеспечения исполнения обязательств в общем, и банковской гарантии в частности, в настоящее время как в науке, так и в правоприменительной практике остаются неразрешёнными многие проблемные вопросы банковской гарантии. Среди дискуссионных вопросов применения банковской гарантии наиболее важное теоретическое и практическое значение имеют такие вопросы, как: о правовой природе банковской гарантии и правовой природе соглашения о предоставлении банковской гарантии, о моменте выдачи банковской гарантии, о сроке, на который выдана банковская гарантия, о праве регрессного требования гаранта к принципалу независимо от наличия соглашения об этом и другие. Отсутствие в юридической литературе единства мнений в отношении механизма банковской гарантии обусловлено тем, что содержание отдельных статей ГК РФ о банковской гарантии является недостаточно чётко определённым, ввиду чего по-разному толкуется специалистами-правоведами.
Всё вышесказанное определяет необходимость более детального рассмотрения ряда аспектов правового регулирования банковской гарантии в российских условиях, что и определяет актуальность темы настоящей курсовой работы.
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего гражданского законодательства и судебной практики рассмотреть наиболее значимые теоретические и практические проблемы, связанные с применением банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств, и сделать предложения по совершенствованию гражданского законодательства.
Поставленная цель конкретизирована рядом задач, решение которых и составило основное содержание настоящей работы. Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и признаки банковской гарантии;
– определить виды и значение банковской гарантии;
– выявить правовую природу и предмет соглашения о предоставлении банковской гарантии, оформляющего отношения гаранта и принципала, связанные с выдачей банковской гарантии;
– проанализировать особенности исполнения обязательства гаранта, его ответственность, а также общие и специальные основания прекращения гарантийного обязательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с выдачей и реализацией банковской гарантии.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты гражданского, банковского, страхового законодательства, регулирующие использование банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения обязательств; доктринальные положения, раскрывающие специфику банковской гарантии; а также соответствующие постановления высших судебных инстанций.
Методологической основой работы послужили основополагающие категории современной материалистической диалектики, философские и частнонаучные методы исследования, отражающие диалектическую взаимосвязь теории и практики. В исследовании реализован системно-структурный подход к изучению проблем института банковской гарантии, в связи с чем особое значение приобрели методы анализа, синтеза, индукции и дедукции. Работа выполнена с использованием историко-правового, статистического, формально-логического, сравнительно-правового методов.
Глава 1. Общая характеристика банковской гарантии как самостоятельного института гражданского права
1.1. Понятие и признаки банковской гарантии
Согласно ст.368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.
Кто такой принципал? В сущности, он должник или будущий должник бенефициара, и об этом абсолютно прямо не сказано в Гражданском кодексе. Но в ст.368 ГК прямо сказано обратное: "Бенефициар - кредитор принципала". Следовательно, принципал в таком случае будет являться должником бенефициара. При таком понимании схемы правоотношений по банковской гарантии "принципал - должник", а "бенефициар - кредитор" уяснение правового положения субъектов банковской гарантии заметно упрощается.
Рассмотрим другие элементы банковской гарантии.
Первое. Кто может быть субъектом банковской гарантии? Ст.368 ГК называет в качестве лиц, правомочных выдавать банковскую гарантию, банк, иное кредитное учреждение и страховую организацию. Однако ученые-правоведы считают, что перечень субъектов банковской гарантии сильно сужен законодателем, а в правоприменительной практике такие гарантии выдают и иные субъекты гражданского права.
Имеют место случаи выдачи гарантии от имени Правительства РФ (об особенностях таких гарантий см. ст.126 ГК). Следует считать возможным выдачу гарантии на условиях § 6 гл.23 ГК и другими субъектами гражданского права, поскольку согласно п.1 ст.329 ГК способы обеспечения обязательств могут самостоятельно предусматриваться заинтересованными в том сторонами.
Второе. О форме банковской гарантии. Гарантия должна выдаваться в письменной форме. Согласно Закону о бухгалтерском учете она подписывается также главным бухгалтером или бухгалтером соответствующего юридического лица (ст.7), что практиковалось и ранее. В статьях ГК нет прямых указаний на последствия нарушения правила о письменной форме гарантии. Но из их содержания со всей очевидностью следует, что такая гарантия будет ничтожной, несмотря на то что в силу ст.162 ГК РФ и допускается представление письменных и иных доказательств.
Третье. Об условиях банковской гарантии. В ст.368 ГК о них не говорится, но в последующих статьях Кодекса сказано об основных свойствах и пределах действия банковской гарантии:
а) она ограничивается суммой, которая выдана (ст.377 ГК);
б) ее условием может быть срок гарантии (п.2 ст.374 ГК);
в) обязательность предоставления отдельных документов (ст.374 ГК).
