Административные правонарушения и административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях - это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.
Административно-процессуальные нормы, регулирующие производство, содержатся в административно-процессуальном законодательстве, отнесенном к совместному ведению РФ и ее субъектов и являющемся составной частью законодательства об административных правонарушениях.

Оглавление

Введение 3
Основная часть:
Административная ответственность 4
Административное правонарушение 7
Административные наказания 11
Производство по делам об административных правонарушениях 16

Практическая часть 24

Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

право контрольная работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Состав административного правонарушения включает в себя:

-объектом правонарушения являются те общественные отношения которые охраняются административным правом.

-объективная сторона – это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

-субъектом правонарушения - являются вменяемые, достигшие определенного возраста (шестнадцать лет) физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, организации, а к ним приравненные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

-субъективная сторона административного правонарушения, это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Таким образом, юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией противоправного действия или бездействия и привлечением к административной ответственности. При отсутствии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое – подлежит прекращению.

 

Административные наказания

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившем административное правонарушение.

Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

Нормы ст.3.2. КоАП РФ закрепляют систему видов административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное наказание, либо основное и дополнительное наказание вместе.

Предупреждение (ст.3.4.) как мера административного наказания выносится в письменной форме. Устное замечание не является административным наказанием.

Административный штраф (ст.3.5.) – это денежное взыскание. В системе административных наказаний – самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов исчисления величины штрафа:

- во-первых, величина, кратная  минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения;

- во-вторых, величина кратная  стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения правонарушения;

- в третьих, сумма неуплаченных  налогов, сборов подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.6.) состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие – это мера административной ответственности за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения, может быть обращено в пользу собственника.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст.3.7.) состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст.3.7. КоАП РФ, конфискованы, могут быть лишь предметы, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Конфискация допускается только по судебному решению. Конфисковано может быть не вообще имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами административных проступков.

Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяется конфискация в процессе административного разбирательства.

Лишение специального права (ст.3.8.) предоставленного данному гражданину, предполагает лишение права управлять транспортными средствами, права охоты, права пользования на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств сроком от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Административный арест (ст.3.9.) применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток.

Административный арест назначается только судьей.

Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально предназначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изолятор временного содержания или спецприемник).

Также законодатель в ст.3.9. КоАП РФ определяет, что административный арест не может применяться: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам I и II групп.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст.3.10) состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - контролируемом самостоятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Дисквалификация (ст.3.11) – это новый вид административного наказания, который заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности (ст.3.12) – дополнительно включено в КоАП РФ в 2005 году и представляет собой:

  1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности назначается судьей.

  1. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
  2. Судья на основании ходатайства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.

Наказания за административное правонарушение налагаются в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законом.

 

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.

Производство характеризуется множественностью и разнообразием осуществляющих его субъектов, которые могут быть классифицированы по различным критериям:

-от компетенции, во-первых, субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. По сути дела — это субъекты административной юрисдикции, во-вторых, субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела.

-от федеративного устройства РФ — субъекты производства, во-первых, по делам, предусмотренным КоАП РФ, во-вторых, субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законами субъектов РФ.

-от способа разрешения дел — индивидуальные и коллегиальные субъекты;

-от правового статуса — субъекты, относящиеся и не относящиеся к судебной системе.

КоАП РФ не относит к участникам производства субъектов административной юрисдикции в связи с их особым положением.

Именно они наделены определенными властными полномочиями, необходимыми для вынесения законного и обязательного для исполнения решения по делу. Участники не обладают подобными полномочиями, хотя каждый из них имеет свой правовой статус в производстве, реализуя который они способствуют законному и объективному разрешению дела. Ими признаны: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производство, им признается физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), ответственность за которое предусматривается законодательством об административных правонарушениях.

Потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Законные представители физического лица. Ими являются его родители, усыновители, опекуны и попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Защитник и представитель. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой помощи потерпевшему — представитель.

Свидетель. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Понятой. Им может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. 

Специалист — лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств.

Эксперт — лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведении экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик — лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу.

В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинение административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не могут быть использованы доказательства, полученные с нарушением закона.

Информация о работе Административные правонарушения и административная ответственность