Защита прав и свобод личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Основные права и свободы человека закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Общепринятыми критериями классификации являются сферы жизнедеятельности общества , в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. При этом грань, проводимая между группами прав и свобод, достаточна условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Права и свободы личности……………………...………………………6
1.1 История возникновения прав и свобод ….………………………………6
1.2 Понятие и сущность прав и свобод …………………...………………..15
1.3Виды прав и свобод…………………………………………………………..
Глава 2. Уровни защиты прав и свобод ………….…...21
2.1 Защита прав и свобод на международном уровне ………………...........21
2.2 Защита прав и свобод на уровне государства…………..32
2.Защита прав и свобод на уровне местного самоуправления……………....51
Заключение …………………………………………………………………...62
Библиографический список ……………………………………………………67
Приложения ……………………………………………………………………..70

Файлы: 1 файл

obrazets_titulnogo_lista_kursovaya_rabota3.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело насвободе”[9].Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма. В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, -говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к

обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием” [10]. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. “Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”[11].

Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних

полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от

объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

 

 

 

Понятие и сущность прав и свобод

Права и свободы человека занимают центральное место в общей шкале гуманитарных ценностей. Они внетерриториальны и вненациональны, т.е. их признание и соблюдение, а также защита являются не внутренним делом какого-либо государства, а объектом международного регулирования.

Права личности-это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права личности - установленные и гарантированные государством в правовой норме возможности ( правомочия) индивида совершать определенные действия, указанные в законе. Так же права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объём их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лицо без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать права и отвечать за свои действия

Свободами человека называют те сферы ,области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться, и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями ,не выходя из дозволенных государством пределов.

Если права человека определяют его конкретные действия( право свободно передвигаться ;выбирать место жительства ;избирать и быть избранным),то свободы закрепляют а индивидом возможность самостоятельного выбора не отчерчивая при этом конкретного результата.

В отношении прав и свобод человека сложилось несколько теоретических подходов. Сторонники естественно-правовой теории, со времен Аристотеля считают права человека естественными, вытекающими из неизменной природы разумного существа. В основе прав и свобод по их мнению могут быть лишь правила морали и критерии справедливости безотносительно к правовым нормам государства.

Сторонники позитивистского подхода к правам и свободам личности считают, что права и свободы граждан устанавливаются и гарантируются прежде всего государством, т.е. носят конкретно-исторический характер. Отражением этого подхода является и точка зрения известного советского теоретика права С.С. Алексеева: «О правах человека возможно говорить лишь в смысле тех социальных возможностей, той социально оправданной свободы поведения человека как общественного существа, которые определены конкретными условиями его жизнедеятельности в данной общественной системе, действием объективных социальных закономерностей». Интересно, что впоследствии С.С. Алексеев несколько смягчает свою позицию, называя права человека непосредственно-социальными правами. Он соглашается, что «права человека относятся к самым глубоким, первичным естественным основам бытия человека…, однако подчеркивает, что «вторжение» прав человека в самую ткань правовой системы характеризуется тем, что они начинают приобретать непосредственно юридическое значение. Этот процесс идет через механизм внутригосударственного права». Существуют также дуалистическая и монистическая концепции прав и свобод человека. Дуализм заключается в том, что международное право и право отдельного государства рассматриваются как различные, но взаимосвязанные системы, влияющие друг на друга. Монистическая концепция может исходить либо из примата внутригосударственного права, либо из верховенства международного права, в любом случае, рассматривая их, как изолированные друг от друга системы.

В теоретическом понимании прав и свобод человека редко делается разграничение между понятием «право» и понятием «свобода». Так, В.Н. Кудрявцев и М.С. Строгович считали: «Политическая свобода – это также право на определенный вид свободного поведения». Юрист В.Г. Стрекозов и Ю.Д. Казанчев также рассматривают свободу как меру возможного поведения лица, не проводя различий с понятием субъективного права личности. В то же время В.З. Пущин считает, что понятие «свобода» – «более емкий феномен, предполагающий возможность человека по своему усмотрению исповедовать идеалы, придерживаться ценностных ориентаций. В содержании свободы может входить набор нескольких прав человека».

Об условности разграничения понятий «право» и «свобода» говорят также юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Тем не менее, они отмечают, что «понятие «свобода» в большей мере связано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищенной от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур»

В юридической науке все права граждан называют еще субъективными, т.е. индивидуальными правами. «Субъективное право – это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса».

Многообразие подходов к пониманию прав и свобод человека не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общегуманитарных и общедемократических требований к правовому и социальному положению личности.

 

 

 

 

 

 

Виды прав и свобод

Основные права и свободы человека закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Общепринятыми критериями классификации являются сферы жизнедеятельности общества , в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. При этом грань, проводимая между группами прав и свобод, достаточна условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.В современном мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами. Практический опыт показывает, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно согласится также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущества политических и личных прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека. Различают:гражданские(личные),экономические,политические,социальные,культурные,экологические.Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения.Экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение, означает возможность свободного создания и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами.Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества ,их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важно значение имеют право на труд, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие. Экологические права призваны обеспечить нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории . Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями. Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, то есть установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права свободы, предусмотренные текущим законодательством.

 

 

 

 

Глава2 Уровни защиты прав и свобод 
защита прав и свобод на международном уровне

Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Защита прав человека средствами ООН.Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» — неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур.

 

Необходимость создания надгосударственных структур ради коллективной безопасности стала очевидной в XX в., когда прошли две мировые войны, в которые были вовлечены многие страны мира. Число их жертв значительно превысило число жертв во всех предшествующих конфликтах; стали известны факты самого преступного и бесчеловечного обращения с военнопленными, мирным населением и т.д.

 

После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций — первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры - Организации Объединенных Нации (ООН).

 

Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.

 

Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

 

В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.

Информация о работе Защита прав и свобод личности