Четвертое. В гарантию могут быть включены и другие условия: о возможности ее отзыва (ст.371 ГК), передаче ее бенефициаром другому лицу (ст.372 ГК), особом порядке вступления гарантии в силу (ст.373 ГК), ответственности гаранта за невыполнение своего обязательства (ст.377 ГК).
И последнее. Об обеспечительной функции банковской гарантии. Профессор В.В. Витрянский указывает, что, "несмотря на абсолютную новизну банковской гарантии для российского законодательства, в юридической литературе не прекращаются попытки найти и определить черты банковской гарантии, делающие ее похожей на иные способы обеспечения исполнения обязательств и даже на иные гражданско-правовые институты, не имеющие отношения к способам обеспечения обязательств".
И далее, профессор Витрянский В.В., полемизируя с отдельными учеными-правоведами по указанному вопросу (А.Л. Маламедом, Т.А. Фадеевой, Е.А. Павлодским), довольно убедительно доказывает главную идею и смысл банковской гарантии - ее обеспечительный характер - и то, что она являет собой "самостоятельный способ обеспечения обязательств". Дальнейшее рассмотрение сущности правоотношения банковской гарантии подтверждает эту позицию М.И. Брагинского и В.В. Витрянского о безусловно обеспечительном характере банковской гарантии.
Так, предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст.370 ГК РФ).
Как указывается в п.2 ст.375 ГК РФ, гарант должен проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствует ли требование бенефициара и приложенные к нему документы условиям гарантии. Аналогичную по содержанию норму содержит также ст.9 Унифицированных правил: все документы, предоставляемые в соответствии с гарантией, должны быть проверены гарантом с надлежащим вниманием, для того чтобы определить, соответствуют ли они по внешним признакам условиям гарантии.
Гарант во всех случаях обязан рассмотреть требования бенефициара. Так, по получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Помимо всего, гарант также должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (п. п.1 и 2 ст.375 ГК РФ).
Законодатель в п.2 ст.375 ГК РФ не расшифровывает понятий "в разумный срок" и "проявить разумную заботливость". Что касается понятия "разумный срок", то о нем сказано в абз.2 п.2 ст.314 ГК РФ:
"Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства". Поэтому несоблюдение "разумного срока" гарантом дает бенефициару право возложить на него ответственность сверх суммы гарантии по правилам п.2 ст.377 ГК.
Относительно определения "разумная заботливость" Гражданский кодекс России не устанавливает его законодательного понятия. Следует только констатировать тот факт, что понятие "разумная заботливость" корреспондирует с п.3 ст.10 ГК РФ, где фигурирует выражение".разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются".
В практике встречаются случаи, когда гарант по отдельным причинам отказывается произвести гарантийный платеж бенефициару. В этом случае бенефициар обязан предъявить к нему иск в суде. Обязанность лица заявить иск в суде в случае нарушения его прав вытекает из материальной (п.4 ст.401 ГК РФ) и процессуальной правовых норм (п.3 ст.4 АПК РФ "Отказ от права на обращение в суд недействителен"). Причем указанный иск должен быть заявлен бенефициаром в пределах срока исковой давности, определяемого главой 12 ГК РФ.
1.2. Виды и значение банковской гарантии
За рубежом банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательства представляет собой довольно широкое понятие и может выдаваться не только банком. Она может соединять в себе признаки, как свойственные нашему праву, так и другим способам обеспечения исполнения требований кредиторов, таким, как:
гарантия выплаты задолженности по арендной плате, за неуплату которой имущество подлежит аресту;
гарантия выплаты долга частичными платежами, принимая во внимание, что кредитор все еще отказывается от судебного преследования или не дает ему ход (штрафной характер);
гарантия со стороны нескольких лиц по предоставлению ограниченных сумм;
гарантия со стороны нескольких поручителей по выплате сумм по закладной с ограничением ответственности каждого поручителя (элементы поручительства, вовсе исключающие знакомый нам субъектный состав банковской гарантии) и т.д.
В международной практике выделяют следующие особенности банковских гарантий, характеризующие их виды.
1. Гарантия может выдаваться либо в пользу контрагента принципала (прямая гарантия), либо в пользу банка, обслуживающего контрагента (гарантия через посредство банка).
2. В соответствии с характером обязательства различаются:
гарантия твердого предложения товара;
гарантия платежа (форма такой гарантии разработана прецедентами в международной практике. Гарантия носит характер независимого договора с ограниченной ответственностью гаранта);
гарантия поставки (гарант выплачивает выгодоприобретателю денежную сумму в счет непоставленных/
гарантия предоставления, например, товара;
гарантия возврата финансовых платежей;
налоговые, судебные, таможенные гарантии.
3. Банковские гарантии подразделяются также на условные и по первому требованию. При условной гарантии гарант обязуется произвести платеж в пользу бенефициара в случае предъявления последним документов:
Информация о работе Банковская гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств