Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 16:42, контрольная работа
Аналогия закона заключается в следующем. Когда закон прямо не предусматривает рассматриваемого судом случая, но предусматривает другой случай, сходный с первым в существенных чертах и различающихся лишь во второстепенных, несущественных признаках, суд решает дело на основании закона, предусматривающего этот иной, но сходный случай.
Отличие применения закона по аналогии от распространительного толкования заключается в том, что при распространительном толковании применяется тот закон, который предусматривает данный рассматриваемый случай; при применении же закона по аналогии применяется закон, предусматривающий не данный случай, а наиболее сходный с ним, потому что как раз рассматриваемый случай законом вообще не предусмотрен.
Аналогия закона и аналогия права……………………………...….2
Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях…………………………………….3
Классификация вещей как объектов гражданских правоотношений……………………………………………………..5
Виды сделок…………………………………………………….……7
Приватизация государственной и муниципальной собственности…………………………………………………..…..10
Список литературы…………………………………………..…….14
Содержание
Аналогия закона и аналогия права
Аналогия закона – это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.
Применение закона по аналогии заключается в следующем. Возможно, например, что при решении какого-либо гражданского или уголовного дела окажется, что данный случай прямо законом не предусмотрен, но поскольку суд не может отказаться от разрешения дела по тем мотивам, что в законе есть пробел, он должен решить дело на основании закона, предусматривающего случай, наиболее сходный (аналогичный) с рассматриваемым.
Применение закона, предусматривающего наиболее сходный случай, при отсутствии закона, прямо предусматривающего рассматриваемый случай, называется применением закона по аналогии.
Аналогия закона заключается
в следующем. Когда закон прямо не предусматривает
рассматриваемого судом случая, но предусматривает
другой случай, сходный с первым в существенных
чертах и различающихся лишь во второстепенных,
несущественных признаках, суд решает
дело на основании закона, предусматривающего
этот иной, но сходный случай.
Отличие применения
закона по аналогии от распространительного
толкования заключается в том, что при
распространительном толковании применяется
тот закон, который предусматривает данный
рассматриваемый случай; при применении
же закона по аналогии применяется закон,
предусматривающий не данный случай, а
наиболее сходный с ним, потому что как
раз рассматриваемый случай законом вообще
не предусмотрен.
Понятие
«аналогия закона» следует отличать
от понятия «аналогия», применяемого в
логике, где аналогией (или умозаключением
по аналогии) называется умозаключение,
в котором из сходства двух предметов
в одних признаках делается вывод об их
сходстве в других признаках.
Практическое применение
закона по аналогии может иметь различный
смысл.
Аналогия в праве
имеет совершенно иное значение. Она является
не средством обхода закона, а средством, обеспечивающим дейс
Наряду с аналогией
закона в юридической литературе обычно
указывается аналогия права.
Под аналогией права понимается решение дела на
основе общих принципов, заложенных в
данной правовой системе, а под аналогией закона
– решение дела на основе закона,
предусматривающего наиболее сходный
случай.
Этот прием применения права
возможен в самых исключительных случаях,
так как развернутое и стабильное законодательство
регулирует общественные отношения достаточно
полно и устанавливает правовые нормы,
дающие суду возможность решить на основе
закона любой спор о праве гражданском.
Правоприменяющий субъект часто имеет достаточно большой диапазон возможностей неодинакового решения юридически значимых проблем. Это создает почву для произвола и злоупотреблений государственных органов и должностных лиц. Институты аналогии закона и аналогии права еще более увеличивают такие возможности.
К чему может привести злоупотребление аналогией, показывает история уголовного права фашистской Германии. Закон от 28 июня 1935 г. отменил основополагающий принцип права «нет преступления без закона» и ввел широкое применение аналогии, создав тем самым «правовую базу» для судебного произвола и расправы с политическими противниками, которые никаких преступлений в общепринятом смысле слова не совершали.
В настоящее время
институт аналогии в российском уголовном
праве отсутствует.
Изложенные теоретические
положения, типичные и для российской
науки, и для юриспруденции Запада, справедливы
применительно лишь к той части нормативной
системы, которая создана государством.
Иными словами, в них не учитывается несовпадение
права и закона.
Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти.[1] При этом не требуется специального уполномочия.
Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.
Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.
Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем.
Осуществляет:
передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.
От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.
Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).
Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.
Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).
Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.
РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.
РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.
Федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ могут выступать государственными заказчиками в договорных связях по поставкам сырья, продукции и товаров для государственных нужд.
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территорий, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг для населения.
Возможно участие и в иных договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота.
Среди случаев участия в гражданских правоотношениях РФ, субъектов, муниципальных образований следует назвать:
* возмещение ими вреда,
причиненного незаконными
* возмещение государственного
вреда, причиненного гражданами
незаконным осуждением и
* взыскание в доход
государства имущества по
РФ, субъекты, муниципальные образования могут быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).
РФ, субъекты, муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.
От имени государства совершают и исполняют внешнеэкономические сделки торговые представительства РФ за границей, также другие органы исполнительной власти. Так, получение иностранных кредитов РФ осуществляется Правительством РФ на основе международных договоров, гражданско-правовых договоров и гарантий от имени РФ или правительства РФ.
Классификация вещей как объектов гражданских правоотношений
Вещи – объекты гражданских прав, имеющие материальную, осязаемую форму товара, - имеют следующую классификацию:[2]
В его состав входит :
Виды сделок
Среди всех правомерных действий граждан и юридических лиц как юридических фактов наиболее распространены всевозможные сделки. Согласно ст. 153 Гражданского кодекса сделкой признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.[3] Из данного определения следуют основные общие признаки сделки. Во-первых, сделка представляет собой правомерные действия. Во-вторых, сделка – это всегда волевой акт, поскольку для ее совершения необходимо желание лица, совершающего сделку. В-третьих, сделка направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений. Наконец, сделка порождает гражданские правоотношения.
Классификация сделок производится по различным основаниям.
1. В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, волеизъявление которых требуется для совершения сделок, последние подразделяются на односторонние, двух– и многосторонние сделки (или договоры). Здесь следует иметь в виду что под стороной, совершающей сделку, понимается сторона, выражающая свое волеизъявление к порождению каких-либо правовых последствий. Лица, которые участвуют в сделке, но при этом не выражают своего волеизъявления, именуются как третьи лица или участники сделки.
Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса). Типичный пример односторонней сделки – составление завещания, принятие наследства, объявление конкурса. Сделки, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, являются двух– и многосторонними. Такие сделки именуются договорами.
Примером двусторонней сделки является договор розничной купли-продажи, многосторонней сделки – договор о совместной деятельности (или договор простого товарищества).
2. По экономическому содержанию различают сделки возмездные (договор аренды) и безвозмездные (договор дарения, договор безвозмездного пользования (ссуды)).
3. По моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, различают сделки реальные (от лат. res – вещь) и консенсуальные (от лат. consensus – соглашение). Консенсуальными признаются сделки, для совершения которых достаточно достижения соглашения о совершении сделки. Например, договор купли-продажи считается совершенным в момент достижения соглашения между продавцом и покупателем